148-я сессия Всемирного форума по гармонизации технических предписаний к транспортным средствам (WP.29)

Гусаров А.П., к.т.н.

22-26 июня 2009 г., Женева

Открывшая сессию директор отдела Европейской экономической комиссии ООН г-жа Ева Молнар уже традиционно обратила внимание делегатов на основную проблему современного автомобилестроения — защиту окружающей среды и предотвращение глобального потепления. Она напомнила в связи с этим о планируемом заседании «круглого стола» на тему «Глобальное потепление и транспорт» в июне 2010 года в Женеве. В части безопасности транспортных средств она призвала страны-участницы WP.29 направить делегатов на Всемирную конференцию по дорожной безопасности, которая состоится в Москве 18-20 ноября 2009 г. WP.29 просила заместителя Председателя г-на Кисуленко представить Форум на этой конференции.


148-ая сессия WP.29 приняла решения по поправкам к действующим Правилам ЕЭК ООН, перечисленные в таблице 1.


Некоторые комментарии по поводу обсуждавшихся официальных и рабочих документов.

Следует обратить внимание на три пункта повестки дня (выделены жёлтым фоном), обсуждение которых, по инициативе OICA, перенесены на ноябрьскую сессию, касающиеся поправок к Правилам №№49, 83 и 101 по выбросам вредных веществ и СО2. Основная причина, по которой OICA предложила перенести обсуждение вопросов — применение в документах положений Евросоюза по Одобрению типа транспортного средства, в то время как такая процедура пока не предусмотрена Соглашением 1958 года. Тем не менее, российским экспертам стоит ещё раз оценить предлагаемые поправки, поскольку в техническом смысле они не вызывают возражений у WP.29.

Состоялась дискуссия по системе контроля давления в шинах (TPMS). При общей готовности скорейшего принятия нового требования остались несогласованными технические вопросы, касающиеся времени срабатывания системы и точности измерения давления. Эксперты признали, что в основе технических разногласий лежат внутренние проблемы ЕС, для формирования его позиции необходимо некоторое время. В этой связи остаётся лишь сожалеть, что технический уровень выпускаемой отечественной промышленностью автомобилей характеризуется как бюджетный, вследствие чего Россия рискует оказаться в числе аутсайдеров развития и применения так называемых интеллектуальных транспортных систем (ITS), как бортовых, так и инфраструктурных. По мнению ряда российских экспертов и специалистов промышленности, следует наметить концепцию развития этого направления как минимум для того, чтобы иметь возможность реализовать конструктивный потенциал импортируемой продукции, в которой применены ITS.

Представитель Российской Федерации г-н А. Рахманов представил информацию о развитии требований к автомобильным топливам в свете принятого в Российской Федерации технического регламента. Презентация воспринята делегатами положительно. Кроме того, представитель OICA в качестве позитивного примера отметил подход российского правительства, которое увязывает вопросы устанавливаемых уровней требований по выбросам с проблемой качества топлив, которая существует во многих странах, в том числе в некоторых странах ЕС.

Представитель Российской Федерации г-н Комаров выступил с документом, касающимся развития процедур Венского Соглашения 1997 г. по техническим осмотрам. Позицию РФ поддержал международный комитет по техосмотрам транспортных средств CITA, предложив принять концепцию на долгосрочную перспективу.

Сессия приняла проект ГТП по внецикловым выбросам, что открывает новую страницу в регламентации требований к экологическим свойствам транспортных средств.

Спонсоры проекта по безопасности автомобилей, работающих на водороде или на топливных элементах, Германия, США и Япония представили двухэтапную концепцию разработки нового ГТП. На первом этапе, к 2010 году, предлагается оценивать безопасность при проведении крэш-тестов по действующим методикам с анализом рисков утечки водорода, с установлением общих требований к электрооборудованию, топливным бакам, наличию дополнительных контрольных приборов и т.д. Первоначально область распространения — категория М1, при необходимости с распространением на другие. Требования второго этапа будут уточнены с учётом специфики и опыта применения требований первого. Заинтересованность западных стран в проекте ГТП на данную тему так же, как и по электромобилям, определяется тем, что промышленность находится в непосредственной близости от начала серийного выпуска таких транспортных средств, в то время как законодательных оснований к этому нет.

GRSP заканчивает работу над проектом Правил ЕЭК ООН в отношении безопасности пешеходов на основе ГТП №9 и обратилась к Форуму с просьбой обозначить сроки введения Правил и переходные положения для включения в официальный документ. WP.29 приняла решение об установлении этих положений во время рассмотрения документа Форумом.

В таблице 2 приведен список информационных рабочих групп, созданных Группой экспертов WP.29 и её группами по направлениям, который даёт представление о перечне их разработок. Перечень позволяет российским организациям, претендующим на значимую роль в отечественной системе сертификации, принять участие в этих работах, разумеется, изыскивая средства для проведения необходимых исследований.


Национальное агентство по безопасности дорожного движения США (NHTSA) провело исследование направлений развития технического законодательства в отношении безопасности конструкции легковых автомобилей и коммерческих транспортных средств на их базе. Презентация делегации США по результатам исследования имело целью получить поддержку со стороны Форума разрабатываемой концепции и сделать её основой для дальнейшей его работы. Краткая аннотация презентации представлена в приложении.

