Оценка эффективности системы менеджмента качества и управление затратами предприятия

Ларцева Т. А., аспирант / МГТУ «МАМИ» УДК 658.562

Одним из принципов, образующих основу стандартов ISO на системы менеджмента качества, является процессный подход, применение которого направленно на постоянное улучшение качества конечной продукции, с учетом требований всех заинтересованных сторон.

В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность, в ходе которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы. При этом применение процессного подхода в системе менеджмента качества (для управления, как деятельностью, так и ресурсами) позволяет достигать желаемых результатов более эффективно [1].

Формирование и использование процессной модели системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года принесут наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, если процессы будут оцениваться с точки зрения не только достижения результатов, но и эффективности применения самих процессов менеджмента на предприятии.

Эффективностью в соответствии с терминологией ISO 9000:2000 считается связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами, что практически соответствует определению, которое дает «Большой экономический словарь»: «Эффективность — относительный эффект (результативность) процесса, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, обусловившим (обеспечившим) его получение» [2].

При применении процессного подхода для построения системы менеджмента качества в стандарте ISO 9001:2000 подчеркивается важность «рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности и достижения результатов в показателях работы и эффективности». Кроме того, еще один принцип построения систем менеджмента качества сводится к рассмотрению постоянного улучшения деятельности как неизменной цели предприятия.

Как указано в примечании к термину «постоянное улучшение» его можно относить к любым аспектам, таким как результативность, эффективность или прослеживаемость. Таким образом, обязательное предприятияприменение экономических подходов при формировании и обеспечении функционирования системы менеджмента качества заложено в самих принципах, на которых основано построение стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года.

Многие предприятия, уже получившие сертификат системы менеджмента качества продолжают руководствоваться соображениями «сиюминутной» эффективности, считают копейки в одном месте, не замечая, что выбрасывают рубли в другом, не рассматривают влияние бухгалтерии на удовлетворенность или неудовлетворенность потребителей, считая, что ее деятельность никак не связана с качеством [3].

На сегодняшний день становиться ясно, что формальное внедрение системы менеджмента качества и получение сертификата на данную систему может служить лишь одним из необходимых, но отнюдь недостаточным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Проблема заключается и в том, что до сих пор не разработано общей методики проверки эффективности системы менеджмента качества, поэтому каждое предприятие вправе решить какую именно из предлагаемых учеными методик оценки целесообразно применить и какому подходу следовать для повышения ее эффективности.

Широко применяемым в настоящее время инструментом для проверки и анализа системы менеджмента качества или ее отдельных элементов является аудит. Несомненными достоинствам аудита являются его формализованность, систематизированность и независимость.

Эффективность и полнота аудита в значительной мере зависят от квалификации и опыта аудиторов. Проверки носят «статический» характер, так как аудитор лишь фиксирует ошибки и недостатки, но не дает сведений о том, что послужило причиной ошибки и, как правило, практически отсутствуют количественные показатели эффективности системы менеджмента качества, что приводит к необходимости внедрения системы оценки затрат на качество и прибыли как важнейшего элемента системы менеджмента качества, позволяющей определить состав и структуру затрат на качество, анализ которых позволяет не только выявлять проблемы, ранжируя их по значимости, но и определять причины их порождающие, создавая предпосылки принятия обоснованных управленческих решений.

Выделяют различные подходы анализа затрат на качество, применимость каждого из которых определяется индивидуальной структурой предприятия, сферой его деятельности и уровнем развития системы менеджмента качества. Безусловно на сегодняшний день на предприятиях, имеющих систему менеджмента качества, разработанную на основе стандартов ISO серии 9000, наиболее часто используют подход, основанный на оценке затрат на процессы, являющиеся объектом изучения, анализа и управления системы.

Концепция управления затратами в рамках бизнес-процессов появилась одной из последних и в настоящее время находится в развитии. Данная модель исходит из того, что производственный менеджмент — это менеджмент системы процессов, приносящих прибыль предприятию. Влияние мероприятий, связанных с качеством, на увеличение выручки и снижение издержек можно проследить с помощью цепочки взаимосвязанных и взаимозависимых процессов, формируемых во время всей производственной деятельности, на всех этапах жизненного цикла продукции и во всех звеньях предприятия.

На рисунке 1 показана схема формирования элементов затрат на обеспечение качества процессов, реализуемых функциональными подразделениями производственного предприятия.



Особенность данного подхода заключается в определении «цены соответствия», основанном на классификации Ф.Кросби, а именно:

цена соответствия — это суммарные затраты на удовлетворение всех установленных и подразумеваемых требований потребителей при условии отсутствия дефектов;

цена несоответствия — это издержки, обусловленные дефектами существующего процесса.

Таким образом, в понятие «цена соответствия» включены не только затраты на предупреждение дефектов и на контроль качества, но и производственные расходы, такие как стоимость сырья, материалов, трудовых затрат, энергии и так далее. При этом затраты несоответствия определяются традиционным образом и включают в себя, например, расходы на утилизацию или переделку брака. Исходя из приведенной терминологии в цене соответствия кроются значительно большие резервы для сокращения затрат, нежели в цене несоответствия. Значительной экономии, например, можно достигнуть за счет объединения или исключения некоторых этапов процесса, на которых не создается добавленная ценность.

Для идентификации основных источников затрат на качество при использовании оценки затрат по процессам рекомендовано использовать «модель стоимости процесса», приведенную на рисунке 2 и позволяющую обоснованно объединять и исключать этапы, не добавляющие ценность.


Итак, эффективно функционирующая система — это система гибко реагирующая на меняющиеся условия, стимулирующая экономический рост и направленная на получение как можно большего эффекта, тратя при этом как можно меньше ресурсов. Недостаточность информации, получаемой на основе существующей на большинстве российских предприятий методик оценки системы менеджмента качества приводит к необходимости перехода от фрагментарных оценок к управлению всеми затратами предприятия, в рамках комплексной системы, позволяющей выработать ориентированные на конкретное предприятие методики поиска резервов, способствующие снижению себестоимости продукции и повышению ее конкурентоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Международный стандарт ISO 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по анализу и улучшению деятельности.

2. Большой экономический словарь / Автор и составитель А.Б. Борисов, — М.: «Книжный мир», 1999. — 412 с.

3. Щепетова С.Е. Менеджмент и экономика качества : От естественного к формальному, от формального к естественному. — М.: КомКнига, 2006. — 512 с.