«Автотракторостроение – 2009» под патронажем Международной ассоциации FISITA


Ассоциация автомобильных инженеров России (ААИ) и Московский государственный технический университет «МАМИ» (МГТУ «МАМИ») провели 25-26 марта 2009 года 65-ю международную научно-техническую конференцию на тему: «ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ» в рамках Международного научного симпозиума

В рамках симпозиума были проведены:

• 65-ая Международная научно-техническая конференция ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров».

• 5-ая Международная научно-методическая конференция «Проблемы непрерывного профессионального образования в автотракторостроении».

Основными вопросами, обсуждаемыми на симпозиуме, были анализ современных путей развития автотракторостроения России, создание новых форм взаимодействия промышленности и высшей школы по проблемам разработки, производства, испытаний и эксплуатации автотракторной техники, анализ проблем подготовки высококвалифицированных кадров для различных сфер современного машиностроительного производства.

Главной целью симпозиума являлся обмен информацией и обсуждение перспектив развития автотракторостроения, проблем подготовки инженерных и научных кадров, налаживание связей и сотрудничества в области испытаний, разработки, производства и эксплуатации автомобильной и тракторной техники, а также вопросы кадрового обеспечения отраслей.

В симпозиуме приняли участие более 350 представителей научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений России и зарубежных стран, органов законодательной и исполнительной власти, специалисты автомобильных заводов.

На Пленарном заседании выступили: директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленности и торговли А.Л.Рахманов, ректор Московского государственного технического университета «МАМИ» А.В.Николаенко, главный конструктор ОАО «КАМАЗ» Д.Х.Валеев, первый вице-президент по развитию ОАО «АВТОВАЗ» М.В.Нагайцев, директор по научной работе — президент ОАО «НАТИ» Н.А.Щельцын и другие.

В рамках 65-ой Международной научно-технической конференция ААИ «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки инженерных и научных кадров» была организована работа в секциях:

– Автомобили, тракторы, их агрегаты и системы.
– Поршневые и газотурбинные двигатели.
– Электроника, электромеханические преобразователи и системы управления.
– Математическое моделирование и оптимизация автотранспортных средств.
– Колеса и шины.
– Машины и технологии заготовительного производства.
– Технологии и оборудование механосборочного производства.
– Наноматериалы и нанотехнологии в автотракторостроении.
– Техническая физика.
– Промышленная экология и безопасность в техносфере.
– Конкурентоспособность и инновации в автотракторостроении.

В рамках 5-ой Международной научно-методической конференции «Проблемы непрерывного профессионального образования в автотракторостроении» была организована работа в секциях:

– Аспекты реформирования высшего профессионального образования.
– Информационные технологии в самостоятельной работе студентов.
– Управление качеством подготовки специалистов в условиях многоуровневой системы образования.
– Система дополнительного профессионального образования в современных условиях.
– Гуманитарное и социально-экономическое образование в техническом университете.

Ниже мы публикуем совместное решение 65-ой конференции ААИ и Международного научного симпозиума «Автотракторостроение – 2009».


Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва 25-26 марта 2009 г.

В условиях глубокого реформирования высшей школы и среднего профессионального образования России, а также мирового экономического кризиса требуются согласованные действия, направленные на сохранение научного и учебного потенциала системы профессионального образования для подготовки востребованных инженерных и научных кадров.

Правительством России готовится ряд документов, направленных на поддержку высшей школы. Это касается получения льготных образовательных кредитов с минимальными процентами и возвратом кредитов после окончания вуза и трудоустройства на работу. Будет увеличено число мест бюджетного приема в магистратуру и аспирантуру. Кроме того, в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий создание вузами малых предприятий, занимающихся коммерциализацией создаваемых объектов интеллектуальной собственности и обеспечивающих рабочие места для выпускников вузов в сфере наукоемкого и высокотехнологичного производства. В рамках национального проекта «Образование» предусматривается создание и существенная материальная поддержка национальных исследовательских университетов. Однако, этих мер явно недостаточно для устойчивого развития высшей школы.

