НИЦИАМТ и автоспорт


Резниченко А.В., судья Всероссийской категории по автомобильному спорту


Научно-технический потенциал НИЦИАМТ, его кадры, возможности, связанные с испытаниями автомобильной техники в лабораторных и дорожных условиях, хорошо известны автомобилестроителям не только России и других бывших республик СССР, но и всего мира. В последние годы НИЦИАМТ приобретает все более широкую известность как центр российского автоспорта. И это не случайно. Ведь ведущие автомобилестроительные фирмы многие детали, узлы и системы своих автомобилей, прежде чем пустить в массовое производство, проверяют на спортивных трассах. Больше того, все новейшие технологии, перспективные материалы и конструкции отрабатываются на спортивных автомобилях, а затем только появляются на серийных машинах. Яркий пример тому болиды Формулы 1 — воплощение стратегических решений. Наши автозаводы занимались этим от случая к случаю, поскольку конкурентная борьба на внутреннем рынке начисто отсутствовала. Сейчас, когда она стала реальностью, в такого рода проверках заинтересованы все. Именно поэтому активизировали свою деятельность в автоспорте ВАЗ и КамАЗ.

Руководство НИЦИАМТ еще в 1970-е годы понимало: для автозаводов и самого НИЦИАМТ, прежде всего для совершенствования методологии испытаний, подготовки высококлассных испытателей, участие в спортивных соревнованиях и анализ их результатов — важнейшие из задач. Немаловажна и реклама технических возможностей НИЦИАМТ.

Тогда и были организованы команды по автомногоборью, авторалли и автокроссу.

Развитие автоспорта в НИЦИАМТ связано с именами многих ведущих испытателей, пришедших с автозаводов отрасли. Это – В.Резниченко, В.Борисов, Ю.Викулов, А.Мусик, Ю.Оболенцев, А.Рябчинский. Именно их энтузиазм привлек в автоспорт следующее поколение молодых тогда испытателей — В.Антипцева, Е.Симочкина, А.Бибичева, В.Богдалова, А.Данилина, В.Карчевского, С.Кечкина, В.Максимова, А.Марамашкина, бессменного летописца команды того периода, ее собственного корреспондента В.Дмитриева, механиков команды М.Степина и Ю.Смирнова. Возглавил работу над этим направлением Вячеслав Андреевич Резниченко, пришедший на Автополигон в 1964 г. после окончания Московского автомеханического института (МАМИ) простым инженером и прошел весь путь до должности генерального директора НИЦИАМТ. Его директорство пришлось на самое трудное время не только для предприятия, но и страны в целом (1991-2003). И тем не менее, благодаря именно личности Резниченко В.А. не только удалось сохранить само предприятие и его коллектив в эти тяжелые годы, но и не дать умереть спортивному направлению.

Приобретенный опыт подтвердил правильность выбранного курса и показал, что для решения поставленных задач повышения имиджа НИЦИАМТ, его популяризации, нужно организовать проведение соревнований на базе НИЦИАМТ, а для этого — создать собственный спортивный комплекс, т.е. специальную трассу, помещения для подготовки автомототехники, работы специалистов, организации сервиса участников соревнований и зрителей.

Все это удалось сделать. В том числе построить трассу для автокросса протяженностью 1150 м, соответствующую международным стандартам. Трасса имеет специальное ограждение, обеспечивающее безопасность участников соревнований, а также зрителей на трибунах. С помощью спонсоров построен пункт управления гонками. В нем размещаются главная судейская коллегия, коллегия спортивных комиссаров, комментатор, обслуживание спонсоров и приглашенных гостей. Управление гонкой полностью компьютеризованно.

