АВТОМОБИЛИ С РАЗНЫМИ СХЕМАМИ ПРИВОДА В США

Эткин Д.М., д.э.н. / Морозов С.А., к.т.н.

К категории автомобилей, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, в США относят различные разновидности легковых автомобилей, минивэны, обозначаемые термином Sport-Utility Vehicles (SUV) автомобили общего назначения и пикапы с допустимым полным весом (GVW) до 14 тыс. фунтов (6350 кг).

До середины второй половины прошлого века (до 1975 года) на перечисленных типах автомобилей в основном применялась компоновочная схема с задними ведущими колесами. Полный привод с раздаточной коробкой, обозначаемый термином 4 Wheel Drive (4WD), реально повышающий проходимость, позволяющий использовать автомобили вне сети дорог с твёрдым покрытием в условиях бездорожья, практически не применялся. Такой тип привода был характерен для специально создаваемых автомобилей общего назначения типа JEEP (тех, что впоследствии получили название Sport Utility Vehicles), постоянно работающих в условиях бездорожья и небольшой части пикапов, предназначенных для использования в фермерских хозяйствах. Общая продажа всех автомобилей с таким типом привода в 1975 году составила 340 тыс. шт. или лишь немногим более 3% всей годовой продажи массовых автомобилей.

Благодаря росту совершенства общего технологического уровня в автомобильной промышленности, с начала 80-х годов на легковых автомобилях стала интенсивно увеличиваться распространенность переднеприводной схемы трансмиссии, обладающей рядом конструктивных и эксплуатационных преимуществ. В результате, к концу прошлого столетия передний привод использовался на 87% продаваемых легковых автомобилях, в то время как привод на задние колёса сохранился лишь на 11% автомобилях, преимущественно высшего класса (Lincoln, частично Cadillac, Mercedes-Benz и др.).

С началом XXI века стала наблюдаться обратная тенденция — начала увеличиваться распространенность привода на задние колёса легковых автомобилей, которая достигла 17% от суммарной продажи авторынка.

По мнению ряда экспертов, это может объясняться следующими причинами:

1.Возможностью обеспечить наиболее оптимальное распределение нагрузок между осями автомобиля, поскольку неограниченное технологическими соображениями смещение двигателя за переднюю ось, наличие карданного вала и редуктора заднего моста позволяют приблизиться к идеальной развесовке 50% на 50% по осям.

2.Расположением центра масс в районе передних сидений, что при движении по криволинейной траектории создает у водителя ощущение поворота автомобиля относительно его кресла, положительно отражающееся на субъективной оценке параметров управляемости транспортного средства.

3.Отсутствием увода автомобиля, обусловленного особенностями переднего привода, в частности различной длиной приводных валов ведущих колес.

4.Преимуществами в отношении динамических свойств (динамичности), обусловленными смещением назад центра масс при интенсивном разгоне и, как следствие, повышением сцепления шин задних ведущих колес с дорожной поверхностью.

5.Склонностью к избыточной поворачиваемости, наличие которой в определенной степени облегчает процесс вхождения автомобиля в поворот за счет большей степени силового увода задней оси по отношению к передней.

6.Логичностью алгоритма действий водителя, направленных на вывод транспортного средства из бокового скольжения, предполагающего уменьшение подачи топлива и поворот рулевого колеса в сторону, противоположную заносу. Тогда как преднеприводный автомобиль требует дополнительного нажатия на педаль акселератора и поворот руля в направлении скольжения автомобиля.

Одновременно в последнее время проявляется тенденция к росту доли (до 6% в 2006 году) продажи легковых автомобилей с приводом на все колёса (4WD). В условиях значительного роста цен на топливо это, видимо, является следствием отказа некоторой части потребителей от использования дорогостоящих и неэффективных с позиции топливной экономичности полноприводных автомобилей общего назначения (SUV). Здесь следует отметить, что в последние годы на легковых автомобилях получают распространение автоматические системы, предусматривающие временную передачу части крутящего момента на колёса, которые в обычных эксплуатационных режимах являются ведомыми. Такая схема трансмиссии в полной мере не обеспечивает работу автомобиля в условиях бездорожья, а лишь улучшает сцепление его колёс при движении по скользкой поверхности дорог с твёрдым покрытием (при дожде, оледенении, снеге и т.п.), повышая его активную безопасность. Такая схема трансмиссии обозначается All Wheel Drive (AWD), она не выделяется в самостоятельный тип и считается разновидностью переднеприводной схемы.

С середины 80-х годов на авторынке США резко возрос спрос на автомобили общего назначения (SUV), созданные на основе тяжёлых рамных пикапов. Это вызвано не расширением масштабов использования массовых автомобилей в условиях бездорожья, а рядом других причин, часто имиджевого характера. Проводившиеся опросы показали, что более 90% владельцев таких автомобилей никогда не съезжают с сети дорог с твёрдым покрытием.

В последние годы интенсивно расширяется продажа автомобилей общего назначения, имеющих прогрессивный привод на передние колёса. Они, как правило, создаются на базе легковых автомобилей, имеют близкие к последним динамические характеристики, топливную экономичность и управляемость и обозначаются английским термином «crossover».

В 2006 г. в числе суммарных продаж автомобилей общего назначения (SUV) модели с полноприводной схемой трансмиссии (4WD) составили 66%, с приводом на задние колёса — 19%, а с переднеприводной схемой — 15%. Приведенные цифры наглядно подтверждают, что не корректно называть «внедорожниками» все обозначаемые английским термином Sport-Utility Vehicles автомобили; этой категории автомобилей больше подходит название «автомобили общего назначения» или «многоцелевые».

На продаваемых в США пикапах до конца прошлого века превалировала схема трансмиссии с приводом на задние колёса. В начале 80-х годов была предпринята попытка выпуска небольшой части пикапов с приводом на передние колёса, но она не увенчалась успехом. Вместе с тем, в общей продаже пикапов постоянно увеличивается доля модификаций с полноприводной схемой трансмиссии (4WD), которая достигла уже 50%. Все продаваемые в США минивэны имеют в настоящее время переднеприводную компоновку.

Рисунок 1. Изменение структуры продажи в США легковых автомобилей с разной схемой привода.