90 лет «НАМИ»

Ипатов А.А. доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист Российской Федерации, Генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»

Исполнилось 90 лет Центральному ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту («НАМИ») – первой в стране научной организации в области автомобилестроения. 16 октября 1918 года была образована Научная автомобильная лаборатория, которая 14 марта 1921 года была преобразована в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт («НАМИ»).

История ФГУП «НАМИ» - это путь развития автомобильной науки и техники в России. «НАМИ» является не только конструкторской, но и научной школой для машиностроения. Здесь работали такие крупные ученые, как Е.А. Чудаков, Н.Р. Брилинг, Е.К. Мазинг.

В институте были созданы научные школы по различным направлениям исследований: академика Е.А. Чудакова (теория автомобиля и его расчеты), Н.Р. Брилинга, Б.С. Стечкина, Г.Г. Калиша (двигатели внутреннего сгорания), А.В. Осипяна (зубчатые передачи), Я.М. Певзнера (плавность хода автомобилей), Д.Б. Гельфгата (методы расчета и исследований рам и кузовов), А.А. Липгарта (создатель всемирно известного легкового автомобиля «Победа»), Б.М. Фиттермана, Н.И. Коротоношко (теория проходимости, исследования в области автомобилей высокой проходимости и создание ряда принципиально новых конструкций автомобилей).

В настоящее время сохранились, действуют и развиваются научные школы Л.Л. Гинцбурга (устойчивость и управляемость), О.И. Гируцкого (научные основы развития автобусостроения), М.А. Григорьева (трибология в двигателестроении), В.А. Звонова (полный жизненный цикл автомобиля), А.А. Ипатова (прогнозирование стратегического развития автомобильной промышленности), Ю.К. Есеновского (автомобильные агрегаты), В.Ф. Кутенёва (теория и расчеты двигателей с регулируемыми степенью сжатия и рабочим объемом), В.А. Петрушова (аэродинамика и сопротивление качению), В.Е. Тольского (шум и вибрация), В.Ф. Каменева (альтернативные топлива и комбинированные энергоустановки), А.А. Эйдинова (электротран-спорт) и др.

О неоспоримом значении института говорит тот факт, что жизнедеятельность и оборона страны в предвоенные, военные и послевоенные годы были обеспечены автомобильной техникой преимущественно отечественного производства, образцы которой получали путевку в жизнь в «НАМИ». Именно благодаря научно-техническому заделу институт в годы войны быстро перестроился на нужды фронта.

Результаты фундаментальных и поисковых исследований широко использовались в прикладных работах, выполняемых как в «НАМИ», так и в других отраслевых институтах и конструкторских бюро страны, в том числе НИИТАвтопром, Гипроавтопром, НИИАвтоэлектроники, НИИАвтомате-риалов, Гипродвигатель, НИЦИАМТ, ГКБ по прицепам и другие. Институт имел и имеет тесную связь более чем с 50 крупными автомобиле-строительными предприятиями России и стран СНГ. Среди них: КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, УралАЗ, ВАЗ, АМО-ЗИЛ, «ИЖМАШ», МАЗ, БЕЛАЗ, КрАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, ЛАЗ, КАВЗ, ЯМЗ, ЗМЗ, УЗАМ, УМЗ и другие, на которых внедрялись совместные разработки «НАМИ».

На производственной и опытно-экспериментальной базе ФГУП «НАМИ» изготавливались и проводились испытания опытных образцов автомобилей, двигателей, агрегатов, а также модернизированной и серийной продукции автомобильных и моторных заводов отрасли.

За всю историю существования института в серийное производство было внедрено более 300 разработок.

В связи с 90-летним юбилеем необходимо отметить основные исторические вехи.

Вот только некоторые из них: первый советский легковой автомобиль НАМИ-1; первый отечественный троллейбус; автобус вагонной компоновки; тракторы ХТЗ-НАТИ, автомобиль НАМИ-020 – прототип семейства автомобилей «Урал»; V-образный дизель НАМИ-019 (основа семейства двигателей ЯМЗ); работы по доводке легковых автомобилей для строящегося ВАЗа; технологические основы проекта крупнейшего в Европе Автомобильного полигона в г. Дмитрове Московской области и многое другое.

