РЕШЕНИЕ 60-й международной научно-технической конференции ААИ «Техническое регулирование в области автотранспортных средств»

г. Дмитров, 12-13 декабря 2006 г.


60-я Международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров (ааи) состоялась 12-13 декабря 2007 года в научно-исследовательском центре по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАИАМТ) в г. Дмитров. В ней приняли участие более 200 специалистов из 67 организаций России, Украины, Республики Беларусь и Узбекистана. Участники конференции обсудили актуальные вопросы технического регулирования и приняли следующее Решение.

Техническое регулирование остаётся важнейшим фактором, определяющим уровень конструктивной безопасности автомобильной техники. Так, в течение 2007 года Всемирным Форумом по гармонизации правил в области автотранспортных средств принято 2 новых правила ЕЭК ООН (в дополнение к 125 действующим), 74 поправки к действующим правилам, 2 Глобальных технических предписания. Необходимость введения новых требований вызвана появлением новых тенденций в развитии автомобилестроения. В частности, это требования к электронным системам стабилизации автомобилей (ESP), системам поддержания давления в шинах, системам торможения коммерческих автомобилей, к установке приборов освещения и сигнализации и т.д. Заканчивается работа над новыми Глобальными техническими предписаниями в области экологии, защиты пешеходов, пассивной безопасности автомобилей.

В европейских странах работа в области установления обязательных требований к АТС заключается в поиске компромисса между нарастающими требованиями властей и общественности и возможностями промышленности. А задачей российских властей и промышленности, к сожалению, остаётся необходимость ликвидировать отставание от существующего уровня этих международных обязательных требований. И это не только проблема технологий в автотранспортной промышленности, а, как показала жизнь, и проблема российского законодательства в области технического регулирования.

Вступивший в силу Федеральный закон №65 от 1 мая 2007 года исправил отдельные недостатки Закона «О техническом регулировании». Однако, в целом ситуация пока не изменилась. Несмотря на то, ААИчто с момента принятия изменений прошло уже полгода, до сих пор отсутствует комплексная стратегия реализации реформы, не пересмотрена программа разработки технических регламентов, не утверждён ни один технический регламент. Кроме того, опыт работы с первым техническим регламентом в области выбросов вредных веществ транспортными средствами показал, что разработка и введение регламента – это лишь малая часть мер, необходимых для достижения положительного результата. Необходимо проведение комплекса организационных мероприятий по внедрению технических регламентов на межведомственном и межотраслевом уровне, установление эффективной системы контроля и надзора за выполнением требований регламента. Ожидаемый экологический эффект от введения технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» не достигнут из-за недостаточного контроля над его выполнением и отсутствием четких и продуманных мер. Так, многочисленные факты производства и реализации автомобильного топлива, не соответствующего стандартам, задержка принятия регламента, регулирующего качество топлива, приводят к массовым отказам автомобильной техники. Разработка технических регламентов осуществляется без должной взаимосвязи с действующими международными требованиями. Например, в Государственной Думе прошел первое чтение проект технического регламента «О пожарной безопасности». В случае введения этого регламента, импорт в Россию транспортных средств станет практически невозможным из-за чрезмерных и в то же время противоречащих Правилам ЕЭК ООН №34 и 107 требованиям.

Важнейшей проблемой технического регулирования в России является несоответствие действующих национальных стандартов и сводов правил международными требованиями. В Федеральном законе «О техническом регулировании» не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остаётся весьма существенным. Для восстановления на законодательном уровне статуса и значения системы стандартизации в Российской Федерации, использования всех возможных инструментов государственного регулирования, исключения существующих правовых пробелов в стандартизации и охвата областей обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, обязательной социальной сферы, охраны труда, экологии и т.д., необходима разработка Федерального Закона «О стандартизации», который совместно с Федеральным Законом «О техническом регулировании» составит новую, отвечающую современным требованиям и тенденциям правовую основу для поддержки и обеспечения эффективного развития национальной системы стандартизации в нашей стране.

Действующая в РФ отраслевая система аккредитации не соответствует международной практике, мешает внедрению эффективной системы подтверждения соответствия и созданию современной единой национальной системы аккредитации. В этой связи необходимо разработать и принять Федеральный Закон «Об аккредитации», предусмотрев при этом процедуру нотификации органов по сертификации и технических служб, уполномоченных для работы со сложной продукцией (в случае АТС – для работы с «Одобрением типа транспортного средства»).


