Сертификация и стандартизация

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП "НАМИ" (НИЦИАМТ ФГУП "НАМИ")

ОС АТДП "Центр сертификации"

Межотраслевой фонд "НАМИ-Сертификация автомобильных изделий"

Межотраслевой фонд "Сертификация автотранспорта САТР"


Орган по сертификации механических транспортных средств и прицепов

Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11MT02 Впервые аккредитован: 01.04.1994 г. Переаккредитован: 12.07.1996 г., 21.10.1998 г., 10.06.2003 г., 06.06.2006 г.



Кисуленко Борис Викторович, заместитель генерального директора по научной работе ФГУП «НАМИ», руководитель Межотраслевого фонда «Сертификация автотранспорта - САТР-фонд», председатель Всемирного форума по вопросам согласования правил в области транспортных средств, кандидат технических наук, имеет научное звание старшего научного сотрудника, эксперт по сертификации автомобильной техники.


В качестве Органа по сертификации механических транспортных средств и прицепов САТР-Фонд организует и проводит работы по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования в соответствии с утвержденной областью аккредитации , в результате которых на них оформляются "Одобрения типа транспортного средства" и Сертификаты соответствия.

Процедура сертификации проводится в соответствии с "Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов", утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.98 № 19 и зарегистрированными в Министерстве Юстиции России 15.05.98 г. Указанные Правила распространяются на легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, электромобили, мотоциклы, мопеды, прицепной состав, составные части их конструкции и предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности.

За прошедшее время САТР-Фонд завоевал большой авторитет среди отечественных и зарубежных производителей транспортных средств, о чем свидетельствуют около 5000 выданных "Одобрений типа транспортного средства" и более 700 Сертификатов соответствия и является наиболее авторитетным Органом по сертификации транспортных средств общего назначения.

Отдел сертификации продукции

"Одобрение типа транспортного средства"

С 1992 г. в Российской Федерации введена обязательная сертификация механических транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, мопедов) и прицепов к ним.

Основным документом, подтверждающим соответствие транспортных средств требованиям по безопасности и охраны окружающей среды является "Одобрение типа транспортного средства". Этот документ служит основанием для выпуска, ввоза на территорию России, регистрации и допуска к эксплуатации транспортных средств. Он выдается аккредитованными Госстандартом России Органами по сертификации на основании документов, подтверждающих соответствие транспортных средств каждому из обязательных требований, принятых при их сертификации.

Для получения "Одобрения типа транспортного средства" необходимо документальное подтверждение его соответствия ряду требований по безопасности его конструкции и охране окружающей среды, регламентируемых Правилами ЕЭК ООН и российскими нормативными документами.

Документами, подтверждающими соответствие могут быть:

- Сертификат соответствия;

- Сообщение, касающееся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, выданное в рамках Женевского Соглашения 1958 г., в соответствии с Правилами ЕЭК ООН;

- Протокол испытаний транспортного средства.

Для получения "Одобрения типа транспортного средства" , заявитель направляет в орган по сертификации вместе с заявкой следующие документы:

- общее техническое описание транспортного средства, содержащее сведения, необходимые для оформления "одобрения типа транспортного средства";

- описание условий производства, обеспечивающих стабильность характеристик и показателей выпускаемых транспортных средств по требованиям безопасности и охраны окружающей среды, подтверждаемых при сертификационных испытаниях образцов;

- копии всех имеющихся сертификатов соответствия или протоколов испытаний по перечню технических требований, распространяющихся на данный тип транспортного средства на момент подачи заявки на сертификацию. При необходимости, представляется образец транспортного средства для экспертизы его конструкции с целью идентификации представленным техническим описаниям и проведения дополнительных испытаний.

"Одобрение типа транспортного средства" выдается на срок до трех лет. При необходимости срок действия указанного документа может быть продлен.

Если в период действия "Одобрения типа транспортного средства" в его конструкции произошли изменения, влияющие на показатели безопасности и охраны окружающей среды, эти изменения в обязательном порядке должны быть отражены в "Одобрении типа...". Процедура внесения таких изменений носит название распространения действия "Одобрения типа...".