Свидетельством преемственности фундаментальных научных школ института явились и результаты разработок 80-х годов по созданию образцов экспериментальных автомобилей, двигателей, узлов и агрегатов - прототипов техники 2000-х годов. К ним относятся концептуальные легковые автомобили «Дебют» и «Компакт», созданные в 1988 году под предполагаемое производство на автомобильном заводе в г. Елабуге; магистральный автопоезд «Тайфун», созданный в 1989 году под производство КАМАЗ в развитие перспективных конструкций автопоездов с осевой нагрузкой 13 т; полуторатонный автомобиль, ставший прототипом автомобиля «Газель»; перспективные двигатели с изменяемой степенью сжатия и рабочим объемом, ряд перспективных семейств двигателей, работающих на альтернативных топливах; семейства агрегатов, в том числе гидромеханические передачи для автобусов, диапазонные коробки передач и автоматизированные системы управления коробками передач для грузовых автомобилей.

Высокий уровень разработок «НАМИ» последних лет подтверждается присуждением трех премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники:

«Внедрение семейства многоцелевых дизельных двигателей, соответствующих требованиям ЕВРО-2» (2002 г.);

«Разработка и внедрение высокоэффективной технологии ускоренных испытаний автомобильной техники для сокращения сроков доводки и освоения ее в массовом производстве» (1990 г.);

«Триботехнологии на базе открытий эффекта безизносности при трении и явления водородного изнашивания металлов» (2000 г.).

Высшей награды – Государственной премии в области науки и техники удостоена разработка «Научная концепция, создание и крупносерийное производство принципиально нового комплекса реабилитационных устройств управления модификациями автомобилей для инвалидов» (1998 г.).

Дальнейшее развитие инициативы и предпринимательства в России в сочетании с государственной поддержкой науки позволяет ученым и инженерам института более оперативно, чем прежде, реагировать на потребности рынка как в сфере науки и техники, так и в сфере организации и управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Во исполнение Указа Президента РФ и Постановления Правительства Российской Федерации № 816 от 11 июня 1994 года институту «НАМИ» присвоен, а в 1997, 2000, 2002 и 2004 годах подтвержден статус Государственного научного центра Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 17 января 2007 г. № 40-р за ФГУП «НАМИ» также сохранен статус Государственного научного центра Российской Федерации.

«НАМИ» представляет Российскую Федерацию в рабочих органах Комитета по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии (КВТ ЕЭК ООН), а также в международных организациях FISITA, ISATA, МТК-56, ИСО/ТК-22 и др.

Признанием деятельности отечественных специалистов у зарубежных коллег служит то, что с 1984г. представитель «НАМИ» постоянно избирается президентом или вице-президентом Всемирного форума по согласованию требований к автомототехнике (WP.29).

После вступления в силу Федерального Закона "О техническом регулировании" существующая система сертификации подвергается коренному реформированию. С этой целью «НАМИ» разработал проект концепции технического регулирования на полном жизненном цикле автомобиля. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. № 609 утвержден первый Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ», разработанный «НАМИ». В 2007 г. работа по техническим регламентам продолжалась в соответствии с утвержденной программой.

ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» аккредитован Ростехрегулированием в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения, который также является в рамках Женевского Соглашения 1958 г. независимой технической службой сертификации с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН. Начиная с 2005 г. выдано более 3600 официальных Протоколов испытаний.

«НАМИ» представляет Российскую Федерацию в Техническом комитете Международной организации по стандартизации - ИСО/ТК 22 «Дорожный транспорт», на его базе функционирует национальный технический комитет ТК 56 «Дорожный транспорт», который также выполняет функции технического комитета по стандартизации в Ассоциации автомобильных инженеров России (ААИ).

Кроме того, «НАМИ» аккредитован Госстандартом России как орган по сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ИСО-9000.

В 2006 г. создан независимый от потребителя и изготовителя Центр по сертификации механических транспортных средств, официально аккредитованный 19 мая 2006 г.

