45 лет Научно-исследовательскому центру по испытаниям и доводке автомототехники (нициамт фгуп «нами»)


23 июля этого года исполняется 45 лет с момента ввода в строй Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»).


История создания центра начинается с довоенного периода, когда бурно развивавшееся отечественное автомобилестроение ощутило потребность в специальных условиях и базе для проведения испытаний разрабатываемых новых моделей автомобилей. Начавшиеся изыскания и предпроектные работы были прерваны Великой отечественной войной. Только в 1958 г. Правительство СССР смогло вновь вернуться к идее создания автополигона, издав Постановление о его строительстве. Разработка технических требований к составу и конструкции комплекса испытательных сооружений и технический надзор за строительством возлагались на Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), а выполнение проектных работ — на Государственный проектный институт «Союздорпроект».


Созданный в кратчайшие сроки уникальный объект приказом председателя Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР от 23 июля 1964 года (дата рождения предприятия) введён в строй в качестве филиала Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института — автомобильного полигона НАМИ. По мере развития дорожной и лабораторной базы происходило становление автополигона как испытательного центра автомотостроения и смежных отраслей, обеспечивающего для них возможности для проведения всех видов испытаний автомототранспортных средств, объектов на автомобильных шасси, их агрегатов, узлов и комплектующих в течение всего цикла исследований, разработки, постановки на производство и серийного выпуска продукции. При этом изменялись название и статус предприятия — сначала автомобильный полигон НАМИ был переименован в ЦНИАП НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный полигон НАМИ), позднее, став независимой от разработчика, производителя и потребителя Технической службой Женевского соглашения 1958 года, преобразован в Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (ФГУП «НИЦИАМТ»). В 2008 году НИЦИАМТ присоединён к ФГУП «НАМИ» в качестве обособленного подразделения.


В настоящее время автополигон, расположенный в Дмитровском районе Московской области, является крупнейшим в Европе и единственным на постсоветском пространстве и в Восточной Европе специализированным исследовательским и испытательным центром автомототехники, других наземных транспортных средств на их базе, а также их узлов, агрегатов и комплектующих изделий. Здесь проводятся работы с опытными образцами и серийно выпускаемой автомототехникой, двигателями, системами и элементами конструкции автотранспортных средств. Разрабатываются рекомендации по повышению их эксплуатационных свойств в соответствии с действующими и перспективными требованиями. Постоянно совершенствующаяся и развивающаяся исследовательская и испытательная база является также основой для отечественной системы сертификации транспортных средств, позволяя работать с более чем 3000 показателей и параметров конструкции АТС практически всех категорий: легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, прицепов, мотоциклов и велосипедов — всего, что создано для перевозки людей и грузов по дорогам. Для этого разработаны специалистами НИЦИАМТ или с их участием и используются свыше 2500 нормативных документов на уровне государственных стандартов и стандартов предприятия.


Имеющийся сегодня комплекс дорожных сооружений включает 15 разновидностей специальных испытательных дорог общей протяженностью более 110 км на площади 25 кв. км, моделирующих все многообразие дорожных условий эксплуатации.

Лабораторная база центра — единственная в России, где можно получить комплекс услуг по испытаниям на активную и пассивную безопасность, эргономику, аэродинамику, экологию, коррозионную стойкость и виброакустику транспортных средств.

НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» — одна из авторитетнейших организаций в области разработки и совершенствования технологии исследований, испытаний и доводки автомобильных конструкций, а также разработки и выпуска нормативных технических материалов на этой базе, создания и внедрения системы ускоренных и форсированных методов испытаний, обеспечивающих сокращение сроков постановки изделий на производство.


Безусловно, эти технологии и нормативно-техническая база не были бы созданы без тесного сотрудничества с конструкторско-экспериментальными службами заводов, с учёными и специалистами головного института НАМИ и других НИИ и ВУЗов. Через испытательные дороги и специализированные лаборатории прошли практически все выпускавшиеся с 1964 года и выпускаемые сегодня отечественными заводами модели транспортных средств. И всё это опыт, который, накапливаясь в НИЦИАМТ, работал и работает на его партнёров.

За создание и освоение уникального комплекса для испытаний и исследований коллектив НИЦИАМТ удостоен в 1990 году Премии Совета Министров РСФСР в области науки и техники. Звания лауреата тогда были удостоены Ануфриев В.А., Антипцев В.П., Балабин И.В., Безверхий С.Ф., Благодарный Ю.Ф., Галустян Р.Г., Гусаров А.П., Дударев Ю.А., Журавлев В.Н., Кнороз А.В., Козлов Ю.О., Курочкин А.А., Кутенев В.Ф., Лаптев С.А., Лец В.К., Майборода О.В., Мельников О.В., Мусик А.С., Никульников Э.Н., Резниченко В.А., Розов Р.А., Сальников В.И., Стрюков И.Л., Титков А.И., Яценко Н.Н., хотя, безусловно, специалистов, заслуживающих этой награды, было гораздо больше.


