147-я СЕССИЯ ВСЕМИРНОГО ФОРУМА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (WP.29)

АННОТАЦИЯ

147-я СЕССИЯ ВСЕМИРНОГО ФОРУМА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (WP.29)

Кисуленко Б. В. ГНЦ РФ ФГУП НАМИ

В статье кратко изложена информация о прошедшей 147-й сессии Всемирного форума по гармонизации правил в области транспортных средств (WP.29). На состоявшейся там дискуссии были обсуждены проблемы, связанные с глобальным потеплением, рассмотрены вопросы загрязнения воздуха и экономии энергии, сформулированы требования в отношении систем контроля давления в шинах и др. В таблице приведена краткая аннотация представленных документов.

147th SESSION OF WORLD FORUM ON HARMONIZATION OF VEHICLE REGULATIONS (WP.29)

Kisulenko B., Dr.Sc. / FSUE NAMI

The article summarizes the information about the past 147-th session of the World Forum for harmonization of the vehicle rules (WP.29).There was discussion connected with global warming, harmful pollutions and save energy, requirements for the systems control the pressure in the tires, etc. The table provides a brief abstract of the documents.

Состоялась в Женеве 9-13 марта 2009 года традиционно в период проведения Женевского автомобильного салона


Кроме поправок к действующим Правилам Женевского Соглашения 1958 года (Правилам ЕЭК ООН), приведенных в таблице, на сессии прозвучала информация и состоялась дискуссия по ряду важных вопросов, среди которых следует упомянуть:

• На сессии Европейской Экономической Комиссии, состоявшейся 30 марта–1 апреля 2009 г., высокопоставленные представители стран, среди которых министры транспорта и министры окружающей среды, обсудили проблемы, связанные с глобальным потеплением. В связи с этим WP.29 рекомендовал организовать «Круглый стол» на тему «Глобальное потепление и транспорт» во время сессии в июне 2010 года. Форум подчеркнул важность этого вопроса и напомнил, что в рамках его повестки дня обсуждается ряд мер для предотвращения глобального потепления, таких как применение автомобилей, дружественных окружающей среде ("Environmental Friendly Vehicle" — EFV), всемирной испытательной процедуры для лёгких транспортных средств, включающей измерение CO2, применение водородных и гибридных транспортных средств и других мер по повышению топливной экономичности.

• Представитель ЕС проинформировал делегатов Форума, что Европарламент и Совет Европы одобрили новые правила в области общей безопасности. Эти правила дают юридическую основу использования в законодательстве Евросоюза ССЫЛОК на Правила ЕЭК ООН. (Ранее это было объявлено в рамках программы CARS21).

• Группа докладчиков по вопросам загрязнения воздуха и экономии энергии приступила к изучению вопроса совершенствования Правил №49 в отношении двигателей, работающих на газовом топливе, что свидетельствует о перспективах таких двигателей. Председатель этой же группы доложил о прогрессе, достигнутом в согласовании начала разработки всемирной гармонизированной испытательной процедуры для лёгких транспортных средств. Свою готовность участвовать в работе (имеется в виду финансирование соответствующих исследований) подтвердили ЕС, Япония, США, Китай и Индия. «Дорожная карта» разработки этого ГТП будет окончательно представлена для согласования в Брюсселе 27 апреля 2009 года и представлена Всемирному Форуму на его 148 сессии в июне.

• Принято решение о временном включении в Правила ЕЭК ООН №64 (запасные колёса) требований в отношении систем контроля давления в шинах ("Tyre Pressure Monitoring Systems" — TPMS). Такое решение, на первый взгляд, довольно нелогичное, так как системы TPMS не имеют к запасным колёсам никакого отношения, объясняется довольно просто: ЕС хотел бы начать применение требований как можно скорее, но процедура законодательства в ЕС очень бюрократична и длительна в отношении принятия новых требований (Правил), и довольно проста в случае принятия поправки к ним. Делегат от Российской Федерации, отметив, что такое решение может иметь только временный характер, предложил внести в повестку дня Форума на перспективу пункт о разработке отдельных Правил. Делегаты согласились с таким предложением. Приняты также технические решения по TPMS: граница сигнализации о снижении давления при проколе шины — 20 кПа; точность измерения — 5 кПа; время реагирования системы — 60 с.

• Председатель группы по вопросам торможения и ходовой части информировал делегатов о начавшейся работе над требованиями в отношении автоматической аварийной системы торможения и системы предупреждения о выходе из заданной полосы движения.

• Председатель группы по вопросам шума транспортных средств информировал о предложении группы начать обсуждения лимитов по шуму к новой процедуре Правил №51, но только в отношении транспортных средств категории M1, из-за недостатка статистики по результатам испытаний автомобилей других категорий. Форум принял предложение, одновременно обратившись с просьбой к OICA и Техническим службам способствовать расширению статистики. Форум принял к сведению информацию, что в рамках группы по шуму по поручению WP.29 учреждена специальная информационная группа по вопросу установления требования по МИНИМАЛЬНОМУ уровню шума для «слишком тихих» транспортных средств.

• Делегация Российской Федерации распространила документ, предлагающий комплексный подход к развитию Соглашения 1997 года по техническим осмотрам, предусматривающий установление согласованных требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам на основе Конвенции о дорожном движении 1968 года, Соглашений 1958, 1997 и 1998 гг. Другой документ Российской Федерации по Соглашению 1997 года предлагает возобновить работу над проектом Предписания №2 к этому соглашению, а также рассмотреть проект Предписания в отношении тормозных систем. Рассмотрение предложенных документов состоится на 148 сессии Форума в июне.

• Представитель Японии информировал делегатов Форума о результатах состоявшейся в Токио 15-16 января 2009 года конференции Министров окружающей среды и транспорта (МЕЕТ). В принятой декларации МЕЕТ призвал страны к более тесному сотрудничеству в разработке и гармонизации процедур испытаний в отношении вредных выбросов, реализации инициативы производства и использования EFV и «чистых» топлив, пропаганды через WP.29 применения общественного транспорта.

• Представитель Международного энергетического агентства (IEA) сообщил об инициативе его организации, которая была объявлена 4 марта 2009 года и получила название «Глобальная инициатива по экономии топлива 50х50». Ею предлагается снизить общий уровень выбросов CO2 мировым парком легковых автомобилей на 50% к 2050 году. Представитель IEA призвал Форум принять участие в инициативе, что вызвало дискуссию среди делегатов. Представитель Великобритании напомнил, что цель его Правительства – 80% к 2050 году, представитель же OICA призвал к комплексному подходу, подчеркнув, что внедрение принципов «экодрайвинга» (экономичное вождение), улучшение управления транспортным движением, логистикой даст более быстрый и ощутимый эффект для существующего автомобильного парка.


В таблице (см. журнал) приведена краткая аннотация рассмотренных документов, которая, по процедуре ЕЭК ООН, вступит в силу через полгода после принятия.

Регулярно представляя в «Журнале ААИ» информацию о деятельности Всемирного форума для согласования Правил в области транспортных средств (WP.29) и его групп экспертов, Административный орган Российской Федерации в рамках Женевского Соглашения 1958 года надеется на её использование в практической деятельности заводов-изготовителей, организаций, связанных с сертификацией автомототранспортных средств, а также на получение отклика специалистов и предложений для подготовки позиции российской делегации в органах Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН.


Полный текст документов, рассмотренных на 147 сессии Всемирного форума WP.29, размещён на сайте Европейской экономической комиссии ООН http://www.unece. org/trans/main/wp29. Перевод основных документов на русский язык доступен на сайте http://documents.un.org.