«НАМИ» - один из основных разработчиков «Концепции развития автомобильной промышленности России», одобренной распоряжением Правительства РФ № 978-р от 16 июня 2002 г. В рамках Концепции выпущено более 30 Постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 8.12.2006 № 1695 институтом разрабатывается Концепция и проект Федеральной целевой программы «Создание автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок на 2009-2013 гг.».

В целях реализации государственной промышленной политики в отечественном автомобилестроении институт на основе деятельности в сфере прогнозирования планирует свое участие в разработке стратегии развития автомобильной промышленности России на более длительную перспективу.

Основой деятельности НАМИ являются фундаментальные и поисковые исследования.Институт НАМИ и входивший в его состав Автополигон явился первой в стране организацией, развернувшей совместно с автомобильными заводами интенсивные работы, направленные на повышение конструктивной безопасности. Благодаря созданным в «НАМИ» и на Автополигоне лабораториям и методологической базе, было обеспечено совместно с заводами отрасли и другими организациями проведение НИОКР и разного вида испытаний автомобилей и отдельных его узлов с учетом практически всего комплекса международных требований по безопасности по Правилам ЕЭК ООН, а также по ряду неофициальных, но авторитетных программ (Euro NCAP и др.).

В последние годы разработан целый комплекс программ, обеспечивающий создаваемым автотранспортным средствам заданные свойства.

Высокий уровень работ, выполняемых специалистами института, определяется в первую очередь кадровым составом и авторитетом его научных школ.

Основные усилия должны быть направлены на сохранение специалистов высшей квалификации по различным специальностям автомобилестроения и одновременную подготовку молодых научных кадров, способных квалифицированно решать актуальные в настоящее время вопросы исследований и разработок в области автомобильной техники.

Вот примеры последних лет.

Научной школой «Прогнозирование стратегического развития автомобильной промышленности» (руководитель д.э.н., профессор Ипатов А.А.) осуществляется разработка основополагающих документов и материалов по стратегии развития автомобильной промышленности России на период 2010-2020 гг., направляемых в государственные органы.

Представитель этой школы, член научно-технического и диссертационного советов института д.э.н., профессор Москвин В.А. стал победителем международного конкурса «Европейский риск-менеджмент-2007» (г. Лондон).

Представителями школы «Научные основы развития автобусостроения» (руководитель д.т.н., профессор, Лауреат Государственной премии РФ Гируцкий О.И.) ведутся работы по созданию и внедрению в производство семейства перспективных автобусов и автобусов для перевозки детей.

Научной школой «Полный жизненный цикл автомобиля» (руководитель д.т.н., профессор Звонов В.А.) созданы научные основы и осуществляется разработка основополагающих материалов и документов по оценкам экологической безопасности автомобилей в полном жизненном цикле при применении различных экологических мероприятий, в том числе использования альтернативных топлив.

Представителями школы «Сопротивление качению и аэродинамика» (руководитель д.т.н., профессор Петрушов В.А.) осуществляется разработка и внедрение в рамках ЕЭК ООН не имеющего мирового аналога метода оценки качения автомобильных шин.

Школой «Теория и расчеты двигателей с регулируемой степенью сжатия и рабочего объема» (руководитель д.т.н., профессор Кутенев В.Ф.) разработаны и изготовлены образцы двигателей для отечественных автомобилей, а также для фирмы «Мерседес».

Специалистами научной школы «Устойчивость и управляемость» (руководитель д.т.н., профессор Гинцбург Л.Л.) предложен метод инженерного расчета устойчивости и управляемости легковых, грузовых автомобилей и автопоездов; разработан электроусилитель рулевого управления для автомобилей типа ВАЗ.

Представителями школы «Перспективные агрегаты» (руководитель д.т.н., профессор, Лауреат Государственной премии РФ Есеновский-Лашков Ю.К.) создана научная база для расчетных исследований, разработаны и изготовлены механические коробки передач для легковых автомобилей классов «А» и «В», а также гидромеханическая передача для легковых автомобилей класса «В» и «С».

