Плата за вредность


В настоящее время в ряде стран вводятся ограничения на движение автомобилей по крупным городам. Цель вводимых ограничений — улучшение экологического состояния мегаполисов. Отныне водителям придется платить за «вредность» своих транспортных средств.

Власти Лондона приняли решение о введении платы за использование дорог для водителей, чьи транспортные средства отличаются высоким расходом топлива. Появление районов с ограниченным движением автомобилей, выделяющих большое количество СО2, может нанести серьезный удар по европейским производителям дорогих авто. Подобная инициатива руководства города не могла не вызвать беспокойства у некоторых автопроизводителей. В компании Porsche ожидают настолько сильного удара по продажам, что английское отделение компании угрожало подать судебный иск против властей Лондона.

Как правило, изготовители автомобилей уделяют внимание тем законам, регламентирующим выбросы вредных веществ, которые принимают национальные правительства и международные организации. Ведь на разработку таких норм и правил уходят годы и современным автомобильным компаниям не сложно адаптироваться к ним еще на стадии их принятия. Гораздо труднее при разработке маркетинговой стратегии компании предсказать и учесть введение ограничений по выбросам СО2 местными властями. Если это станет возможным, автомобильный рынок могут ожидать существенные перемены.

Взимание платы с лондонских водителей обусловлено желанием городских властей внести вклад в решение проблемы изменения климата. Все принимаемые меры отражают необходимость снизить выбросы СО2. Сейчас плата за въезд в перегруженные зоны Лондона составляет 8 фунтов (10 евро) для всех автомобилей, но для автомобилей, которые используют одобренные альтернативные виды топлива, действует скидка. В конце октября этого года, когда новая система оплаты начнет функционировать, автомобили, выбрасывающие менее 120 грамм СО2 на 1 км смогут въезжать в центр города бесплатно. Водители автомобилей, выделяющих более 225 грамм СО2 на 1 км будут платить 25 фунтов (32 евро). До 2010 будут применяться оба вида скидок, но затем автомобили из «утвержденного списка», такие как гибриды компании Lexus», которые выделяют более 120 грамм СО2 на один километр, перестанут пользоваться льготами.

Лондон – один из немногих городов, в котором успешно функционирует система ограничения въезда в перегруженные зоны. Она действует с 2003 года и на сегодняшний день это продуманная и проверенная схема.

Местным органам власти в других городах Великобритании не удалось получить достаточную поддержку для установления платы за въезд в перегруженные районы. В некоторых городах была успешно введена система дифференцированной оплаты парковок в зависимости от налоговой группы автомобиля, причисление к которой определяется содержанием СО2 в выхлопных газах.

Зоны, в которых ограничено движение автомобилей, появляются и в других частях Европы. В основном, ограничения касаются загрязнения воздуха и выделения загрязняющих веществ. В этом году в Германии в соответствии с принятым в прошлом году законом начинают работать ограничения на въезд в центр города для автомобилей, выделяющих большое количество загрязняющих веществ. В Милане установленная плата за въезд автомобилей, не соответствующих стандартам Евро3, составляет более 10 евро. В Стокгольме также готовятся к введению системы ограничения движения.

Однако, все больше крупных городов начинает заявлять о том, что они намереваются бороться с выбросами СО2. По инициативе Европейской Комиссии был создан совет мэров «Covenant of Mayors», перед которым стоит задача с помощью обмена опытом повысить эффективность использования энергии в крупных городах и сократить выбросы парниковых газов на 20% к 2020 году.

Программа была начата в Лондоне в этом году, и ожидалось, что она привлечет около 20 мэров. Но уже сейчас 100 мэров включились в этот проект. Этот будет идеальный шанс для Лондона передать свой опыт, ведь благодаря новой системе ограничения движения в перегруженных районах выбросы СО2 в Лондоне сократились на 16%.

Подобные мероприятия планируются и в США. Так в Калифорнии введен новый стандарт, касающийся топлива для автомобилей, действие которого вызовет более широкое применение биотоплива.

В этом году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг представил план борьбы с пробками путем введения платы за движение по городу. По его мнению, плата для легковых автомобилей должна составлять 8 долларов, а для грузовиков 21 доллар. Для грузовых автомобилей с низкими выбросами загрязняющих веществ будет действовать скидка, позволяющая снизить плату за проезд по городу до 7 долларов.

Действия властей, ориентированные на улучшение экологического состояния городов, уже находят отклик в маркетинговых планах автопроизводителей.

Компания BMW планирует начать серийное производство электромобилей для города. Возможно, в будущем это будет единственный тип автомобилей, который сможет бесплатно въезжать в центры крупных мегаполисов.

Перевод: Ким М.И.