Разработка Правил ЕЭК ООН на световые приборы – обеспечение безопасности движения автотранспортных средств

Эйдинов А.А., д.т.н., проф. / Латова В.Б., к.т.н. ФГУП "НАМИ"

УДК 629.1.06


Деятельность рабочей группы по освещению и сигнализации ГДОС КВТ ЕЭК ООН по разработке и совершенствованию Правил ЕЭК ООН, касающихся осветительных и светосигнальных приборов АТС, подчинена главной идее — повышению безопасности дорожного движения посредством улучшения их зрительного восприятия в условиях дорожного движения. Фундаментом этой работы являются научные исследования и включение в Правила ЕЭК ООН требований к световым приборам с новыми светооптическими схемами и электронными системами управления рабочими режимами, а также к новым энергоэкономичным источникам света с улучшенным световым к.п.д., увеличенным сроком службы и улучшенной цветопередачей.

Основные направления работы 61-й сессии ГДОС (GRE) включали:

• стратегию развития глобального технического Правила;

• модернизацию Правила №48 в связи с разработкой новых требований к автотранспортным световым приборам и системам: автоматическое включение сигнала предупреждения об опасности; автоматическое включение основных фар ближнего света, установленных на автомобиле, оснащенном дневными ходовыми фонарями; корректировка требований к размещению боковых габаритных фонарей на некомплектных средствах категорий О3 и О4 с целью улучшения заметности этих транспортных средств в дорожном движении;

• стратегию развития Правила №37: включение в Правило №37 новых категорий ламп накаливания;

• стратегию развития Правила 48-Н;

• допустимые источники света для световых модулей и фонарей с незаменяемыми источниками света;

• фотометрические определения и фотометрические требования (видимая поверхность, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигналы);

• стратегию развития комплекса Правил, касающихся устройств световой сигнализации;

• улучшение заметности мотоциклов;

• модернизацию конвенции о дорожном движении (Вена, 1968 г.).

Представляют интерес разработки ГТП по вопросам новых или усовершенствованных технологий, касающимся, например, передних противотуманных фар, светодиодных фар, адаптивных систем переднего освещения (АСПО), видимости пешеходов.

На 61-й сессии наконец решился вопрос спонсора для дальнейшей разработки ГТП. Эту роль взял на себя Китай. Его предположения будут представлены до ноября 2009 г.

Рассмотрены изменения в отношении нитевых источников света (Правило №37), они касаются: корректировки методик испытания цвета излучения (измерение координат цветности) и испытания на устойчивость цвета. Испытание для проверки цвета нитевых ламп в Правиле №37 являются довольно обширными, в частности, в случае «СОР» (контроля соответствия производства). В требованиях к испытаниям обнаружены различия в интерпретациях, которые предложено аннулировать.

Предложение одобрено и направлено в WP.29.

Разработано пояснение по методике проверки источников света категорий PS19W, PSY19W, PSR19W, PS24W, PSХ24W, PSY24W и PSR24W. Пояснения к методике проверки: можно снять О-образное кольцо, чтобы обеспечить корректную установку лампы во время испытаний. Однако для некоторого испытательного оборудования предпочитают оставлять О-образное кольцо на своем месте. Предложение одобрено и направлено в WP.29.

В Правило №37 включена новая категория нитевой лампы PSХ24W. Она предназначена для комбинированных функций, которые требуют переключения, таких, как комбинация дневного ходового фонаря с передним габаритным фонарем и для применения передней противотуманной фары.

Включены положения по новой категории нитевого источника света HS5A. Эта двухнитевая лампа разработана в качестве усовершенствованного варианта лампы HS5 с лучшими характеристиками; принципиальное устройство этой лампы, такое же, как у HS5, однако исключает ее применение для невзаимозаменяемой конструкции цоколя. Эта нитевая лампа дает больше конструктивной свободы для основных фар Класса «С» Правила №113, которые могут быть установлены на мотоциклах с объемом цилиндров более, чем 125 «сс» и близких к 125 «сс». Учитывая это, величины мощности и светового потока этой нитевой лампы предназначены для связи между HS5 и Н4. Точность расположения нитей в HS5 сравнима с Н4 и HS1. Кроме того, форма нити с6/с6 в этой лампе выполнена лучше в отношении вибростойкости, чем в HS5, что является важным для некоторых категорий мотоциклов. Это также обеспечивает лучшие оптические характеристики для рефлекторов с формой, вытянутой по вертикали, чтобы достигнуть широкого светового пучка.