Документами, подтверждающими соответствие требованиям, предъявляемым при сертификации, для транспортного средства, заявляемого для получения "Одобрения типа..." с максимальным сроком действия (3 года) могут быть только Сертификаты соответствия или "Сообщение, касающееся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, выданное в рамках Женевского Соглашения 1958 г.". Допускается также представление в Орган по сертификации Сертификатов соответствия, полученных в рамках Европейского Союза - Сертификатов соответствия Директивам ЕС, но только в том случае, когда требования Директив ЕС совпадают или превышают уровень требований, регламентируемых Правилами ЕЭК ООН.

Перечень требований приведен в приложении 5 к "Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов".

В тех случаях, когда транспортное средство в силу тех или иных причин (например, на начальном этапе его производства), не имеет всех документов, подтверждающих соответствие перечню требований для получения "Одобрения типа транспортного средства" с максимальным сроком действия, возможно проведение процедуры сертификации по сокращенному перечню требований. При этом в качестве документов, подтверждающих соответствие транспортного средства указанному перечню требований, могут быть приняты, помимо перечисленных, протоколы сертификационных испытаний, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями.

Минимальный перечень требований приведен в приложении 7 к "Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов".

В том случае, когда транспортные средства производятся малыми сериями или планируются к ввозу на территорию Российской Федерации в ограниченном объеме, возможно проведение работ в соответствии со специальной процедурой сертификации малых серий/партий. Перечень требований при этом соответствует минимальному перечню (приложение 7 к "Правилам..."). В качестве документов, подтверждающих соответствие транспортного средства перечню требований, могут быть приняты, помимо указанных выше, протоколы испытаний, иных чем сертификационные. Процедура получения "Одобрения типа транспортного средства" для малых серий/партий транспортных средств, а также возможные размеры этих серий/партий приведены в Правилах...".

В настоящее время в России получило широкое распространение производство транспортных средств на базе шасси, изготавливаемых другими производителями и производство транспортных средств из сборочных комплектов.

Процедуры сертификации для них принципиально схожи с процедурами, изложенными выше, однако имеются и некоторые специфические особенности.

Сертификация запасных частей и принадлежностей

При обязательной сертификации запасных частей применяются нормативные документы, содержащие требования, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды непосредственно на сертифицируемые изделия или касающиеся комплектного транспортного средства, его составных частей.

При проведении сертификации запасных частей, аналогичных комплектующим той же группы продукции, указанных в документации сертифицированного транспортного средства, что подтверждается официальным документом, допускается по решению Органа по сертификации для оформления сертификатов соответствия на запасные части использовать результаты сертификационных испытаний этого транспортного средства при получении "Одобрения типа транспортного средства".

Сертификация запасных частей и принадлежностей, не внесенных в конструкторскую документацию на транспортное средство, производится с учетом требований к конкретному транспортному средству, для использования (установки) на котором предназначены данные запасные части и принадлежности.

Подробно о процедуре получения "Одобрения типа транспортного средства" для каждого конкретного случая и о процедуре получения Сертификатов соответствия на запасные части к транспортным средствам можно прочитать в "Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов". Ознакомиться с "Правилами..." и приобрести их (на русском и английском языках) можно в Органе по сертификации "САТР-Фонд".

Необходимые консультации можно получить также в отделе сертификации продукции Органа по сертификации "САТР-Фонд".

Начальник отдела - кандидат технических наук Щепкин Александр Иванович. (тел. для справок (495) 153-15-40, (495) 454-42-27)

Отдел проверки условий производства

Проверка производства сертифицируемой продукции

Проверка производства является составной частью процедуры сертификации продукции. Она осуществляется с целью установления возможности и готовности изготовителя производить сертифицируемую продукцию в соответствии с образцом, прошедшим сертификационные испытания.

