ОТ РЕДАКТОРА


Похоже, кризис в автомобильной промышленности, как мировой, так и отечественной, пока ещё всё углубляется. Особенно отчётливо это видно сейчас, когда практически распроданы по соответствующим ценам автомобили 2008 модельного года. По недавно опубликованным данным, в апреле сокращение продаж по отдельным компаниям достигло 50-70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Нет продаж — сокращается и производство. И если западные компании говорят, что кризис подстегнул, во имя прогресса и конкуренции, разработку перспективных технологий, направленных на кардинальное улучшение топливной экономичности, экологии, безопасности автомобилей, инженерные службы на наших заводах функционируют лишь в объёмах, необходимых для поддержания сокращённого наполовину производства.

Понятно, почему автомобильная проблема находится в центре внимания правительства и других органов управления государства: из обрабатывающих отраслей промышленности, работающих на население, автомобильная — единственная в России, доля которой в НВП была заметной и достигала 2,3% (для сравнения, средняя цифра по Евросоюзу — 8%). Потерять автопром — означает подтвердить расхожее мнение, что вся наша экономика держится на «нефтяной игле». Сохранить автопром — дело не только экономики, но и престижа властей.

Сейчас много делается для или, по крайней мере, во имя автомобильной промышленности. Меры уже всем известные, повторяться не будем. Хорошие они или плохие — покажет будущее.

Вот и Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации тоже повернулась лицом к проблемам российского автопрома. При её Комитете по промышленности создан Экспертный совет по вопросам автомобильной промышленности. Идея создания такого органа возникла во время недавнего посещения «АвтоВАЗа», куда группа депутатов Государственной Думы выезжала для того, чтобы на месте оценить складывающуюся на крупнейшем предприятии отрасли ситуацию, социальную обстановку и попытаться оказать необходимую помощь там, где она требуется.

Создатели совета ожидают, что он станет хорошей площадкой для обсуждения проблем, которые переживает и испытывает сегодня эта социально важная, стратегическая для нашей экономики отрасль, законодательных инициатив, каких-то иных предложений, направленных на защиту её прав и интересов.

В состав Экспертного совета вошли депутаты Государственной Думы, представители Совета Федерации, руководители крупнейших предприятий отрасли, всех профильных ведомств федеральных органов исполнительной власти, науки, ассоциаций производителей, пользователей — словом, все те, кто представляет весь спектр заинтересованных сторон и способен обеспечить достаточно серьёзный уровень обсуждений и принимаемых рекомендаций. Создана уникальная и очень полезная возможность для всех услышать друг друга. Потому что, с одной стороны, есть бизнес, с другой стороны, есть государство.

На первом заседании обсуждёны организационные вопросы, избран Председатель совета — депутат Хинштейн А.Е., его заместители, секретариат. Обсуждён также проект плана работы совета, в подготовке которого активное участие приняло Объединение автопроизводителей России. В него, кроме организационных и экономических вопросов, вошли и некоторые из тех, которые не раз обсуждались автомобильным инженерным сообществом, в частности, проект технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», меры, стимулирующие внедрение в производство и эксплуатацию современных технологий, в том числе транспортных средств высокого экологического класса, обновление автомобильного парка, утилизации и др.

Пожелаем создателям Экспертного Совета, чтобы их ожидания сбылись, а его членам — успешной плодотворной работы!

С уважением! А.Гусаров