Школой «Альтернативные топлива и комбинированные энергоустановки» (руководитель д.т.н., профессор Каменев В.Ф.) созданы образцы АТС на шасси автомобилей ЗИЛ-5301 на базе экологически чистых энергоустановок нового поколения, использующих водородное топливо.

Представителями школы «Электротранспорт» (д.т.н. Эйдинов А.А.) проведены исследования и разработана трансмиссия для перспективного троллейбуса большой вместимости для завода СВАРЗ, г. Москва.

Школой «Шум и вибрация» (д.т.н., профессор Тольский В. Е.) разработана технология виртуального проектирования автомобилей по доводке опытных образцов автомобилей, касающихся вибропрочности, вибронагруженности и акустических показателей АТС.

Принимаются меры по привлечению в институт молодежи на основе подготовки специалистов на совместных кафедрах института с ведущими ВУЗами: МГТУ «МАМИ», МАДИ (ГТУ), МВТУ им. БАУМАНА, МГАУ им. Горячкина а также в очной и заочной аспирантуре. В «НАМИ» действует диссертационный совет с правом защиты работ на соискание ученой степени доктора и кандидата технических наук.

Разработанные «НАМИ» концептуальные автомобили, двигатели и агрегаты не всегда могут быть за короткие сроки внедрены в серийное производство. Но при этом заводами отрасли поэтапно принимаются предлагаемые отдельные прогрессивные решения и рекомендации.

К важнейшим разработкам следует отнести научные исследования по формированию типажа и созданию мобильных малогабаритных транспортных средств (ММТС) для сельского хозяйства.

В 2006-2007 гг. разработан типаж и изготовлены опытные образцы семейства транспортных средств, включающие образцы особо малого, малого и среднего классов. Проведены государственные приемочные испытания этих АТС.

ММТС для сельского хозяйства – это малогабаритный автомобиль высокой проходимости с колесной формулой 4х4, максимальной скоростью 60 км/ч и функциональной возможностью выполнения основных видов сельскохозяйственных работ.

Разработка удостоена высших наград – Гран-При выставок «Золотая осень» в г. Москве в октябре 2006 г., «Автомобильные технологии и материалы-2007», а также Золотой медали выставки «Золотая осень-2007».

Разработан комплекс мер по широкомасштабному переводу сельхозтехники на природный газ. Разработка передвижного полевого газозаправщика удостоена Золотой медали выставки «День Российского поля-2007».

Вся эта техника успешно проходит эксплуатационные испытания в полевых условиях. На выставке «День Российского поля-2007» с новейшими разработками «НАМИ» ознакомились Президент РФ В.В. Путин и губернаторы регионов России, которые одобрили эти разработки. Существенную поддержку оказывает Министерство сельского хозяйства, под руководством которого выполняется данная работа.

Это говорит о том, что отраслевая наука способна решать проблемные вопросы в сжатые сроки и на высоком техническом уровне.

Важное социальное значение имеют работы по созданию школьных автобусов, проводимые под эгидой первого заместителя Председателя Правительства РФ, а в настоящее время – Президента Российской Федерации Д.А. Медведева.

По этой работе проведен анализ транспортной составляющей инфраструктуры системы школьного образования, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработаны технические задания на 11-местный и 22-местный школьные автобусы. Выпущен эскизный проект и изготовлен макетный образец 11-местного школьного автобуса. Проект награжден Золотой медалью VII Московского международного салона инноваций и инвестиций (2007 г. г. Москва, ВВЦ).

Пионерским проектом в области применения альтернативных топлив является создание транспортного средства на шасси автомобиля ЗИЛ-5301 «Бычок» с энергетической установкой на базе топливных элементов, работающих на водороде.

Разработаны схемные решения по адаптации электрохимического генератора. Изготовлены основные узлы и агрегаты энергоустановки, подобраны необходимые материалы и комплектующие, произведена сборка опытного образца.

Разработка удостоена Серебряной медали VII Московского международного салона инноваций и инвестиций (2007 г.).

Для обеспечения отечественного рынка высокоэффективными автомобильными двигателями и двигателями многоцелевого применения в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» ведутся работы межотраслевого значения, разрабатываются типоразмерные ряды бензиновых и дизельных силовых агрегатов.

