Анализ пассивной безопасности маломестных автобусов на основании статистики ДТП

АННОТАЦИЯ

АНАЛИЗ ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМЕСТНЫХ АВТОБУСОВ НА ОСНОВАНИИ СТАТИСТИКИ ДТП

Иванов А.М., д.т.н., проф. / Никитин А.А., к.т.н., доцент / Харламов Н.С., МАДИ (ГТУ) / Зубриський С.Г., к.т.н., проф., МГТУ «МАМИ»

В статье приведен анализ статистических данных ДТП с автобусами. Основываясь на этих данных, предлагаются методы решения некоторых вопросов пассивной безопасности малых автобусов.

THE ANALYSIS OF PASSIVE SAFETY SMALL BUSES ON THE BASIS OF STATISTICS OF ROAD ACCIDENTS

Ivanov A., Dr.Sc. prof. / Nikitin A., Dr.Sc. / Kharlamov N.S., MADI (TU) / Zubriskiy S., Dr.Sc. prof., MSTU MAMI

In this article we analyze road accidents that occurred with buses. According to it we are going to propose new methods of soling some questions concerning passive safety of small buses.

Иванов А.М., д.т.н., проф., зав. каф. / Никитин А.А., к.т.н., доцент / Харламов Н.С., МАДИ (МГТУ) / Зубриський С.Г., к.т.н., проф., МГТУ «МАМИ»

От редакции: предлагаемый материал интересен уже тем, что в нём дан анализ статистических данных ДТП с автобусами, что не так часто встречается в нашей печати. Тема безопасности автобусов привлекает всё большее внимание в обществе, является одной из главенствующих в обсуждении международных требований и мер, направленных на снижение количества ДТП с этой категорией ТС и снижение тяжести их последствий. Пожалуй, не очень обоснован, на наш взгляд, вывод о конструктивной небезопасности автобусов «ГАЗ» (авторы , видимо, имели в виду микроавтобусы «ГАЗЕЛЬ»). Напомним, что в 2006 году в Нижнем Новгороде собралось представительное совещание, в котором приняло участие руководство Минтранса России, МВД России, Минпрома России, их Агентств и Департаментов, руководители крупнейших пассажирских автохозяйств, по поводу большого числа ДТП с этими микроавтобусами, во многих случаях с тяжёлыми последствиями. Ожидалось, что последствия этого совещания будут катастрофичными для Горьковского автозавода и его «ГАЗЕЛИ». Однако, после долгого и заинтересованного обсуждения был сделан вывод не о слабости конструкции с точки зрения безопасности, а о проблемах собственно эксплуатации этой популярнейшей и распространённой машины. К сожалению, и эта статья не даёт новых данных, объективного анализа, хотя, повторимся, проблема безопасности автобусов очень актуальна и её надо предметно обсуждать. Редакция надеется, что публикация материала даст толчок к такому обсуждению.

Проблема обеспечения безопасности пассажиров связана с множеством факторов, в том числе и конструктивной безопасностью автобусов. Одна из важнейших задач — это повышение пассивной безопасности автобусов для снижения тяжести последствий ДТП.

Для решения задач, связанных с повышением конструктивной безопасности автобусов, необходимо провести анализ реальной статистики ДТП с автобусами и на этой основе выявить причины, влияющие на безопасность движения.

Статистические данные по общему количеству ДТП, в том числе с участием автобусов, за период 2002-2006 гг. приведены в табл. 1* Из приведенных данных видно, что число ДТП с участием автобусов составляет 5,5-6% от их общего количества.
* данные здесь и далее предоставлены Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России


По тяжести последствий ДТП соотношение иное. В табл. 2 приведены данные, полученные путем анализа реальных судебных решений по ДТП с особо тяжкими последствиями за период с 01.01.2000 по 30.06.2002 гг. по 42 регионам РФ. Доля ДТП с особо тяжкими последствиями с участием автобусов увеличилась до 29,8%, что связано с относительно большим количеством перевозимых автобусами пассажиров.


Количество ДТП, а также количество погибших и раненых при этом за рассматриваемое пятилетие, общие для всего парка автобусов и по некоторым отечественным маркам автобусов, приведены на рис. 1.


Рисунок 1. Распределение ДТП по маркам автобусов

Общее количество ДТП выросло почти в 2 раза и почти во столько же увеличилось количество раненых. По маркам существенное увеличение показателей наблюдается у автобусов ГАЗ.

Более полную картину по количеству ДТП, погибшим и раненым по маркам можно получить, рассматривая не только абсолютные цифры, но и относительные (отнесенные к количеству в 1000 автобусов данной марки, прошедших государственный техосмотр в РФ). На рис. 2 и 3 представлены эти данные по 2003 году.

