ОТ РЕДАКТОРА

1 апреля мы в праве отметить два события, касающихся отечественной системы сертификации автотранспортных средств, при этом одно из них обозначено юбилейной датой.

В 1992 году постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте Российской Федерации (чувствуете название?!) от 1 апреля №1 была утверждена первая редакция системы. Номер постановления не случаен, так как это действительно была первая отечественная система сертификации однородной продукции. А в 1998 году постановлением Госстандарта России, опять же, от 1 апреля, но за №19 утверждены нынешние «Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов». В промежутке между этими датами были ещё две редакции «Системы» 1993 и 1995 года, послужившие своего рода ступеньками от 1992 до 1998 года, но они были скорее вариантами первого документа. В 1992 году много было шуток по поводу даты подписания постановления и прогнозов, что система не приживётся в России. В 1998 году уже так не шутили и не прогнозировали. И хотя Закон «О техническом регулировании» упразднил само понятие СИСТЕМА, фактически она существует и функционирует достаточно успешно. Анализируя причины этого успеха, можно выделить следующие основные составляющие: с самого начала основной задачей ставилось обеспечение максимальной совместимости системы с известными западными аналогами: в качестве образца была взята французская система сертификации АТС (в то время единая система Евросоюза лишь зарождалась). И потому она была воспринята отечественными автопроизводителями (часть из них экспортировала свою продукцию на Запад, часть - мечтала об этом). И, пожалуй, важнейший фактор – без «Одобрения типа транспортного средства» нельзя ни ввезти автомобиль на территорию страны, ни зарегистрировать его в Госавтоинспекции. «Люди в погонах» стали гарантом обязательности системы. Ещё один немаловажный момент – разработчики руководствовались принципом технической и социальной целесообразности (что поделать, «советское воспитание»!), а не стремлением создать «кормушку», хотя один из наших уважаемых друзей и запустил в то время шутку насчёт «Удобрения типа». К сожалению, сейчас в этой шутке появилась немалая доля правды, но не будем о грустном – время такое, коммерческое…

Недавно слышал от «высокого начальства» пафосное заявление, что государство дало право пользоваться «государственной функцией сертификации»… (речь шла о праве испытательных лабораторий самим добывать средства на оснащение своей базы). Наверное, формально это так, но…

Хотел бы поздравить всех, кто стоял у истоков СИСТЕМЫ, кто совершенствует и реализует её сейчас, с нашим первоапрельским праздником. Не буду перечислять фамилии: кто «в теме» - знает, кто далёк от неё, тем фамилии ни к чему. Достаточно сказать, что это специалисты науки, промышленности, транспорта, госорганов, представители общественности, импортёры. Не было бы Вас, коллеги, и Вашей заинтересованности, не было бы и «государственной функции», служащей на благо российского потребителя, российского общества.

Спасибо Вам!

И успеха в будущей работе – впереди её много: и техника совершенствуется, и требования ужесточаются, и отношения цивилизуются.

С уважением А. Гусаров