Делегация Германии представила резюме отчёта информационной группы по «автомобилям, дружественным окружающей среде (EFV)». Документ заслуживает отдельного внимания с точки зрения дальнейшего развития политики технического регулирования в отношении экологических показателей автомобилей и мы планируем дать его изложение в следующих номерах журнала. Если коротко, в нём делается вывод о невозможности формулирования обобщённого политического или научно-технического понятия «дружественности к окружающей среде», а, следовательно, разработки единого или комплексного документа, устанавливающего специфические требования к EFV. Интересно, что группа полагает эффективным развитие международного законодательства в рамках Соглашений 1958 и 1998 гг., а также работу промышленности и прикладной науки для реализации собственно идеи EFV в её бытовом понимании. Подчёркивается решающий приоритет действий общества и правительств по пропаганде идей охраны окружающей среды.

Важным инструментом пропаганды указанных идей, анализа ситуации и разработки планов дальнейшего движения является регулярное проведение международных конференций по EFV (Токио, Япония — 2003 г., Бирмингем, Великобритания — 2005 г., Дрезден, Германия — 2007 г.) В этой связи на сессии распространено приглашение к участию в очередной конференции на эту тему в Нью Дели, Индия, 23-24 ноября 2009 г. Рассматриваемые вопросы: EFV — роль в вопросах транспорта и окружающей среды, сценарий на будущее, альтернативные топлива, вождение, технологии применения газовых топлив, будущее электромобилей, техническое регулирование, сотрудничество промышленности и правительств в области EFV.

Регулярно представляя в «Журнале ААИ» информацию о деятельности Всемирного форума для согласования Правил в области транспортных средств (WP.29) и его групп экспертов, Административный орган Российской Федерации в рамках Женевского Соглашения 1958 года надеется на её использование в практической деятельности заводов-изготовителей, организаций, связанных с сертификацией автомототранспортных средств, а также на получение отклика специалистов и предложений для подготовки позиции российской делегации в органах Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН.

Приложение

Краткая аннотация презентации NHTSA о результатах исследования направлений развития технического законодательства в отношении безопасности конструкции легковых автомобилей и коммерческих транспортных средств на их базе (далее легковых).

Исследуемые вопросы: типы транспортных средств, участники столкновений, повреждаемые участки тела, социальные потери, предупреждение столкновений, снижение тяжести последствий столкновений;

Распределение общего числа погибших за год (41059) по статьям: 28933 — водители и пассажиры легковых автомобилей, 5154 — водители мотоциклов, водители и пассажиры грузовых автомобилей, автобусов и т.п., 4654 — пешеходы, 698 — велосипедисты;

Типы столкновений, закончившихся гибелью людей (приблизительно, в процентах, первая цифра — легковые, вторая — коммерческие автомобили): 35-40 — фронтальное столкновение с другими ТС, 15-8 — боковое столкновение с другими ТС, 5 — удар сзади другими ТС, 15-10 — столкновение с неподвижными объектами, 10 — столкновение с движущимися объектами (не ТС), 10-20 — столкновения, не связанные с ДТП;

Факторы, определяющие понятие «существенной выгоды от безопасности» (достигаемой применением того или иного мероприятия — прим. ред.): популяция населения, являющего цель данного мероприятия; число лиц, которое может спасти мероприятие; практическая достижимость реализации мероприятия; потенциал мероприятия сохранить или увеличить эффективность в отношении большого числа лиц в будущем;

Приоритеты в проектах: категории населения— дети и пешеходы, категории ТС — автобусы;

Приоритеты мероприятий для легковых автомобилей: предотвращение и снижение тяжести последствий фронтальных столкновений, предотвращение несанкционированной смены полосы движения, обеспечение «совместимости» транспортных средств (по категориям и между категориями), применение АБС на мотоциклах;

Приоритеты в оценке пассивной безопасности при боковом ударе для легковых автомобилей: удар об столб, защита детей — пассажиров, разработка 50% манекенов мужчины и женщины, разработка манекена 3-х летнего ребёнка, при опрокидывании — предотвращение выбрасывания пассажира, развитие удерживающих систем;

Приоритеты мероприятий для тяжёлых грузовиков: контроль за соблюдением дистанции, электронные системы стабилизации, предотвращение и уменьшение последствий фронтальных столкновений;

Приоритеты мероприятий для междугородных автобусов: развитие удерживающих систем (ремней безопасности), пожарная безопасность, аварийная эвакуация, прочность крыши.

Полный текст документов, рассмотренных на 147 сессии В семирного форума WP.29 размещён на сайте Е вропейской экономической комиссии ОН : http://www.unece.org/trans/main/wp29. П еревод основных документов на русский язык доступен на сайте http://documents.un.org.

148-я сессия Всемирного форума по гармонизации технических предписаний к транспортным средствам (WP.29)

В статье кратко изложена информация о прошедшей 147-й сессии В семирного форума. Н а состоявшейся там дискуссии были обсуждены проблемы, связанные с глобальным потеплением, рассмотрены вопросы загрязнения воздуха и экономии энергии и т.д. В таблице приведена краткая аннотация представленных документов.

148th SESSION OF WORLD FORUM ON HARMONIZATION OF VEHICLE REGULATIONS (WP.29)

The article summarizes the information about the past 148-th session of the World Forum.There was discussion connected with global warming, harmful pollutions and save energy, etc. The table provides a brief abstract of the documents.