Проверка производства сертифицируемой продукции осуществляется Органом по сертификации совместно со специалистами испытательной лаборатории и представителями территориального органа Госстандарта России. В проверке также могут участвовать специалисты других организаций, занимающихся сертификацией производства и систем качества, Главного управления Госавтоинспекции МВД России.

Орган по сертификации может поручать организацию и проведение проверки производства от своего имени представителям испытательной лаборатории совместно с представителями территориального органа Госстандарта России, Главного управления ГИБДД МВД России.

Организационные мероприятия, необходимые для подготовки и проведения проверки производства, изготовитель согласует с органом по сертификации на этапе предоставления образцов продукции на сертификационные испытания.

Порядок проведения проверки производства более подробно изложен в "Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов". Ознакомиться с "Правилами...", получить необходимые консультации и приобрести их (на русском и английском языках) можно в Органе по сертификации "САТР-Фонд".

Необходимые консультации можно получить также в отделе проверки условий производства Органа по сертификации "САТР-Фонд".

Начальник отдела - Колотилин Дмитрий Александрович (тел. для справок (495) 454-42-27)

Отдел инспекционного контроля

Инспекционный контроль за выпускаемой сертифицированной продукцией

Инспекционный контроль осуществляется с целью удостоверения в том, что выпускаемая продукция соответствует сертифицированному образцу и требованиям по безопасности и охране окружающей среды. Периодичность контроля устанавливается в нормативных документах на сертификацию, а в случаях, когда она не оговорена - Органом по сертификации.

Инспекционный контроль осуществляется представителями Органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия или подготовившего "одобрение типа транспортного средства", совместно с представителями испытательной лаборатории, проводившей сертификационные испытания, территориального органа Госстандарта России и, при необходимости, Главного управления ГИБДД МВД России.

Орган по сертификации может поручать организацию и проведение инспекционного контроля без своего участия представителям испытательной лаборатории совместно с представителями территориального органа Госстандарта России и, при необходимости, Главного управления ГИБДД МВД России.

При проведении инспекционного контроля используются документы на сертифицированные транспортные средства, хранящиеся в Органе по сертификации, а также материалы проверки производства сертифицируемой продукции, материалы ранее проведенного контроля (если таковой проводился), результаты периодических контрольных испытаний, результаты идентификации транспортных средств в производстве, сведения о рекламациях, поступивших от потребителей на сертифицированную продукцию, изменениях в конструкторской и технологической документации, а также в условиях производства.

Порядок проведения инспекционного контроля за соответствием продукции сертифицированному образцу устанавливается на основании документации, разрабатываемой органом по сертификации.

Необходимые консультации можно получить также в отделе инспекционного контроля Органа по сертификации "САТР-Фонд".

Начальник отдела - кандидат технических наук Комаров Виталий Васильевич (тел. для справок (495) 496-72-38).

Отдел нормативного и информационного обеспечения.

"САТР-Фонд" располагает актуализированным фондом нормативных документов по стандартизации в области механических транспортных средств и прицепов, состоящим из отечественных и международных стандартов, Правил ЕЭК ООН и Директив ЕС (в т.ч. на электронных носителях).

Фонд нормативных документов является гарантированным информационным и регламентным обеспечением всех направлений работ "САТР-Фонда".

Начальник отдела – Федотов Вадим Александрович (тел. для справок (495) 454-05-00).

Межотраслевой фонд "Сертификация автотранспорта САТР"

Юридический и почтовый адрес: 125480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, 24
Адрес для обращения заявителей: 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, 2
Телефон: +7(495) 454 42 27, +7(495) 456-62-51
Факс: +7(495) 454 72 12
e-mail: satr@asvt.ru

Проезд:
ст. метро Петровско-Разумовская, авт. 123, до ост. НАМИ или
ст. метро Водный стадион, авт. 123, до ост.НАМИ или
ст. метро Тимирязевская, авт. 87, до ост. Интернат
ст. метро Водный стадион, марш. такси 939, до ост. НАМИ
С проходной звонить по местному тел. 8-92