Конференция решила:

Принять к сведению, что изменения к «Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» разработаны, прошли обсуждение, согласованы с Мипромэнерго России, МВД России, Минтрансом России, утверждены приказом Ростехрегулирования и направлены в Минюст России.

Изменения касаются применения технических требований некоторых Правил ЕЭК ООН и национальных стандартов более высокого уровня, а также изменения процедур, в том числе упорядочивающих проблемы переходного периода при введении новых требований. Введено определение автомобильной техники, бывшей в употреблении, это позволит принять меры против недоброкачественной конкуренции с новыми автомобилями, поставляемыми под видом бывшей в употреблении. Считать целесообразным принятие мер, максимально ускоряющих вступление документа в силу.

Рекомендовать Минпромэнерго России и Ростехрегулированию в наиболее короткие сроки разработать проект нормативно-правового акта (технического регламента) о требованиях безопасности к автомобильной технике, бывшей в употреблении.

В целях совершенствования системы сертификации, рекомендовать Ростехрегулированию совместно с ОАР и ААИ разработать систему мер для уполномочивания и развития компетентных, независимых испытательных лабораторий (Технических служб Соглашения 1958 года), способных проводить не только испытания по действующим Правилам ЕЭК ООН, но и вести исследования по проектам Правил и Глобальных предписаний, что будет способствовать повышению технического уровня и конкурентоспособности отечественной автомобильной техники. Рассмотреть при этом возможность использования лабораторной базы исследовательских служб заводов-производителей.

В целях дальнейшего совершенствования системы технического регулирования в целом и в области автотранспортных средств в частности, поручить Исполкому ААИ подготовить обращение в Правительство Российской Федерации по мерам, повышающим качество процедур разработки и реализации технических регламентов, в том числе, необходимость принятия законов «О стандартизации» и «Об аккредитации », а также дальнейших изменений в ФЗ №184 «О техническом регулировании».

Отмечая важное значение национальных стандартов как базы специального технического регламента «О требованиях к конструктивной безопасности автотранспортных средств», поручить Комитету ААИ по стандартизации (А.В.Куликов) подготовить предложения к плану доработки действующих и принятия новых (в том числе на базе применяемых отраслевых стандартов) Государственных стандартов 51-ой группы, поддерживающих проект данного регламента.

Просить Минпромэнерго России принять необходимые меры для скорейшего принятия технического регламента «О требованиях к бензину, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам», а также комплекса мероприятий по его реализации, включая создание в Российской Федерации системы контроля качества автомобильного топлива на местах его реализации.

Рекомендовать межведомственной комиссии (МВК) по ГСМ, функционирующей при Минпромэнерго России, производить оформление рекомендаций по допуску к производству и применению вновь осваиваемых автомобильных топлив при наличии положительных заключений производителей техники, с обязательным привлечением их представителей к работе экспертных комиссий и исполнительного комитета МВК.

В целях реализации закона «О техническом регулировании» в части контроля за фактическим уровнем автомобильной техники, поступающей на рынок, просить Ростехрегулирование разработать порядок проведения госнадзора технически сложных изделий, в том числе автомобилей.

Исполкому ААИААИААИ подготовить предложение по созданию координационного совета общественных (некоммерческих) организаций, представляющих интересы предприятий автомобилестроения, транспорта и автотехобслуживания (ОАР, НАПАК, НАПТО), федеральных органов исполнительной власти, ответственных за развитие автомобилестроения, транспорта и безопасность дорожного движения (Минпромэнерго России, Минтранса России, МВД России) для обсуждения и возможного согласования вопросов, находящихся в сфере взаимных интересов промышленности и эксплуатации.

Исполкому ААИААИААИ опубликовать материалы 60-ой конференции в «Журнале автомобильных инженеров», «Трудах ААИ» и на сайте Ассоциации.

Председатель Оргкомитета конференции, Президент ААИ В.Л.Четвериков

Председатель рабочей группы по подготовке и проведению конференции, Председатель Всемирного форума по гармонизации правил в области транспортных средств WP.29 Б.В.Кисуленко

От редакции: к моменту выхода этого номера журнала Изменения 1 к «Правилам по проведению работ в системе сертификаций механических транспортных средств и прицепов» вступили в силу.