Решение 66-ой научно-технической конференции «Автомобиль и окружающая среда»

УДК 629.33;504.054

3-4 июня 2009 года состоялась 66-я международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров на тему «Автомобиль и окружающая среда». В конференции приняло участие более 250 человек из 80 организаций. Участниками сделано более 90 докладов и сообщений. Решение конференции публикуется.

В период проведения конференции состоялось заседание Правления ААИ, которое поручило Исполкому организовать выполнение Решения и опубликовать материалы докладов.


Правление приняло также ряд организационных решений, в том числе:

• о переносе конференции с тематикой «Какой автомобиль нужен России» на март 2010 г. (68-я конференция, СибАДИ). Учитывая напряжённую финансовую ситуацию у коллек-тивных членов ААИ, решено не проводить осеннюю конференцию ААИ, ограничившись проведением заседания Правления во время международного автомобильного салона «Интеравто-2009» в г. Москве. Время и место проведения заседания будет сообщено дополнительно;

• о принятии изменения № 1 к стандарту ААИ «Масла моторные автомобильных двигателей. Классификация, обозначение и технические требования» в редакции 2009 года (СТО 003-09), предусматривающего внесение в него новых категорий моторных масел Б6 для бензиновых двигателей и Д4, Д5 для дизелей.

Участники конференции отмечают, что вопросы защиты окружающей среды от вредного воздействия АТС (выбросы и внешний шум) и уменьшения потребления топлива продолжают оставаться в центре внимания Правительств, промышленности, общественности стран мира. Глобализация требований в этом направлении осуществляется как за счёт расширения числа стран — участниц Соглашений 1958 и 1998 годов, так и активного включения в работу специали-зированных форумов, постоянно действующих совещаний, инициатив международных организаций. Несмотря на то, что уровень современных международных требований по выбросу вредных веществ ужесточился на два порядка по сравнению с началом 70-х годов прошлого века, перспективные нормы, касающиеся выбросов дисперсных частиц, оксидов азота, углеводородов становятся ещё более строгими. В направлении снижения выбросов «парниковых газов» (в эквиваленте СО2) и повышения топливной экономичности транспортных средств известна глобальная инициатива FIA, Международного агентства по энергии (IEA), Международного транспортного форума (ITF) и Программы ООН по окружающей среде (UNEP), направленная на 50%-ое улучшение указанных показателей к 2050 году («инициатива 50х50»). Одной из особенностей этой инициативы, равно как и направлений решения глобальной проблемы загрязнения воздуха на современном этапе является установление равной ответственности всех причастных к проблеме сторон — правительств, автомобильной промышленности, пользователей, поставщиков топлива. Формируется концепция «автомобиля, дружественного окружающей среде» (EFV), в том числе само понятие такого автомобиля и перечень технологических направлений для её реализации. Непосредственно в автомобильной промышленности это — совершенствование силовых установок, использующих традиционные нефтяные топлива, применение альтернативных топлив (сжатого природного газа, этанола, водорода), гибридных силовых установок, электромобилей с различными источниками энергии (топливные элементы, солнечные батареи и т.д.). Транспортные средства с такими технологиями уже выпускаются промышленностью в опытном или серийном порядке. В плане освоения применения альтернативных топлив заслуживает внимания опыт Украины с введением соответствующего закона.


Ужесточаются требования к акустическим свойствам транспортных средств путём введе-ния новых методик измерения, а также выделения в отдельный объект нормирования шин АТС.

В Европейском Союзе, Японии действуют требования по утилизации АТС.

В Российской Федерации ситуация в области экологии транспортных средств изменяется к лучшему, однако скорость этих изменений такова, что отставание от развитых стран всё ещё сохраняется. При этом правительство, воздействуя на автомобильную промышленность посредством нормирования, и сама промышленность, реализуя это нормирование, осуществляют свой вклад в решение проблемы, остальные ответственные (пользователи, производители топлив) в процесс ещё не включились.