Предложение одобрено и направлено в WP.29.

GRE обратилась с просьбой к авторам: представить разработку.

Включены в Правило №37 положения для новой категории нитевого источника света H16. Он предназначен для применения в переднем освещении и сигнализации, например, в составе AFS, угловых фонарей, фар освещения поворотов (bend lighting), передних противотуманных фар и/или дневных ходовых фонарей.

В связи с предложением Индии добавить в Правило №37 новые нитевые источники света P18/5W; PR18/5W; W10W; WY10W; WY16W с цоколями, которые уже имеются у других нитевых ламп, присутствующих в Правиле №37, а также с другими очень близкими характеристиками, Брюссельская Рабочая Группа (GTB) представила информационный документ, который касается внутренней процедуры для принятия предлагаемых новых категорий источников света и критерия для оценки пригодности источников света для световых приборов.

В итоге работы GTB по группированию категорий нитевых ламп и по применению «инструмента критерия» для оценки пригодности категорий источников света для световых приборов, GTB считает, что следующие положения требуют отдельного внимания:

• является ли Правило №37 справочной книгой для категорий нитевых источников света, подчиняющихся минимальным требованиям, необходимым для безопасности дорожного движения, или перечнем подобранных категорий источников света, подчиняющихся наивысшим стандартам / высший уровень технологии;

• какой особый / объективный и главный критерий для включения в Правило №37, чтобы применять все новые / существующие категории источников света.

В ноябре на сессии GRE предстоит дискуссия по этому вопросу на основе предложений Индии, МЭК и GTB.

Рассмотрено большое количество предложений модернизации Правила 48, в частности объемный и сложный вопрос, касающийся обязательного автоматического включения основных фар ближнего света (ФБС), установленных на автомобиле, оснащенном дневными ходовыми фонарями. Автоматическое включение основных ФБС должно осуществляться в зависимости от условий окружающего освещения (от уровня наружной освещенности на горизонтальной поверхности) и автоматическое выключение основных ФБС, когда условия окружающего освещения позволяют движение с выключенными ФБС. Предложены приблизительные величины освещенности на горизонтальной поверхности: менее 500 лк — ФБС выключены, более 7000 лк — ФБС включены, между 500 лк и 7000 лк — горение ФБС по усмотрению изготовителя, предложены также величины времени реакции автоматической системы включения-выключения. По этому предложению были высказаны серьезные замечания, например, обязательное автоматическое включение — это дорогое решение; на 90% увеличивается выброс СО2; увеличение выброса СО2 и безопасность движения - вопросы, противоречащие друг другу. Было предложено наряду с автоматическим включением и выключением оставить ручное включение и выключение. Франция критиковала уровни освещенности (лк) срабатывания фотодатчиков, не привязанные к расстояниям. Действительно для требований, заданных в лк на горизонтальной поверхности, непонятно, как проверять датчик в лаборатории. Работа по этому вопросу, а также по формулировке требований к электрической схеме, обеспечивающей обязательную совместную работу дневных ходовых фонарей и задних габаритных фонарей, будет продолжена.

Рассмотрен комплекс документов, касающихся модернизации Правила №48, в отношении пояснений требований к установке световых приборов на нестандартных и длиннобазных автомобилях. Предложено увеличить расстояние в длину между двумя соседними световыми приборами (боковыми световозвращателями, боковыми габаритными фонарями) до 4 м при нестандартной конструкции автомобиля. Обсуждение этого вопроса продолжится на следующей сессии.

Предложено разрешить установку факультативных, дополнительных боковых указателей поворота на длиннобазных автомобилях (> 9 м) для улучшения обнаружения водителем намерений участников движения в условиях ограниченной геометрической видимости (на поворотах). Предложение одобрено и направлено в WP.29.

Предложены новые требования к монтажу на автомобилях М1 длиной больше 6 м, но меньше 7 м, боковых световозвращателей не треугольных (по Правилу №3) и боковых габаритных фонарей по Правилу №91.

Существо новых требований: для вышеуказанных автомобилей М1 достаточно иметь один боковой световозвращатель, смонтированный не далее, чем 3 м от переда, и один в пределах последней трети длины автомобиля. Аналогично относительно бокового габаритного фонаря.

