Подготовка кадров для автомобильного туризма как пример вариативности в стратегическом развитии университета

Г.В. Яковенко, д.т.н., профессор, зав. Кафедрой «Автомобильный туризм»

1 Стратегия развития университета на определенный период времени, разработанная ректоратом и предлагаемая коллективу университета для утверждения и исполнения опирается, прежде всего, на нейтрализацию внешних угроз и не может не учитывать те факторы, которые активно влияют на образовательный рынок в целом и на систему высшей профессиональной школы в частности. Роль высшего учебного заведения в какой-то мере, достаточно условно, можно определить как посредническую между субъектом (конкретным человеком) и объектом (конкретным предприятием или целой отраслью). Однако в процессе, как уже сказано, условной передачи ВУЗ обязан трансформировать субъекта максимально приближенно к требованиям объекта, придав ему (субъекту) ряд определенных новых качеств, выраженных в необходимом объеме знаний, навыков и опыта согласно соответственному государственному образовательному стандарту, являющемуся мерилом характеристики специалиста. Сам же ВУЗ вынужден функционировать в жестко ограниченном законодательными и нормативными актами образовательном поле, и его свобода действий практически полностью зависит от воли учредителя.

Факторы, активно влияющие на стратегическое развитие университета, можно условно разделить на три группы.

Первая группа:

- законодательные акты на государственном и местном административном уровнях;

- нормативные документы учредителя;

- внутренние нормативные документы и приказы.

По объему принимаемых на всех трех уровнях элементах можно сделать вывод, что реформирование высшей школы не завершено. Некоторые решения правительства и учредителя достаточно болезненно воспринимаются научным сообществом страны.

Вторая группа:

- демографические проблемы, вызывающие серьезное и устойчивое падение удельного веса молодых людей;

- резкое снижение уровня знаний выпускников школ и связанное с этим соответствующее снижение требований при оценке знаний абитуриента;

- снижение престижа инженерных специальностей;

То есть, в настоящий период, принимая абитуриента, ВУЗу необходимо приложить значительные усилия, чтобы его знание соответствовало минимальным требованиям отрасли.

Третья группа:

- практически полная ликвидация четкой системы государственного заказа специалистов;

- имеющиеся проблемы отечественного автомобилестроения;

- снижение удельного веса автопрома в прикладной и фундаментальной российской науке;

Понятно, что в нынешней ситуации ВУЗу приходится достаточно гибко и оперативно реагировать на вешние изменения складывающейся ситуации, прежде всего, с целью сохранения своей профессиональной специализации, сбережения профессорскопреподавательского состава, обладающего уникальным опытом российской и советской инженерной школы.

2 Вынужденно меняя контуры своего позиционирования на образовательном рынке, университет использовал в своей стратегии достаточно стандартный, но хорошо просчитанный ход — открытие новой специальности.

«Социально-культурный сервис и туризм» — специальность достаточно популярная и распространенная. Несмотря на имеющиеся явные недочеты в формулировании характеристики специалиста, наполняемости ряда дисциплин, быстро развивающийся туристский рынок получил тысячи новых выпускников с минимальным набором соответствующих знаний и навыков.

Анализ ситуации в отечественной туристической индустрии выявил появление нового сегмента, который максимально совпадал с профессиональной ориентацией университета. Создание кафедры «Автомобильный туризм» было обусловлено, прежде всего, следующими причинами:

- резкое увеличение автомобильного парка, находящегося в частной собственности и устойчивая тенденция его роста;

- определенное развитие инфраструктуры автомобильных трасс по основным направлениям (АЗС, СТО, связь, средства размещения, объекты питания и т.п.);

- опережение темпов роста тарифов на пассажирские перевозки другими видами транспорта по отношению к росту стоимости бензина и дизельного горючего;

- повышение благосостояния населения с растущей возможностью и потребностью автомобильных поездок (включая поездки выходного дня);

- растущая доступность туристских объектов, их продвижение на туристский рынок, реклама и уровень информированности.

