Оправдано ли для России увеличение пошлин?


УДК 629.33;336.24

Бутузов А.В., к.т.н. (1983-1988 гг. — заместитель Министра автомобильной промышленности СССР)

Правительство в очередной раз приняло решение об увеличении пошлин на ввоз в страну автомобилей. Эта тема возникает каждый раз, когда по той или иной причине падает спрос на продукцию наших заводов. В качестве аргумента, объясняющего необходимость такой «меры помощи» нашим автозаводам, приводится зарубежный опыт стран, в которых автостроение преуспело благодаря запрету или ограничению импорта машин, особенно подержанных. Да, действительно, такие меры помогли или помогают Китайскому, Индийскому, Бразильскому, ЮжноКорейскому автопрому встать на ноги.

Но, уж если обращаться к опыту этих стран, то нужно следовать их политике в этом вопросе до конца, ведь запрету или ограничению импорта автомобилей предшествовало объявление развития автопрома приоритетной национальной задачей, решение которой регламентировалось конкретными государственными программами, предусматривающими создание «открытых зон», субсидий, налоговых льгот, и других условий наибольшего благоприятствования развитию этой отрасли.

Все эти условия в равной мере распространялись и на комплектующие изделия, локализация которых в этих странах за короткий срок превысила 60-70% потребности (в России для иностранных сборочных заводов производится пока 8-10% комплектующих). Естественно, что на сочетание созданных условий и потребностей рынка в этих и соседних странах активно отреагировали иностранные инвесторы. В результате, производство автомобилей в Китае, Индии, Бразилии за 2000-2008 годы возросло в разы. В условиях такого роста производства широкой номенклатуры автомобилей у покупателей появилась возможность выбора отечественных машин на любой вкус, обращаясь к импорту только в исключительных случаях.

А ГДЕ ТАКИЕ ПРОГРАММЫ У НАС? В России за последние 15 лет производство легковых машин на собственных заводах сократилось более чем на 40%. Отечественные заводы в 2008 году произвели около 900 тыс. машин, качество и технический уровень большинства которых оставляет желать лучшего. Иностранные заводы в России произвели чуть больше 300 тыс. машин. В 2008 году в России продано более 3-х млн. машин. По самым оптимистичным прогнозам производство машин российскими и иностранными заводами через 3-5 лет достигнет 2-2.3 млн. т.е. опять дефицит, а значит, неизбежен импорт.

В отличие от нашего, американское правительство в 70-е годы отвергло требования лоббистов от автомобильной промышленности о введении протекционистских таможенных пошлин на ввоз машин (особенно японских), оно — правительство — поняло, что интерес населения к иностранным машинам — это результат отставания уровня американского автопрома от уровня стран-импортеров по показателям цена-качество. Автомобильная промышленность в США играет несравнимо большую роль в экономике страны, чем в России, тем не менее правительство выдержало характер. Результат известен: производители автомобилей США не погибли, а, проведя необходимые изменения, и сегодня, несмотря на общий спад, увеличивают экспорт, в том числе и в зоны влияния одного из главных своих конкурентов — Японии.

Отклонив предложения об увеличении пошлин, американские политики и крупные бизнесмены убедительно продемонстрировали, что сохранение и развитие производства возможно только в условиях здоровой конкуренции в равных условиях, а не в попытках изоляции от мира. Объективно оценивая ситуацию, следует признать, что у России сейчас нет возможности собственными силами поднять автостроение до уровня, исключающего интерес населения к зарубежным машинам. Представляется, что наиболее реальный путь решения проблемы — изучение опыта Китая по привлечению в страну с соответствующими инвестициями ведущих зарубежных фирм мира.

Наверное, соответствующим службам нашего правительства следует задуматься, почему в «коммунистический» Китай капиталисты идут и с их помощью выпуск машин в этой стране превысил 10 млн. в год, а у нас на заводах, создаваемых с участием зарубежных фирм, за 5 лет только 300 тысяч? Попытка помочь нашей промышленности решить проблемы ограничением импорта, увеличив пошлины, — это сиюминутные, как теперь говорят, контрпродуктивные меры, которые на какой-то срок дадут заводам индульгенцию на отсрочку освоения новых моделей, оттяжку модернизации производств, т.е. болезнь будет уходить вглубь.

При низкой конкурентоспособности производимых в России машин разгрузка складов ВАЗа и его дилеров возможна только при условии снижения цен, но это невозможно, т.к. ВАЗ и остальные наши заводы живут и работают на пределе рентабельности. А, следовательно, вынужденные остановки ВАЗа из-за затоваривания будут продолжаться. Под мощным давлением лидеров автопрома наше правительство уже повышало пошлины на импорт автомобилей, но это не дало положительного результата.

Выход один — смирить гордыню и последовать примеру в недавнем прошлом наших «младших братьев»: активизировать сотрудничество с ведущими автомобильными фирмами мира, и в хорошем темпе создавать современную автомобильную промышленность (см. Китай, Индию, Турцию, Чехию, Узбекистан, Польшу, Венгрию, Болгарию, Румынию и др.).