Рубежи Российского автопрома в кризисном году

УДК 65.011

Добринский Е.С. / Сечин В.А. / Суслов А.А. / Академия проблем качества РФ, ОАО «АСМ-холдинг»

Каковы итоги работы предприятий и российского автопрома в целом в первом полугодии 2009 кризисного года? Каков прогноз развития российской автомобильной промышленности в 2009 г.? Как трансформируется автомобильный парк в России в секторах легковых автомобилей, грузовиков и автобусов?

На эти и другие вопросы, определяющие современное состояние и перспективы сохранения и развития отечественного автопрома в условиях системного финансово-экономического кризиса, должны были получить ответы автопроизводители и журналисты, специализирующиеся на автомобильной тематике, в рамках Круглого стола, проходившего в ОАО «АСМ-холдинг» в середине 2009 г.

Свой взгляд на сложившуюся ситуацию представили ведущие аналитики ОАО «АСМ-холдинг», руководители и ТОР-менеджеры Департамента автомобильной промышленности и с/х машиностроения Минпромторга России и Объединения автопроизводителей России (НП «ОАР»).

Оценка работы Ро ссийского автопрома за первое полугодие 2009 г.

Производство автомобильной техники на отечественных предприятиях в 1-м полугодии 2009 года из-за неблагоприятной экономической ситуации в мире и России также продолжало снижаться (табл. 1). За январь-июнь 2009 г. выпущено легковых автомобилей, грузовиков, (включая шасси) и автобусов — 341,5 тыс. ед. (в январе- июне 2008 г. — 903,3 тыс. ед.) или всего 37,8% к сопоставимому периоду прошлого года. Таким образом, в 1-й половине 2009 г. производство автомобилей в России снизилось на 62,2%.

• Легковые автомобили

Объём производства легковых автомобилей традиционных отечественных марок за 6 месяцев 2009 г. составил 34,9% к аналогичному уровню 2008 г.

Подавляющее большинство предприятий, производящих легковые автомобили, существенно снизили их выпуск в первом полугодии 2009 г.

Темпы выпуска в России легковых автомобилей зарубежных брендов оказались более высокими, чем у традиционных отечественных автопроизводителей. Тем не менее, они составили только 47,3% к сопоставимому периоду прошлого года. В целом, сокращение производства иномарок в России произошло более чем в 2 раза.

Производство легковых автомобилей зарубежных брендов предприятиями, работающими в режиме промышленной сборки составило 100 666 (в 2008 г. за сопоставимый период — 181 489) штук. Снижение объёмов выпуска составило 55,5%.

Несмотря на общее снижение производства автомобилей из-за кризиса в России, два предприятия с зарубежным капиталом показали хорошие результаты. Это ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» — рост производства составил 160,8% и ООО «Фольксваген Рус» — рост производства 123,2%.

Рассматривая динамику российского рынка легковых автомобилей, его объём в 1-м полугодии сократился примерно на 54% к соответствующему периоду 2008 года и составил 742,4 тыс. проданных автомобилей. При этом падение рынка коснулось всех источников его наполнения — традиционных отечественных марок, иномарок российской сборки, импортированных новых автомобилей и подержанных иномарок. Анализ структуры рынка свидетельствует о том, что доля отечественных машин на российском рынке легковых автомобилей сократилась с 21,7% до 21,0%.

Наблюдается устойчивая тенденция к прекращению импорта подержанных легковых машин вследствие введения с января 2009 г. запретительных пошлин, что, по всей вероятности, приведёт к необратимому характеру.

• Грузовые автомобили

Грузовых автомобилей за 6 месяцев 2009 г. собрано 39,3 тыс. штук (за январь-июнь 2008 г. — 144,4 тыс. ед.) или 27,2% к сопоставимому периоду прошлого года. Снижение производства составило 72,8% (табл. 1).


Следует также отметить, что если по итогам 2008 года на российском автомобильном рынке был отмечен умеренный рост продаж грузовых автомобилей (+11,4%), то в течение 1-го полугодия 2009 года этот сектор рынка наиболее пострадал от экономического кризиса. Падение продаж распространилось на все сегменты рынка грузовиков (отечественные автомобили, «российские иномарки», новый и подержанный импорт), при нектором перераспределении рыночных долей в пользу отечественных автомобилей (62,3%) и иномарок российской сборки (3,8%).

