ОТ РЕДАКТОРА

Российский автомобильный рынок на подъёме. Западные компании оценили его привлекательность для сбыта своей продукции и организуют на территории страны автосборочные производства. При этом есть один аспект - социально-демографический, на грабли которого они постоянно наступают. Первое крупное производство организовала компания FORD под Санкт-Петербургом. Место удобное сточки зрения расположения: крупный транспортный узел, второй по величине центр Европейской территории России с высокой концентрацией населения, что давалохорошие перспективы для продаж. Немаловажно, что на момент организации производства в регионе фактически «стояла» вся промышленность, особенно «оборонка», поэтому были свободными высококвалифицированные трудовые ресурсы. Но вот в регион пошли другие компании -TOYOTA, GENERAL MOTORS, SCANIA ... Удобное расположение Питера было оценено и лидерами других отраслей промышленности. Начала развиваться инфраструктура. Да и местные предприятия начали оживать. В результате возникла серьёзная кадровая проблема во всех её проявлениях, от элементарной нехватки рабочих рук до игры на этой нехватке профсоюзов, постоянно требующих увеличения заработной платы. Производство автомобилей в Питере и в Ленинградской области становится недешёвым. Из этого сделали выводы VOLKSWAGEN, VOLVO, MITSUBISHI, PEUGEOT-CITROEN и пошли в Калугу. Но и там проблема кадров становится острой, тем более что на границе Московской и Калужской областей «окапывается» SAMSUNG со своим производством разнообразной бытовой техники.

Между тем, вне зоны внимания западной промышленности остаются южные регионы России, в первую очередь, Кавказ. Здесь налицо избыток трудовых ресурсов, причём в самом активном возрасте. Соответственно, велик потенциал роста автомобильного парка, как коммерческого, так и личного. Проблема — обеспечить достаточный уровень доходов. Высокий уровень безработицы — до 75% (!) является одной из причин, побуждающих взрослое мужское население искать любые источники заработка, иногда не совсем законные. Специалисты предупреждают — если в течение 2-3-х лет не будет решён вопрос занятости населения, возможен рецидив, мягко говоря, волнений в духе недавней чеченской истории.

С западными компаниями в этом случае всё ясно. Они не станут рисковать с вложением денег в регион с нестабильной обстановкой.

Что касается государства, тоже всё ясно. Ему просто необходимо развивать этот регион, хотя бы из чувства самосохранения. Но каков инструмент и где роль автомобильного бизнеса?

В этой связи привлекает внимание событие, состоявшееся 5 октября этого года — официальный пуск сборочного производства автомобилей в г.Аргун Чеченской республики. Безусловно, оно важно не столько в экономическом плане, сколько в социально-политическом, но можно ли разорвать эти аспекты? В следующем номере мы дадим подробное видение этого вопроса в трактовке руководителя Рабочей группы по организации производства от ОАО «АВТОВАЗ», вице-президента Ассоциации автомобильных инженеров Прусова Петра Михайловича.

А сейчас мы просто поздравляем всех «виновников»: и новых чеченских коллег, и ВАЗовцев с этим событием и желаем успеха объединению «ЧеченАвто»!

С уважением А. Гусаров