Рисунок 2. Распределение ДТП по маркам в абсолютных единицах


Рисунок 3. Распределение ДТП по маркам в относительных (на 1000 автобусов) единицах в 2003 году


По количеству ДТП и пострадавших лидируют иномарки и автобусы ГАЗ, а также неидентифицированные автобусы, попавшие в категорию «прочие».

В табл. 3 представлены данные по видам ДТП за период с 2002 по 2006 гг., в скобках — в процентах от общего количества.


Из общего количества ДТП с автобусами наибольшее количество составляют столкновения. При общем росте количества столкновений в 1,8 раза за пять лет их доля в общем количестве ДТП сохраняется практически неизменной и равной 55-56%.

Для автобусов ГАЗ (табл. 4) количество столкновений и в абсолютных цифрах и в относительных (свыше 70%) больше среднестатистических цифр.


Статистические данные по местам наибольшего повреждения автобусов ГАЗ при ДТП указывают на наиболее потенциально опасные зоны ТС (табл. 5).


Для автобусов ГАЗ характерны: большое количество погибших при лобовых столкновениях (74,5%) и порядка 10% погибших при опрокидываниях. Для более полного анализа ДТП и их последствий необходимо рассмотреть статистические данные по месту размещения в салоне автобуса людей, пострадавших при ДТП. На рис. 4, 5 представлены указанные результаты для микроавтобусов ГАЗ. Как следует из графиков, вероятность гибели и ранения пассажиров на передних сидениях в 1,5 выше, чем в средней части салона. Самыми безопасными являются задние сиденья микроавтобуса.

Рисунок 4. Распределение количества погибших для автобусов ГАЗ в относительных (на 1000 автобусов) единицах


Рисунок 5. Распределение количества раненых для автобусов ГАЗ в относительных (на 1000 автобусов) единицах


Дополнительную информацию для анализа причин гибели людей в салоне автобуса Газ дают результаты испытаний на пассивную безопасность.

Журнал «За рулем» провел краш-тест классической «маршрутки» ГАЗ-322132 — 13 пассажиров плюс водитель. Испытание проходило на Дмитровском полигоне в Подмосковье. Сам тест представлял собой фронтальное столкновение с неподвижным препятствием при 40-процентном перекрытии на скорости 54,8 км/ч, при этом манекены в салоне не были оснащены датчиками, которые регистрируют нагрузки, и не были пристегнуты ремнями безопасности (за исключением водителя). Расположение манекенов в салоне до и после удара представлено на рис. 6а, 6б.


Как показывает анализ видеозаписи столкновения, наибольшую вероятность получить повреждения имеют пассажиры, имеющие при лобовом столкновении свободу перемещения по салону и ударяющиеся о жесткие части автомобиля при отсутствии ремней безопасности (манекены №4, 5, 7).

ВЫВОДЫ

На основе анализа статистических данных по ДТП были сделаны следующие выводы:

• Количество ДТП с участием автобусов увеличивается с каждым годом, доля ДТП с участием автобусов ГАЗ достигает 21%.

• Основным видом ДТП для автобусов ГАЗ являются столкновения (свыше 70% от общего числа), 67% столкновений приходится на переднюю часть. Данный вид ДТП является наиболее вероятной причиной гибели пассажиров в салоне указанных автобусов.

• Анализ статистики по расположению пострадавших указывает на то, что наиболее опасными являются место водителя и места пассажиров, расположенные в передней части салона автобуса.

Основываясь на результатах краш-теста и на анализе статистики ДТП можно выявить ряд причин приводящих к гибели и травмированию пассажиров в автобусах ГАЗ, а именно:

• Опасность размещения пассажиров рядом с водителем.

• Отсутствие ремней безопасности или трудности с их использованием.

• Схема расположения сидений в салоне, позволяющая ряду пассажиров свободно перемещаться по салону при ДТП, что приводит к получению тяжелых травм.

Для решения вопроса, связанного с повышением конструктивной безопасности маломестных автобусов, можно сформулировать ряд требований и предложений:

• Выполнение существующих норм и Правил ЕЭК ООН.

• Удаление пассажирских мест рядом с водителем. Ограничение свободы перемещения пассажиров при столкновениях.

• Изолирование водителя от прямого общения с пассажирами при движении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О результатах государственного технического осмотра автомототранспортных средств. Сводный отчет по России (за январь – декабрь 2003 г.).

2. Справка о результатах проведения федеральной оперативно-профилактической операции «Автобус» в 2006 году.

3. ГОСТ Р 41.16-01. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности.

4. ГОСТ Р 41.14-03. Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении крепления ремней безопасности.

5. ГОСТ Р 41.34-01. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара.

6. Правила проведения работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов. Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.98.