Объективность, высокая достоверность и сопоставимость результатов исследований и испытаний гарантируются действующей системой менеджмента качества, предусматривающей неукоснительное соблюдение нормативных документов, надёжное метрологическое обеспечение работ. Специалисты центра активно участвуют в работе экспертных групп Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, что позволяет заблаговременно готовить отечественных автопроизводителей к внедрению прогрессивных, соответствующих мировому уровню технических решений в области безопасности, экологии, эргономики. Эксперты НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» совместно с представителями отечественных заводов и НИИ разрабатывают для КВТ ЕЭК ООН предложения по совершенствованию и развитию методологии испытаний и требований к конструкции (новые Правила, изменения и поправки к Правилам).

Научные, технологические, методические и кадровые возможности центра признаны и закреплены его аккредитацией в отечественных и международных системах сертификации автомототехники, в том числе в качестве Испытательной лаборатории Госстандарта, Госстроя и Госсанэпиднадзора Российской Федерации, а также регистрацией в КВТ ЕЭК ООН в качестве Технической службы по сертификационным испытаниям в рамках Женевского соглашения 1958 г. под номером Е22/В.

Самая широкая в России область аккредитации в сертификационных испытаниях, объективно отражающая оснащенность и признание авторитета НИЦИАМТ в области разработки и совершенствования технологии (средств и методов) исследований и испытаний, обуславливает широкий круг заказчиков — более 250 отечественных и зарубежных предприятий и фирм ежегодно.


Для подавляющего большинства российских производителей автомототехники и предприятий в странах СНГ НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» был и остается единственно доступной испытательной базой — организацией, предоставляющей качественные научно-технические услуги по доступным ценам, независимой от производителей и потребителей, гарантирующей конфиденциальность результатов исследований и испытаний наряду с их объективностью.

Комплекс дорог центра в совокупности с необходимой лабораторной базой позволяет, наряду с испытаниями и исследованиями АТС, проводить:

- теоретические и практические занятия с российскими дилерами с целью повышения их профессионального мастерства, в том числе навыков вождения, способствующие организации продаж на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, успешно прошедших испытания в ИЦ НИЦИАМТ и получивших в установленном порядке сертификаты и «Одобрения типа АТС»;

- непосредственное ознакомление с новыми моделями, поступающими на автомобильный рынок Российской Федерации, а также с новыми модификациями уже продаваемых автомобилей;

- экспертную оценку автомобильной техники ведущими автомобильными изданиями России с освещением результатов в электронных и печатных СМИ;

- презентации продукции ведущими отечественными и зарубежными автопроизводителями;

- обучение вождению в экстремальных условиях, контраварийную подготовку водителей высококвалифицированными инструкторами;

- соревнования по техническим видам спорта.

Сохраняя и активно расширяя собственную нишу на рынке научно-технических услуг в автомобилестроении и смежных отраслях в качестве технологического звена большинства производителей в процессе создания и серийного производства продукции, её допуска на российский рынок, Центр играет заметную роль в информационном обеспечении отечественной автомобильной промышленности и транспорта. В течение 17 лет НИЦИАМТ является штаб-квартирой Ассоциации автомобильных инженеров, коллективными членами которой являются более 60 организаций, представляющих интересы производителей автомототехники, НИИ и ВУЗов, связанных с автомобильной и мотоциклетной индустрией России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. Ежегодно принимая две из четырёх проводимых Ассоциацией международных научно-технических конференций по актуальным темам автомобилестроения, НИЦИАМТ, по существу, является площадкой для профессионального и неформального общения специалистов в области конструирования, доводки, испытаний и сертификации автомобильной техники.

Не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление о безоблачных буднях НИЦИАМТ, но в праздничный момент не будем говорить о проблемах. Хотя одной из них придётся коснуться. Это — кадры. Уникальность кадров автополигона не только в их высоком профессионализме в своём деле, но и в широких связях с коллегами на заводах, НИИ, ВУЗах. Это можно отнести к большинству полигоновцев.

Срок, прошедший с момента образования автополигона, это срок смены первого поколения учёных и специалистов, создавших его уникальную базу и профессиональный авторитет. Не так быстро, как надо было бы, идет обновление испытательских кадров. Но оно всё-таки идёт!