О предварительных итогах работы автопрома России в 2008 году и перспективах на 2009 год

АННОТАЦИЯ

О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГАХ РАБОТЫ АВТОПРОМА РОССИИ В 2008 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВАХ НА 2009 ГОД

Коровкин И.А., НП «ОАР»

В статье кратко изложены предварительные итоги работы автомобильной промышленности России за 2008 год (по отношению к 2007 г.) и перспективы ее развития на 2009 год.

ABOUT PRELIMINARY RESULTS OF THE WORK OF THE RUSSIAN AUTOMOBILE INDUSTRY IN 2008 AND PROSPECTS FOR 2009

Korovkin I., OAR Association of Russian Automakers

The article summarizes the preliminary results of the work of the Russian automobile industry in 2008 (relative to 2007) and prospects for 2009.

Коровкин И.А., Исполнительный директор / НП «Объединение автопроизводителей России»

Экономический кризис, начавшийся во второй половине 2008 года, сказался на темпах развития и российского автомобильного рынка.

Динамика развития продаж, производства и экспорта автомобильной техники в РФ в 2007-2008 гг. и перспектива на 2009 год представлена на рисунке и в табл. 1-3.


Рисунок. Изменение общих продаж автомобильной техники на внутреннем рынке России за 2000-2008 гг. и прогноз на 2009 г.




Наименее подвержены кризису оказались отечественные легковые автомобили, продажа которых в 2008 г. сократилась по отношению к 2007 г. на 3%. При этом, к большому сожалению, снижение уровня продаж к 2006 г. составляет уже около 16%.

Это вызывает определенную тревогу по конкурентоспособности, прежде всего, автомобилей Волжского автомобильного завода с классической компоновкой.

Меры, которые в настоящее время предпринимает Правительство Российской Федерации по стимулированию спроса, должны стабилизировать положение. Но выход из кризиса для Волжского автомобильного завода предположительно должен завершится постановкой на производство новых моделей автомобильной техники в тесном содружестве с фирмой «Рено».

Лучших показателей в этом секторе автомобильного рынка достигли иностранные компании и ОАО «Соллерс», выпускающие автомобильную технику на условиях промышленной сборки. Рост производства на этих предприятиях составил свыше 30%. За счет этого роста производство легковых автомобилей в России выросло в целом более чем на 13%. и составило в 2008 году 1470 тыс.шт. Как позитивный итог, следует отметить рост в прошлом году почти на 7% экспорта легковых автомобилей, в чем прежде всего заслуга ОАО «АВТОВАЗ».

В большей степени финансовый кризис сказался на рынке и производстве грузовых автомобилей. Объем продаж грузовых автомобилей отечественных марок сократился на 6,7%, экспорт уменьшился более чем на 30%, а производство сократилось на 11,1%.

Несмотря на предусмотренную государством поддержку по стабилизации рынка грузовых автомобилей (оказание помощи действующим лизинговым компаниям и создание лизинговых компаний с государственным капиталом, увеличение объемов Госзаказа), в 2009 г. возможно дальнейшее снижение продаж на 18-23% и объемов производства на 10-14%. Оживление рынка возможно только при росте объемов строительства, как в жилищно-коммунальной сфере, так и в сфере дорожного строительства.

Государственная поддержка в 2005-2007 гг. муниципальных органов в обновлении парка автобусов, в создании лизинговых компаний определила условия для роста в эти годы объема производства автобусов. При этом рост производства сопровождался сменой моделей на всех автобусных заводах, расширением их типоразмерных рядов и потребительских свойств.

Последовавшее затем исключение из бюджета страны средств для обновления привело к резкому падению в 2008 году объема продаж автобусов (на 30% ) и объемов производства почти на 25%. Возможное сохранение производства автобусов на уровне 2008 года и расширение объемов производства автобусов в дальнейшем связано с реализацией намеченной государством поддержки муниципальных образований и лизинговых компаний с целью обновления парка автобусов.

Отрицательное влияние на вывод из кризиса российской автомобильной промышленности может оказать переход с 1 января 2010 года на выпуск автомобильной техники экологического класса 4, так как это потребует дополнительного увеличения стоимости автомобильной техники на 5-10%. При этом заложенные в конструкцию автомобиля высокие экологические характеристики не смогут быть реализованы в эксплуатации в связи с изменениями в сроках организации в стране производства автомобильного топлива требуемого качества.

В этой связи, наряду с реализацией разработанных Правительством Российской Федерации мер финансовой поддержки, необходимо ускорить подготовку изменений в технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», а также других мер технического регулирования автомобильного рынка.