Предложения, касающиеся изменения требований к установке угловых фонарей по ширине: один угловой фонарь должен быть расположен на каждой стороне автомобиля относительно его средней продольной плоскости. Угловые фонари применяются для обеспечения дополнительного освещения той части дороги, которая находится вблизи переднего угла автомобиля по направлению в сторону, в которую поворачивает автомобиль. Они включаются только одновременно с основными фарами дальнего света или основными фарами ближнего света. Для них отсутствуют требования к расстоянию от внешнего угла автомобиля, какие имеют место для передних габаритных фонарей или фар ближнего света. Поэтому достаточно лишь требования, что угловой фонарь должен быть расположен на той же стороне относительно продольной оси автомобиля, которая сторона дороги должна быть освещена. Предложение одобрено и направлено в WP.29.

Предложены новые требования к установке светосигнальных устройств, обеспечивающих заметность АТС (световозвращателей и маркировочных отражающих элементов). Высота задних световозвращателей (треугольных и не треугольных) может быть увеличена до1200 мм вместо прежних 900 мм, если они сгруппированы с задними фонарями, и до 1500 мм, если форма кузова делает невозможным оставаться в пределах 900 мм. Аналогичное требование к боковому не треугольному световозвращателю, если он сгруппирован с любым фонарем.

Ограничение по высоте 900 мм во многих случаях приводит к конструкции световозвращателя с одиночной функцией, часто установленного на заднем бампере автомобиля и подвергающегося воздействию дорожных брызг, что приводит к уменьшению светоотражения и заметности. Путем повышения требований к максимальной высоте и одновременно требуемого группирования световозвращателей с другими фонарями есть возможность улучшения конструкций светосигнальных приборов, а также развития гармонизированных решений с FMVSS108. Предложение одобрено и направлено в WP.29.

Предложение по измерению требований к отражающим маркировочным элементам сформулировано в дополнение к прежнему требованию о непрерывности обозначений, когда расстояние между соседними отражающими элементами не должно превышать 50% длины самого короткого соседнего элемента. Предлагаемое изменение позволяет в исключительных случаях увеличить это расстояние до 1000 мм. Современная практика показала, что «требование 50%» часто невыполнимо. Прерывистость круглых контуров, фонари и поверхности колесных арок (например, контейнеров транспортеров) — это те случаи, когда «требование 50%» практически невыполнимо, поэтому предложена альтернатива: «максимум 1 м». При этом требуемое количество светоотражающего материала (совокупная длина элементов) для маркировки заметности не уменьшается за счет этого предложения, т.к. принципиальное требование до минимум 80% «заполнения» длины сохраняется. Предложение одобрено и направлено в WP.29.

В отношении видимости белой светоотражающей маркировки в направлении назад от автомобиля предложено изменить п. 5.10.2. Правила №48, а именно: не должно быть прямой видимости отражающей поверхности белой маркировки заметности в направлении назад в пределах зоны 2 на расстоянии 25 м от автомобиля, за исключением белого излучения фонаря заднего хода. Предложение одобрено и направлено в WP.29.

Предложено дополнение к требованиям по включению наружнего фонаря «вежливости». К ранее принятым требованиям о назначении этого фонаря (дополнительное освещение входа и выхода водителя и пассажиров или операций погрузки) добавилось требование освещения при медленном маневрировании, например, при парковке в гараже, при освещении препятствий или пешеходов. Этот фонарь может улучшить безопасность пешеходов и минимизировать риск ущерба для автомобиля. Фонарь может быть включен автоматически для выполнения медленных маневров при следующих условиях: одновременно с пуском двигателя при максимальной скорости 10 км/ч или когда включен задний ход. Предложение одобрено и направлено в WP.29.

В течение долгого времени проводилась работа по проекту Правила №48-Н (48-«Harmonized»), содержащего единообразные положения, касающиеся одобрения автомобилей категории М1 и N1, в длину не превышающих 6 м, а в ширину не превышающих 2 м, в отношении установки осветительных и светосигнальных устройств. На основании документа ECE/TRANS/WP.29/1070 GRE решила прекратить разработку проекта этого Правила и сосредоточиться на Глобальном Техническом Правиле, касающемся устройств освещения и световой сигнализации для АТС, и, при необходимости, на поправках к Правилу №48. Нидерландам выразили благодарность за проведенную работу. WP.29 одобрил это решение. GRE решила создать целевую группу для разработки дополнения к Правилу №48, касающегося автоматического включения фар на транспортных средствах, оснащенных дневными ходовыми фонарями.