3 Глубокая проработка вышеизложенных факторов, изучение особенностей нового сегмента туристского рынка позволили прийти к выводу, что «Автомобильный туризм — это тот вид передвижения туриста или группы туристов на автомобильном транспортном средстве при условии, что вождение данного средства не является выполнением профессиональных обязанностей водителя, проводится не в его рабочее время и целью поездки не является поездка на работу».

Исходя из этого, и была составлена основная структура специализации «Автомобильный туризм» специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Вполне убедительным выглядит предложение о разделении автомобильного туризма на три основных вида, зависящих, прежде всего, от целей поездки:

- спортивный автомобильный туризм, когда основной показатель поездки — установленное время;

- экстремальный автомобильный туризм — главным показателем является сложность маршрута;

- познавательный или досуговый автомобильный туризм (цель сформулирована в самом названии)

Проведенные консультации с представителями туристской индустрии, специалистами системы подготовки и переподготовки туристических кадров, изучение имеющегося опыта за рубежом (впрочем, крайне расплывчатого) позволили сформулировать тот объем необходимых знаний, определяющий специфику автомобильного туризма.

То есть, специалист, разрабатывающий и предлагающий к реализации туристский продукт в сфере автомобильного туризма должен знать:

- классификацию, основное устройство, особенности автотранспортных средств, используемых в автомобильном туризме;

- общее устройство автомобильных трасс, структуру их объектов;

- зависимость выбора, наладки и технической подготовки автомототранспортного средства от цели, сложности и длительности избранного маршрута;

- особенности возможного к применению дополнительного дорожного и туристского оборудования (лебедки, багажники, палатки и т.п.)

- обеспечение предлагаемого маршрута информационным блоком (печатная продукция, атласы, путеводители, разговорники, карты GPS и т.п.).

Естественно, что реализация учебного плана, отвечающего необходимым требованиям, потребует совместной работы соответствующих кафедр университета.

4 Подготовка соответствующего пакета документов к аккредитации специальности «Социальнокультурный сервис и туризм» выявила необходимость сосредоточения усилий кафедры «Автомобильный туризм» и соответствующих кафедр университета на решении основных задач, прежде всего:

- разработка совершенно новых учебнометодических комплексов по дисциплинам, не имеющих аналогов в действующих типовых учебных планах являющихся совершенно оригинальными (особенно в сфере автомобильного сервиса применительно к автомобильному туризму);

- адаптация к туризму вообще и к автомобильному туризму в частности рабочих программ по дисциплинам, закрепленным за соответствующими кафедрами (например, истории, маркетинга и менеджмента, иностранных языков и т.д.);

- усиление координирующей роли кафедры «Автомобильный туризм» в реализации учебного плана по данной специальности, своевременное внесение изменений (при обоснованной необходимости) в соответствующие образовательные документы.

Однако главной проблемой было и остается кадровое обеспечение учебного процесса. Отсутствие выпуска по данной специальности (первый выпуск состоится в 2010 году) не позволяет укомплектовать кафедру лучшими выпускниками с соответствующей подготовкой в аспирантуре.

Временной мерой является закрепление большого блока дисциплин за другими кафедрами, а также чтение определенных дисциплин за преподавателями, хотя и не имеющими базовой подготовки, но максимально адаптированными и обладающими соответствующим практическим опытом.

В то же время уже на данном этапе можно сделать однозначный вывод, что открытие новых специальностей в университете как вариант усиления его позиционирования возможно, если они:

- не являются финансово затратными и не требуют дорогостоящего оборудования;

- не противоречат основной специализации ВУЗа и соответствуют его стратегическим направлениям;

- используют максимально имеющийся потенциал действующего профессорско-преподавательского состава;

- востребованы на рынке труда, престижны, популярны и не вызывают проблем с набором абитуриентов.