Уже много сказано о положительном эффекте введения специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ» (Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 г. № 609), установившего порядок в применении требований в области экологии АТС. В плане развития регламента подготовлен проект изменений № 1. Участники конференции отмечают, что наряду с необходимыми и актуальными поправками, некоторые позиции проекта не бесспорны. Беспокоит также неопределённость ситуации с принятием указанных изменений, лишающая промышленность возможности строить свою текущую техническую и коммерческую политику, что особенно существенно в условиях кризиса.

Вне сферы российского технического законодательства по вредным выбросам остаются мотоциклетная и внедорожная техника, переоборудуемые в эксплуатации транспортные средства (в первую очередь газобаллонные), проблема выбросов СО2. В стране слабая испытательная база для независимой от производителя оценки экологических свойств транспортных средств всех категорий. Испытательная база самого производителя имеет тенденцию к развитию, чего нельзя сказать о возможностях эксплуатации. Действующие в эксплуатации стандарты рассчитаны на транспортные средства экологических уровней 0, 1, в лучшем случае, 2. Да и само техническое законодательство — специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ», заканчивает своё действие этапом допуска автомобиля на рынок, не способствуя созданию условий для реализации экологического уровня, заложенного в конструкции, на этапе эксплуатации. Не определена ответственность ведомств за автомобильную экологию, что не позволяет управлять требованиями в этой области, решать вопросы развития испытательной базы и т.д. Отсутствуют механизмы мотивации производства и потребления транспортных средств с высокими экологическими показателями.

Участники конференции выразили свою озабоченность ситуацией вокруг проекта технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств». Полагая введение этого регламента преждевременным, промышленность, тем не менее, приняла активное и заинтересованное участие в доработке проекта и согласовала его в варианте, одобренном 21 апреля 2009 г. комиссией Минпромторга России по техническому регулированию. Однако, после этого в документ внесены принципиальные изменения, делающие его организационно неработоспособным. Изменённый проект не проработан с промышленностью, не проходил публичного обсуждения и не рассматривался экспертной комиссией.


УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ РЕШИЛИ:

1. Правлению ААИ обратиться к членам ассоциации с инициативой о разработке предложений по пакету мер, стимулирующих власти, промышленность, пользователя и общество к снижению выбросов СО2 и потребления углеводородного топлива, расширению использования альтернативных видов топлив, в том числе, из возобновляемых источников. Поручить исполнительному комитету систематизировать предложения членов.

2. Рекомендовать производителям АТС ввести в инструкции по эксплуатации автомобилей раздел для пользователей, направленный на максимально эффективное использование особенностей конструкции в отношении экологических показателей АТС с указанием, в частности, сроков обязательной замены каталитических нейтрализаторов (фильтров частиц) и других элементов.

3. Просить ОАР передать на обсуждение общественности предложения по механизму экономического стимулирования производства и применения АТС более высокого экологического класса и соответствующих топлив (бензинов, дизельных и газовых).

4. Принять к сведению информацию Правления ААИ о направлении в Правительство обращения ОАР, НАПАК, ААИ и НАПТО о необходимости согласования с промышленностью и общественностью проекта технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» в варианте, переработанном после его одобрения комиссией по техническому регулированию Минпромторга России. Рекомендовать заинтересованным предприятиям и организациям поддержать это обращение.

5. Просить ГНЦ РФ «НАМИ» изучить вопрос и, при необходимости, инициировать разработку изменений к ГОСТ 50993, актуализирующих методики испытаний транспортных средств в отношении отопления и вентиляции, а также технические требования, в частности, применительно к автобусам I и II классов, где, по мнению ряда специалистов, обеспечение действующих требований стандарта связано с отрицательными последствиями для пассажиров.

6. В связи с началом разработки проекта технического регламента ЕврАзЭС по топливам просить ГНЦ РФ «НАМИ» при отработке редакции обеспечить сохранение требований к качеству автомобильных бензинов и дизельному топливу, изложенных в Российском Техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118.

7. В связи с внесением принципиальных изменений в требования европейской директивы ЕN 590 к качеству дизельных топлив просить ГНЦ РФ «НАМИ» подготовить соответствующие изменения в Технический регламент «О требованиях к автомо-бильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

8. Поручить исполкому ААИ публикацию материалов конференции. Исполкому разослать решение заинтересованным организациям, министерствам и ведомствам.

Президент ААИ В.Л.Четвериков