Проведено обсуждение предложений, касающихся пересмотра и модернизации положений в отношении определения «видимой поверхности», ее ограничения и применимости. Определение видимой поверхности осветительных устройств, светосигнальных устройств и световозвращателей в Правиле №48 возможно по выбору: «светоизлучающая поверхность» или «освещающая поверхность». Однако применение такого выбора в настоящее время неясно. Это предложенное изменение разделяет определения «светоизлучающая поверхность» и «освещающая поверхность» и включает дополнительные примеры в Приложение 3 Правила №48 для пояснения. Такие примеры принимают во внимание технические инновации и направления современных конструкций в светотехнических изделиях и учитывают неправильность формы и сложную форму. Кроме того, определение «структурированный наружный рассеиватель» включено вместе с примерами, которые могли бы быть полезны для определения границ функций «совмещенный» или «несовмещенный». Раздел А. «Предложения» этого документа начинается с нового п. 2.8.1 — определения «структурированный рассеиватель», далее по возрастающей. Эксперт от Германии добавил в предыдущем пункте 2.76 сноску 3 на примеры рисунков в Приложении 3, часть 7. Несмотря на некоторые возражения, что в определения не должны включать сноску на рисунки, однако, ввиду того, что рисунки поясняют определение, их включили. Эксперт от Англии сформулировал поправки к схемам хода лучей примера 9 (пример источника света [с отражательной оптикой в комбинации с поверхностью, которая не является частью этой функции] позади наружного рассеивателя) и пример Д (пример определения светоизлучающей поверхности, соответствующей 2.8, в комбинации с поверхностью, которая не является частью функции). Поправки Японии к рисункам учтены. Другие редакционные поправки рассмотрены и учтены. Объединенный документ одобрен экспертами GRE и направлен в WP.29.

В большом разделе повестки дня GRE-61, названном «коллективные изменения», рассмотрено семь вопросов, среди которых как перспективные, так и завершающиеся. К ним относятся: упрощение знаков одобрения на световых приборах, фантом-эффект и вымывание цвета, запрещение ламп накаливания в модульных источниках света, изменение фотометрических требований для указателей поворота и габаритных огней и упорядочение категорий указателей поворота, требования к номерному знаку нового поколения, упорядочение испытательного напряжения для световых приборов и соответствующего ему «контрольного» светового потока.

Упрощение знаков одобрения, наносимых на световые приборы, имеет целью обеспечить практическую возможность создания электронной базы данных для обмена информацией в целях официального утверждения типа (DETA — «electronic database for type approval exchange of information»). Впервые вопрос был подготовлен экспертами GТВ и рассмотрен на GRE-52. В настоящий период по этому вопросу работает неофициальная группа внутри GТВ, которая на заседаниях обсуждает обзор и анализ ответов (на это предложение) и вырабатывает единое решение. В документе, предложенном этой рабочей группой в разделе «обоснование», в качестве причины предложения по упрощению содержания знаков одобрения указана сложность и трудность в применении для основных фар даже для экспертов, хорошо знающих предмет. Еще сложность для фонарей: «замена требований, которые подразумевают новые серии изменений для одного отличительного признака устройства, может иметь последствия для обозначения других устройств, которые не затрагиваются заменой».

В предлагаемом содержании знаков одобрения отсутствует также информация об источнике света фонаря или фары.

В документе сказано, «что изготовители осветительных и светосигнальных устройств сохраняют данные, касающиеся одобрения типа их изделий; такие данные могли бы быть также использованы для идентификации устройств и получать подробности их характеристик».

Выводы, которые можно сделать из этого документа.

1. Вместо действующего длинного обозначения содержания знака одобрения, дающего полную информацию о световом приборе, появится короткое обозначение, которое дает лишь краткую информацию, куда обратиться за полной информацией. Пример короткого обозначения: DEPO Ex n1 n2 n3 …ni
Расшифровка обозначения.
DEPO — фирма-изготовитель
E — знак одобрения
x — номер страны, выдавшей одобрение n1 n2 n3 …ni — номер одобрения

2. Из такого короткого обозначения неясно: — какой вид огня: дальний свет/ ближний свет (класса А или В или …)/ противотуманный свет (класса В или F)/ устройство освещения номерного знака класса 1 или 2 и т.д.;
• какой источник света (категория);
• максимальная сила света огня дальнего света;
• категория стоп-сигналов и указателей поворотов;
и т.п.