Современные условия требуют создания конкурентоспособной продукции на рынке образовательных услуг. Это, в свою очередь, требует максимальной адаптации вузов к потребностям производства. Наметился перекос в подготовке кадров для промышленности, которой всё меньше востребованы экономические специальности и ощущается потребность в технических специалистах. Необходима постоянная корректировка перечня специальностей, осваиваемых вузами с учётом новых, или вновь востребованных промышленностью направлений. Так, вновь оказались востребованными специалисты по испытаниям автомобилей и двигателей, требуется новый уровень подготовки специалистов в области экологии (с учётом новых требований Евро-4, 5, выбросов СО2), пассивной безопасности (защита пешеходов, защита водителя и пассажиров, биологические аспекты безопасности), активной безопасности (новые тормозные системы, системы стабилизации движения и т.д.), светотехники, эргономики, энергосбережения. При этом, как минимум, программа подготовки должна постоянно обновляться с учётом развивающихся международных требований, в частности, Женевского соглашения в области автотранспортных средств 1958 года и Глобального соглашения 1998 года, национальных требований, отражающих условия эксплуатации в России, в том числе использование требований к персоналу, изложенные в стандартах серии ISO/TS 16949.

Практически отсутствует система обязательного непрерывного образования выпускников вузов, обеспечивающая постоянное обновление знаний и получение информации во всех потребных областях знаний. В то время, как в зарубежной автомобильной промышленности переподготовка кадров на регулярной основе является обязательным и важным ресурсом повышения потенциала промышленности (SAE в США, VDI в Германии, STA в Испании и др.), в отечественной промышленности система переподготовки специалистов практически перестала работать. Понятно, что переподготовка требует затрат, но эти затраты, судя по техническому уровню продукции развитых стран, окупаются.

Устарела и требует решительной перестройки сфера научно технического обслуживания отрасли. Отсутствует эффективное взаимодействие промышленности, отраслевых НИИ и технических университетов в области исследования, разработки и создания перспективной продукции автотракторостроения и подготовке кадров высшей квалификации. Основным условием развития сферы научно-технического обслуживания отрасли должен стать принцип полезности и эффективности этой сферы для реального производства и для решения общегосударственных задач, в которых отрасль напрямую не заинтересована (экология, сертификация, обеспечение безопасности общества). Нужна правовая основа для создания технопарков, холдингов научно-технических предприятий и организаций различных форм собственности, что позволило бы соединить потенциал промышленности и высших учебных заведений. Отдельные примеры совместной деятельности в рамках научно-образовательных центров показывают широкие потенциальные возможности такой формы взаимодействия.

Не в полной мере используются научный потенциал вузов для стратегического экономического, технического и технологического анализа состояния предприятий промышленности и выбора оптимальных решений.

С трудом осуществляется внедрение новых конструкций и технологий в области экологии и безопасности транспортных средств в отечественном автомобилестроении и на транспорте в целом. По отдельным направлениям отставание от мирового уровня, даже в отношении нормирования в рамках КВТ ЕЭК ООН, достигает 7-10 лет. Это связано с отсутствием экономических стимулов для производителя и потребителя, заставляющих первого производить, а второго досрочно потреблять автотранспортные средства с более высоким уровнем экологических свойств. В мировой практике такие стимулы, наряду с жёсткой и последовательной административной политикой применения новых требований, являются гарантом их неукоснительного и заинтересованного выполнения.

Отсутствуют координированные действия по разработке перспективных систем защиты военной автомобильной техники. Недостаточно ведется подготовка инженерных и научных кадров по этому стратегически важному направлению.

Недостаточно развита система поддержки и стимулирования роста молодых талантливых инженеров и ученых. Между тем международная практика показывает положительный опыт такой поддержки, обеспечивающей в дальнейшем значимый эффект по комплексу технических и экономических показателей.


Конференция решила:

1. Считать необходимой ориентацию подготовки специалистов на выполнение требований потребителя. В государственных образовательных стандартах, касающихся подготовки специалистов по всему спектру специальностей автомобилестроения (от маркетинга до эксплуатации и утилизации), необходимо ввести требование по применению стандартов серии ISO/TS 16949-2002. Кроме того, экспертиза образовательных стандартов в области автомобиле- и тракторостроения должна предусматривать обязательное привлечение специалистов ведущих автомобильных и тракторных компаний.

