Практика эксплуатации автомобилей экологического уровня Евро 3 и выше

Низов М.А., вице-президент АСМАП

Общий парк транспортных средств российских перевозчиков-членов АСМАП (1758 компаний) по состоянию на 22.01.08 г. составил 29910 магистральных автомобилей. Динамика роста объемов международных автомобильных перевозок (МАП) положительна. За последние 7 лет общий рост объемов выполненных перевозок составил более 83% (с 17,3 млн. т в 2000 г. до 31,7 млн. т в 2007 г.) Причем, также увеличивалась и доля российских перевозчиков на рынке МАП — до 41,3% в 2007 г. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика объемов и стоимости грузов, перевезенных автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами


Принятым в 2008 г. в России экологическим требованиям Евро 3 отвечает 32% эксплуатируемого парка подвижного состава членов АСМАП, 24, 3% — действующим в Европе требованиям Евро 4 и 1% — Евро 5. Распределение транспортных средств действительных членов АСМАП, отвечающих требованиям Евро, по регионам страны не является однородным (рис. 2).

Рис. 2. Распределение транспортных средств действительных членов АСМАП, отвечающих требованиям Евро.


Наиболее экологичный парк сосредоточен в Уральском федеральном округе, где порядка 47% подвижного состава отвечает требованиям Евро 4 и, напротив, в Дальневосточном федеральном округе 96% парка не отвечают действующим в России требованиям Евро 3.

С другой стороны, преимущества УФО в плане обновления подвижного состава несколько нивелируются тем фактом, что на долю округа приходится всего 1,8% от общей численности парка действительных членов АСМАП (543 автопоезда), а отставание ДФО объясняется, прежде всего, отсутствием, в отличие от Европы, развитой системы требований к выбросам ДВС и контроля экологических характеристик как в России, так и в соседних странах — Китае, Монголии и Казахстане.

В целом, международный автомобильный транспорт России, безусловно, нуждается в обновлении, однако, его суммарный вклад в выбросы вредных веществ автомобильным транспортом на территории нашей страны по расчетным данным составляет всего 0,27 % с учетом того, что средний возраст грузового парка в целом составляет порядка 10 лет.

Распределение парка транспортных средств действительных членов АСМАП по маркам с учетом возрастной структуры представлено на рис. 3.

Рис. 3. Распределение парка транспортных средств действительных членов АСМАП по маркам с учетом возрастной структуры


На долю европейской тройки производителей («Вольво», «Скания», «Мерседес-Бенц») приходится 57% общего парка транспортных средств действительных членов АСМАП, средний возраст которого в целом составляет 7,6 лет (в период с 2006-2007 г. средний возраст парка снизился на 1,7 года).

Вместе с тем, несмотря на ежегодный прирост автопарка, удельная оснащенность России подвижным составом для международных автомобильных перевозок в пересчете на 1000 жителей остается довольно низкой и составляет всего 0,20 ед. (отмечается отставание от Германии по данному показателю более, чем в 30 раз, рис.4.) Это, в свою очередь, является следствием отсутствия принятых на государственном уровне механизмов, способствующих повышению провозных возможностей автомобильного транспорта с учетом снижения экологической нагрузки.

Рис. 4. Удельная оснащенность подвижным составом для международных автомобильных перевозок по странам.


Кроме того, на экономике перевозочного процесса существенно сказался скачкообразный рост стоимости дизельного топлива, который в период с 2002 по 2007 г. составил 179%. В результате российские перевозчики не смогли найти средств на приобретение порядка 10 тыс. ед. высокотехнологичного и экологичного подвижного состава.

Еще одной существенной проблемой является качество топлива, реализуемого на территории России. АСМАП работает над решением топливной проблемы с 2004 г. и уже в 2005 г. было достигнуто соглашение с ОАО НК «Лукойл» о выделении 26 АЗС, на которых реализовывалось дизельное топливо Евро 4 для обеспечения функционирования международного автомобильного транспорта на территории нашей страны.

В настоящее время сеть АЗС (ДТ Евро 4,5) для международных автомобильных перевозчиков расширена до 149 АЗС и планируется расширение сети до 250 АЗС.

Исследования, проведенные АСМАП совместно с ОАО НК «Лукойл», показали, что применение дизельного топлива Евро 4 помимо снижения негативного экологического воздействия на окружающую среду обеспечивает ряд преимуществ для транспортных компаний:

- увеличивается ресурс двигателя за счет повышения срока службы сажевых фильтров, деталей топливной аппаратуры, систем бортовой диагностики, предотвращения коррозии и снижения формирования углеродистых отложений на деталях;

- уменьшается шум и вибрации двигателя; - улучшается запуск двигателя; - увеличивается в 2—3 раза срок замены масла; - удельный расхода топлива (г/л.с.ч.) снижается на 3-4%.

В тоже время, если говорить об обеспечении экологичным и качественным моторным топливом всего рынка России, то, несмотря на принятие соответствующего регламента, проблемы в данной сфере сохраняются, прежде всего, из-за отсутствия согласованности нормативных актов и должного контроля.

Кроме того, абсолютно неясным остается вопрос применения реагента «AdBlue» на территории России (ряд европейских производителей при конструировании двигателей применяют технологию SCR с использованием реагента, нейтрализующего окислы азота). Например, в седельных тягачах и грузовых автомобилях «Мерседес-Бенц» предусматривается применение реагента уже при достижении требований Евро 4.

Следует также отметить ряд ограничений, связанных с применением «AdBlue»:

Кристаллизация реагента при температуре (-11.5°С)

Ограниченность сроков хранения реагента в летнее время при температуре более 30°C

Отсутствие в ближайшее время массовой потребности в реагенте в связи с действием экологического стандарта «Евро 3»

Значительные инвестиции в производство и реализацию реагента (инфраструктуру).

До тех пор, пока данные ограничения не будут сняты, полноценное функционирование международного автомобильного транспорта на территории России может стать в ближайшем будущем весьма проблематичным.

В связи с этим, АСМАП подготовила предложения, направленные на экономическое стимулирование приобретения и эксплуатации транспортных средств более высокого экологического класса, обновление парка российских перевозчиков и повышение провозных способностей международного автомобильного транспорта:

- установить базовую ставку налога для ТС, соответствующих действующему в России с 01.01.08 г. экологическому классу Евро 3. Для ТС более высокого экологического класса предусмотреть снижение базовой ставки: Евро 4 — на 30%, Евро 5- на 50%. Баланс запланированных в бюджет налоговых поступлений компенсировать за счет дифференцированного повышения базовой ставки для транспортных средств более низкого экологического класса (Евро 0, Евро 1, Евро 2).

- учредить специальную инвестиционную программу, стимулирующую приобретение высокотехнологичных, экологичных транспортных средств для международных автоперевозок на условиях лизинга при ставке 6% годовых и предусмотреть зачет (компенсацию) разницы предлагаемой и среднерыночной по России ставок по лизингу в счет оплаты налоговых поступлений от эксплуатации приобретенных по данной программе транспортных средств. После полного расчета с лизинговой компанией предусмотреть налоговые поступления от транспортных компаний в бюджет страны в полном объеме.