3.При такой скудной, явно недостаточной информации в условиях эксплуатации каждый сервисный центр, каждая ремонтная мастерская, каждый инспектор ГИБДД, разбирающий ДТП, обязательно должен прибегнуть к использованию электронной базы данных даже для того, чтобы сделать элементарную запись в протоколе: какая фара или фонарь горели или не горели во время ДТП. А в сервисе ремонтный работник должен как-то записать, например, какой световой прибор заменить или заказать.

Это значит, что сначала надо идентифицировать прибор, а затем делать записи. Или в каждом вышеприведенном случае каждая мелкая или большая сервисная служба обязательно должна пользоваться электронной базой данных для более полной информации, а затем самостоятельно установить, какая информация соответствует тому или иному огню в сгруппированном или комбинированном или совмещенном световом приборе. Фактически каждый такой работник должен быть экспертом в области автомобильной светотехники.

4. При действующей системе обозначения знака одобрения вся необходимая в условиях сервиса информация указана на самом приборе, и это очень удобно в практической действительности. Обычный работник просто может занести ее в протокол, а грамотному эксперту с первого взгляда она становится полностью понятной.

5. Еще есть вопрос времени и стоимости обращения к электронной базе данных.

6. Электронная база данных обязательно должна быть международной и всем доступной. Возможно ли в этой базе учесть все фирмы в мире, производящие автомобильные световые приборы и всю производимую каждой фирмой номенклатуру?

7. Действующая система гораздо проще, информативнее, и в ней исключены ошибки в идентификации световых приборов.

При обсуждении этого документа решено продолжать работать в этом направлении, обеспечить более широкое обсуждение проблемы (с помощью членов GRE), сохранить вопрос в повестке дня.

В условиях дорожного движения одним из наиболее сложных и неизученных вопросов зрительного восприятия является «фантом-эффект» и «вымывание цвета» светосигнальных и маркировочных устройств. «Фантом-эффект» (призрак) сигнального огня означает, что водитель зрительно воспринимает светящий сигнал, хотя фактически этот сигнал выключен. У современных светосигнальных приборов такой эффект может возникать при освещении их наружным светом: солнечным или другими посторонними источниками света. Это означает, что для правильного зрительного опознавания сигнального огня водителю требуется дополнительное время. Явление вымывание цвета означает уменьшение насыщенности цвета и для всех цветов, кроме красного, и изменение цветового тона. Это явление может привести к ошибкам при опознавании сигнальных огней в зависимости от яркости фона.

Эксперт от Германии (Манц) представил отчет об исследовании, который основан на работе трех авторов (Norbert Hahn, Karsten Klinger, Karl Manz) от 12.09.2008 г. Согласно этому исследованию, если бы у водителя было на 0,5 сек. больше времени, то можно было бы избежать почти 65% задних столкновений и почти 50% аварий на перекрестках. На последней странице отчета сказано, что работа продолжается и сформулирована задача: развитие подходящей воспроизводимой испытательной процедуры, пригодной в качестве основы для предложений к изменению касающихся этого вопроса Правил ЕЭК ООН.

Материал, подготовленный Германией, на стадии оценки. Председатель GRE предложил помощь в работе в случае необходимости.

Направления в этой проблеме, которые предполагается развивать: сфера использования светодиодов на основе имеющихся материалов исследований Иенского университета; светораспределение и оценка разницы контраста между ночными и дневными условиями освещенности.

Вопрос оставлен в повестке дня.

Продолжение в следующем номере

Разработка Правил ЕЭК ООН на световые приборы – обеспечение безопасности движения автотранспортных средств

Эйдинов А.А., д.т.н., проф. / Латова В.Б., к.т.н. ФГУП "НАМИ"

В статье изложена информация, касающаяся деятельности рабочей группы по освещению и световой сигнализации ГДОС КВТ ЕЭК ООН в рамках 61-й сессии. Рассматриваются изменения требований в отношении нитевых источников света и предложения по модернизации П равил ЕЭК ООН №48, а также других нормативных документов.

DEVELOPMENT OF THE UNECE REGULATIONS REGARDING THE REQUIREMENTS FOR LIGHT DEVICES - SAFETY ASSURANCE OF THE MOTOR VEHICLES MOVEMENT

Eidinov A., PhD., Prof., Latova V., Dr., FSUE “NAMI”

The article provides the information concerning the activity of the working group regarding the light devices GRE UNECE ITC within the 61-th session. The changes concerning the requirements for the light, and proposals to modernize the ECE Regulations #48 as well as other regulatory documents are represented.