• Автобусы

Производство автобусов за январь-июнь 2009 г. составило 13,3 тыс. ед. (за 6 месяцев 2008 г. — 36,5 тыс. ед.) или 36,3% к сопоставимому периоду прошлого года. Снижение производства за этот период составило 63,7% (табл.1).

Рынок автобусов — единственный сектор российского автомобильного рынка, падение которого началось ещё в 2008 году. Рынок автобусов уже тогда испытал снижение годовых продаж на 29%. На протяжении 1-го полугодия 2009 года этот тренд продолжился, хотя и не такими быстрыми темпами, как на рынке грузовых автомобилей. Продажи автобусов сократились, по сравнению с первой половиной 2008 года, на 68,4% и составили 11,0 тыс. машин против 34,9 тыс. машин годом ранее. Показательно, что доля отечественной продукции на автобусном рынке России удерживается на уровне выше 75%, хотя и подвержена постепенному сокращению. Следует также отметить, что иномарки российской сборки представляют собой сегмент рынка автобусов с минимальным сокращением продаж в абсолютных объёмах (1560 ед. против 1740 ед. в 1-м полугодии 2008 года).

Доля совокупного сегмента продаж импортированных автобусов (новых и подержанных) сократилась с 12,0% до 9,2%. Как и прежде, закупки по импорту в значительной мере компенсируются поставками автобусов на экспорт.

Прогноз развития автомобильного рынка в 2009 году

Рынок автомобилей в 2009 году продолжит падать в секторах легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Если не будут приняты дополнительные меры по лизингу в секторах грузовых автомобилей и автобусов, там продолжится резкое снижение объёмов выпуска.

По оценке аналитиков ОАО «АСМ-холдинг», при условии тех мер, которые были приняты по поддержке российского автопрома, умеренно пессимистический прогноз на 2009 год будет следующим (табл. 2).


Легковых автомобилей выпустят 630-700 тыс. штук (в 2008 г. — 1468,5 тыс.). Снижение производства составит более чем в 2 раза.

Выпуск грузовых автомобилей составит около 100-120 тыс. единиц (в 2008 г. — 258761 штук, в 2007 г. — 290460 единиц). Снижение объёмов выпуска составит примерно 2,4 раза. Автобусов будет произведено в 2009 г. порядка 35-38 тыс. штук (в 2008 году — 67153 штук, в 2007 г. — 88560 единиц). Выпуск автобусов также снизится — до 30 тыс. штук. Это может произойти, если не принять дополнительных мер.

Анализируя сложившуюся структуру парка автотранспортных средств (АТС) по срокам эксплуатации (табл. 3) следует отметить, что, к сожалению, координальных изменений в омоложении парка (доля машин возраста до 5 лет) не происходит. Эта доля находится лишь на уровне 17,6-27,6%. В то же время, доля автомобильной техники старше 10 лет составляет: легковых автомобилей — 46%, автобусов — 45%, а секторе грузовых автомобилей она достигла критического значения ~61,9%.


Вместо заключения

Отечественные автозаводы (в первую очередь производители легковых автомобилей), особенно в кризисном 2009 году все в большей мере уступают свои позиции зарубежным фирмам.

Необходимо избежать падения рынка АТС (в первую очередь легковых автомобилей) ниже критической точки, которую в Минпромторге России оценивают как полтора миллиона машин в год.

Несмотря на общее падение рынка, есть все основания надеяться на повышение доли автомобилей, произведённых в России.

Рубежи Российского автопрома в кризисном году

Добринский Е.С. / Сечин В.А. / Суслов А.А. / Академия проблем качества РФ, ОАО «АСМ-холдинг»

Приведены данные, иллюстрирующие итоги работы предприятий российского автопрома по секторам в первом полугодии 2009 кризисного года. Д ан прогноз развития российской автомобильной промышленности в кризисном 2009 году. Рассмотрена динамика трансформации автомобильного парка России по срокам эксплуатации.

FRONTIERS OF RUSSIA'S AUTOMOBILE INDUSTRY IN CRISIS YEAR

Dobrinski E., Sechin V., Suslov A., Academy of Quality Problems of Russian Federation, JSC “ASM-Holding”

The data, illustrating the results in the sectors of Russia's automobile enterprises , in the first half of the year 2009 during the economic crisis are shownA forecast of the development of Russia's automobile industry is given for the year 2009. The dynamics of transformation of the car fleet of Russia by the exploitation period is considered.