Современный уровень развития автоспорта кроме энтузиазма требует, конечно, серьезной материально-технической базы, позволяющей использовать в узлах, агрегатах и системах автомобиля новейшие технологии и конструктивные решения. Учитывая нынешнюю экономическую обстановку, обеспечить такую базу, готовить команду к соревнованиям, организовывать их на должном уровне было бы непосильным делом для одного НИЦИАМТ. Однако есть еще в России меценаты автоспорта: газета «АвтоРевю» (главный редактор — М.И.Подорожанский), в течение десятка лет является спонсором команды и всех этапов Чемпионатов России и Европы, проводимых в НИЦИАМТ; некоммерческая организация «Центр содействия сертификации автомототехники», более известная как орган по сертификации ЦСС АМТ (до 2009 года под руководством генерального директора А.Н.Семенихина), редакция автомобильного журнала «За рулем»; представительства в Москве фирм «Татра», «Черри» и целый ряд других организаций и фирм России, в т.ч. и Дмитровского района. За что хочется еще раз сказать всем организациям огромное спасибо и выразить признательность их руководителям и коллективам. Отдельно слова благодарности хочется сказать в адрес Главы Дмитровского района В.В.Гаврилова, его первого заместителя Н.М.Бубнова и генерального директора Торгово-промышленной палаты В.П.Логачева, которые постоянно возглавляют оргкомитеты проводимых в НИЦИАМТ Чемпионатов.

НИЦИАМТ ежегодно, совместно с Российской автомобильной федерацией, проводят 2 этапа Чемпионата России по автокроссу, а с 1997 по 2006 год ежегодно проводился и этап Чемпионата и Кубка Европы. В настоящее время, в виду различных причин, этап Чемпионата и Кубка Европы по автокроссу не проводится, но руководство предприятием и специалистами НИЦИАМТ осуществляется ряд мероприятий по возвращению, уже традиционного этапа, выводя уже на новый высокий уровень организации. Именно сотрудники НИЦИАМТ являются теми, кто обеспечивает проведение соревнований, их судейство, квалификацию которых так высоко оценивают комиссары российской и международной автомобильных федераций при проведении гонок в НИЦИАМТ. За последние годы целый ряд сотрудников НИЦИАМТ получили международную спортивную аккредитацию, в т.ч.: А.Семенихин, как руководитель гонки; В.Сальников, как международный спортивный комиссар, А.Резниченко, как главный секретарь. Около 40 специалистов НИЦИАМТ получили лицензии на право судейства автомобильных соревнований в России самой высокой категории. Среди них И.Носиков, А.Раскопинский, С.Вылегжанин, В.Максимов, В.Кораблев, Н.Семина, Н.Мазунова, Н.Мильгунов и целый ряд других.

Оценивая результаты деятельности спортивной команды НИЦИАМТ за последние несколько лет, нельзя не отметить определенные достижения ведущего пилота команды — сотрудника НИЦИАМТ, мастера спорта международного класса Российской Федерации А.Карасевича — Чемпиона России в такой дисциплине как ралли-кросс и бронзового призера Чемпионата России по автомобильному кроссу в 2008 г. В 2009 г. он включен в состав сборной команды России по автомобильному спорту. Также, ведется большая работа по омоложению состава команды. С 2008 г. в команду влились молодые, подающие надежду спортсмены: Р.Мардамшин, А.Воронов, М.Петров. Подготовка спортивных автомобилей, упомянутых пилотов, полностью лежит на механиках команды — сотрудниках НИЦИАМТ И.Смирнове, С.Кутлунине, А.Мухине и С.Королеве. Их золотые руки и фанатизм, в хорошем смысле, — залог успеха команды НИЦИАМТ, которая имеет высокий рейтинг, как в России, так и Европе.

Также, с 2008 г. возобновилась работа секции картинга, которая в сложные для предприятия времена была закрыта. Теперь, под непосредственным руководством А.Панкрашова, кандидата в мастера спорта Российской Федерации, здесь проходят обучение, сначала теоретической части автомобиля, а затем и практический тренинг и совсем юные представители будущей элиты испытателей, специалистов высокого класса и профессиональных спортсменов. Самые талантливые проходят отбор и выступают в детско-юношеских соревнованиях по картингу, совершая свои первые шаги в автомобильном спорте России, а может быть и мировом, кто знает! Вот так на НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» решается вопрос подготовки смены поколений, путем передачи знаний, опыта и навыков.

Кроме чисто спортивных планов есть еще и задачи по подготовке испытателей в НИЦИАМТ в условиях экстремального вождения. Эта задача становится актуальной, т.к. происходит смена поколений, пришли молодые водители и инженеры, которых надо «превратить» в высококлассных испытателей. Опыт наших пилотов неоценим для выполнения этой задачи.