В типоразмерных рядах двигателей учтены перспективные требования по мощности, экономическим, экологическим и ресурсным характеристикам с учетом мероприятий по сокращению технологического отставания по отношению к аналогичной продукции развитых стран.

Высокой наукоемкостью отличаются разработки «НАМИ» в области перспективных двигателей с управляемым движением поршней, позволяющих изменять степень сжатия и рабочий объем.

Разработаны и изготовлены опытные образцы двигателей ВАЗ с управляемой степенью сжатия для перспективных автомобилей ВАЗ. Разработка удостоена Диплома и Серебряной медали XIII Московской промышленной выставки в 2007 г. Эти разработки позволяют приблизить промышленную реализацию регулирования степени сжатия в автомобильных двигателях, а также открывают новые возможности по созданию их многотопливных модификаций.

Учитывая важность проблемы альтернативных топлив, проводятся теоретические и экспериментальные исследования энергетической и эколого-экономической эффективности применения биотоплив в дизельных двигателях многоцелевого назначения в полном жизненном цикле, включая стадии возделывания растительных культур, производства топлив, его использования в дизелях, с учетом затрат энергии невозобновляемых природных ресурсов, выбросов вредных веществ и ущерба окружающей среде.

Определены физико-химические характеристики и составы масел (подсолнечного, рапсового, соевого и горчичного), которые используют для получения различных биотоплив: биодизельных топлив (метиловые эфиры масел); смесевых на основе дизельного и биодизельного топлива; смесевых на основе дизельного топлива и растительных масел.

Проведенные исследования применения биодизельного топлива в дизелях многоцелевого назначения показали, что применение биотоплив является эффективным способом снижения расхода невозобновляемых природных ресурсов и выброса парниковых газов, а также позволяет снизить затраты на осуществление полного жизненного цикла дизелей с учетом ущерба окружающей среде.

На основе исследований разработаны проекты стандартов на биодизельные топлива с различной степенью биодобавок.

15 мая 2008 г. в соответствии с правительственными решениями в рамках формирования на базе Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ» Национального научно-исследовательского и сертификационного центра автомобилестроения завершена реорганизация ФГУП «НИЦИАМТ» (был образован в 1964 году как Филиал «НАМИ») в форме его присоединения к ФГУП «НАМИ».

В соответствии со статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации и утвержденным передаточным актом ФГУП «НАМИ» является правопреемником по правам и обязательствам ФГУП «НИЦИАМТ». На базе присоединенного предприятия создано структурное подразделение института – научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ».

Подводя итоги деятельности института к юбилею, необходимо отметить, что коллектив «НАМИ» с оптимизмом оценивает и перспективы своего развития как в ближайшие годы, так и на более отдаленную перспективу.

Экономика страны, машиностроительная отрасль, в том числе автомобилестроение, как ведущий компонент экономики, несмотря на сложность современных условий, находятся на подъеме.

Так что работа предстоит большая, непростая и ответственная.

Вот основные направления этой деятельности:

- формирование стратегии и системы государственных мер по развитию автомобильной промышленности, в том числе в области стандартизации и технического регулирования;

- развитие материально-технической базы с целью обеспечения внедрения новых технологий в проведение НИР и ОКР, опытном производстве и испытаниях автомобильной техники;

- развитие и консолидация научных школ, привлечение к работам института молодых квалифицированных управленческих, экономических, научных, инженерно-технических и рабочих кадров;

- проведение поисковых исследований по применению нанотехнологий и наноматериалов в автомобильных агрегатах и узлах;

- создание научного задела по организации рабочего процесса малотоксичных многотопливных автомобильных двигателей на базе математических моделей с использованием мехатронных систем;

- развитие работ по применению альтернативных топлив и созданию многотопливных энергоустановок, обеспечивающих выполнение экологических норм ЕВРО-4 и ЕВРО-5;

- разработка семейства АТС на базе электропривода и комбинирован-ных энергоустановок;

- создание нового поколения автомобильных компонентов, обеспечи-вающих выполнение перспективных требований по ресурсосбережению, безопасности и экологии (в полном жизненном цикле).