79-й Женевский автомобильный салон


79-й Женевский автомобильный салон проходил в те же дни, что и 147-я сессия Всемирного Форума. В Швейцарии, как известно, нет собственной автомобильной промышленности, однако, тема кризиса в мировом автопроме не могла обойти стороной её главную автомобильную выставку. Даже с этой точки зрения салон интересен, поскольку не отражает локальные проблемы той или иной автомобильной державы, но высвечивает тенденции в промышленности, вызванные кризисом.

Выступая перед открытием салона, Президент Объединения немецких автопроизводителей Матиас Виссман (Matthias Wissman) сказал «По всему миру 2009 год будет самым трудным». Слово и явление «кризис» для автомобилестроителей всего мира означает включение тормозов на затраты. Но кризис даёт также и шанс для перспективных разработок, инноваций, снижения нагрузки на окружающую среду. Кристиан Штрайф (Сhristian Streiff) — шеф концерна «Пежо-Ситроен», обращая внимание на рухнувший автомобильный рынок, полагает, тем не менее, что «европейская автомобильная промышленность выйдет из кризиса окрепшей». И этому будут способствовать возросшая конкуренция и задачи охраны окружающей среды.

Это, так сказать, об общем настрое европейской промышленности, который находит подтверждение в выставочных экспонатах. Связанные между собой идеи энергопотребления и экологии стали лозунгами 79-го салона. Коротко перечислю концептуальные направления.

Большое количество маленьких городских автомобилей. Они есть практически у каждого массового производителя. Например, «ФИАТ» вообще выставил свою модель «500» под девизом, что компания – лидер движения за сокращение потребления ископаемого топлива.

Образцы автомобилей с гибридным приводом есть практически у каждой компании, многие автопроизводители выставили электромобили. Причём в большинстве случае это уже не «концепткары», а предсерийные прототипы. Это особенно касается «гибридов». Здесь следует подчеркнуть, что этап дискуссий о предпочтительности того или иного пути закончился. Промышленность решила, что гибридный привод является переходным, но неизбежным этапом на пути к автомобилю с «нулевым выбросом». Кстати, термин EFV ("Environmental Friendly Vehicle" — автомобиль, дружественный окружающей среде) получил официальное утверждение со стороны конференции Министров транспорта и сейчас нарабатывается его определение. Исследователи и бизнес подчёркивают, если и когда будут решены вопросы выработки и хранения электроэнергии, то общество вернётся к идее электромобиля, которая предстояла двигателю внутреннего сгорания. Конструкции электромобилей уже есть и довольно интересные. Среди них можно отметить «мотор-колесо», разработанное компанией «Мишлен», проект «Volt» компании «Дженерал Моторс» и другие.

Связанным с предыдущим тезизом, но всё-таки стоящим чуть обособленным, является направление водородной энергетики, представленное на салоне в том же объёме, что и в прошлом году. Хотя подвижки в сторону коммерциализации заметны.

Альтернативные топлива, такие как модифицированные бензины, биотоплива, природный газ и т.п., по-видимому не станут мировой панацеей в деле снижения давления на окружающую среду, но могут стать эффективным региональным решением. (Здесь неплохо бы вспомнить, что Россия является одним из крупнейших владельцев запасов природного газа, а наш Премьер, в бытность Президентом, провозгласил идею «энергобезопасности страны», включающую в себя не только добычу и экспорт ископаемых, но и их глубокую переработку. Кому, как не нам, быть бы лидерами в разработке и производстве технологий и продукции, использующих природный газ? Здесь мы могли бы составить конкуренцию, в отличие от направлений «гибридизации» и, боюсь, «электрификации»). Являясь одним из направлений для достижения планки выброса СО2 до 120 г/км на автомобилях класса В, технологии с использованием альтернативных топлив широко представлены в серийной продукции многих компаний, среди которых выделяется «Фольксваген».

Даже богатые люди, отдавая дань настроениям в обществе, вынуждены добавлять больше «зелёной краски» в свои автомобили, которые делают для них «Даймлер», «БМВ», «Майбах» и другие компании или отделения. Это относительные «новички» экологической продукции в «люксовом» сегменте, не говоря уже о таких «старожилах» как «Лексус» и «Инфинити», давно производящих «гибриды».

Ну и, наконец, концепты «автомобилей будущего». Я не готов сказать, что увидел среди них нечто, похожее на цель, но работа над проектом идёт и в решающей степени связана с применением интеллектуальных транспортных систем.

Фотографии некоторых выставочных образцов прилагаются.