2. В целях использования мирового опыта подготовки инженерных и научных кадров необходима гармонизация требований российских образовательных стандартов со стандартами технических университетов ведущих стран - автопроизводителей.

3. Рекомендовать МГТУ «МАМИ», возглавляющему работу Комитета ААИ по подготовке инженерных и научных кадров, в контакте с промышленностью (ОАР) подготовить предложения по гибкой системе подготовки специалистов с учётом потребностей производства и развивающихся международных требований, в частности, в области экологии, безопасности, эргономики, энергосбережения.

4. Рекомендовать Комитету ААИ по подготовке инженерных и научных кадров в тесном контакте с ОАР вести регулярную работу по организации переподготовки инженеров на коммерческой основе, по аналогии с SAE. Рекомендовать МГТУ «МАМИ» с привлечением центральных и региональных вузов, предложить перечень направлений переподготовки и учебные программы. Выполнить предыдущие решения ААИ по организации, под эгидой Комитета, постоянно действующих семинаров по актуальным направлениям автомобиле- и тракторостроения, привлекая к преподаванию в них ведущих специалистов заводов отрасли, НИИ и вузов.

5. Рекомендовать ААИ совместно с ОАР обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением внесения дополнений в федеральный закон «Об образовании» и трудовой кодекс в части установления требований для юридических лиц (независимо от их вида - государственный, муниципальный, частный) принимать студентов для прохождения ими производственной практики.

6. Рекомендовать ведущим (в области автомобиле- и тракторостроения) техническим университетам России внедрять систему научно-образовательных центров (НОЦ) на базе вузов с активным участием отраслевых НИИ и промышленности для накопления научно-технического потенциала по перспективным направлениям развития промышленности и подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров. В максимальной степени использовать ресурсы открываемой ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.

7. Создать на базе МГТУ «МАМИ» экспертно-аналитический центр по ключевым проблемам автостроения, ориентированный (при активном взаимодействии с ОАР, ААИ, НАПАК, а также государственными управляющими структурами, промышленностью и бизнесом) на мониторинг, анализ, стратегический прогноз и выбор обоснованных решений в автостроении.

8. В целях поддержки и создания оптимальных условий развития молодых ученых и талантливых инженеров поручить МГТУ «МАМИ» совместно с ОАР, ААИ и НАПАК проведение Всероссийских конкурсов научных работ студентов и аспирантов в области автостроения для последующего участия лучших работ в международных мероприятиях FISITA, SAE и др.

9. ААИ совместно с ОАР проработать систему предоставления грантов (в том числе государственных) на обучение и стажировку российских специалистов в ведущих мировых автомобильных компаниях.

10. ААИ, ОАР, МГТУ «МАМИ», ФГУП ГНЦ «НАМИ», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ» и другими заинтересованными организациями внести предложения по экономическому стимулированию реализации перспективных требований через механизм налоговых льгот (санкций), страхования транспортных средств и т.д.

11. ААИ совместно с ОАР, НАПАК, НАПТО подготовить предложения по организации научно-технического обслуживания отрасли.

12. Заинтересованным государственным заказчикам рекомендовать создание при ГУВ ВС РФ межведомственного (МО, ФСБ, МВД, предприятия промышленности, НИИ и вузы) координационного совета по проблемам создания и применения защищённой военной автомобильной техники. Специализированным техническим вузам предусмотреть подготовку специалистов по проблемам защищённости и специальных материалов.

13. Исполкому ААИ и руководству МГТУ «МАМИ» опубликовать материалы Международного научного симпозиума «Автотракторостроение – 2009» в «Журнале автомобильных инженеров», научном журнале «Известия МГТУ «МАМИ», «Трудах 65-ой конференции ААИ» и разместить на сайтах Ассоциации и МГТУ «МАМИ».

Сопредседатель Оргкомитета конференции, президент ААИ В.Л.Четвериков

Сопредседатель Оргкомитета конференции, ректор МГТУ «МАМИ» А.В.Николаенко