Меры по господдержке
автомобильных производителей в России и Западной Европе в условиях системного кризиса

Добринский Е.С., Академия проблем качества РФ

УДК 338.242.2

Автомобильные рынки России и Западной Европы выросли до колоссальных объёмов с ежегодным оборотом в сотни миллиардов долларов. Ясно, что нельзя оставить столь крупный сектор машиностроения в условиях финансово-экономического кризиса без разработки комплексных антикризисных мер, определения приоритетных целей промышленной политики и выработки инструментов их достижения. *

* П о материалам К руглого стола в ОАО «АСМ -холдинг» (22 июля 2009 г.)

Кризисные явления, охватившие финансовую сферу и реальную экономику России в конце 2008 и в 1-м полугодии 2009 года, трансформировались в серьёзный спад производства и продаж автомобилей.

Для справки: Болезни, которые обострили кризис Российского автопрома, следующие: Во-первых, это, как правило, неэффективные инвестиционные проекты. Во-вторых, высокая долговая нагрузка предприятий, что особенно опасно в кризис. В-третьих, в большинстве случаев российские автопроизводители вяло занимались реструктуризацией бизнеса.

Главным аргументом в пользу стабилизации производства являются антикризисные меры Правительства. Эта программа разработана и реализуется в банковской и производственной сферах, однако, к сожалению, её положительное воздействие на стабилизацию экономики в 1-м полугодии 2009 года в существенной степени пока не проявилось.

По результатам совещания по автопрому в Государственной Думе из 10 поручений Правительства в период с осени 2008 года по июнь 2009 года, направленных на поддержку отечественной автопромышленности, реализовались следующим образом:

- выполнено полностью — одно (повышение пошлин на подержанные иномарки);

- выполнено частично — три;

- не выполнено — шесть.

По данным ОАО «АСМ-холдинг» (приведённых на Круглом столе автопроизводителей и средств массовой информации в июле 2009 г.), производство автомобильной

техники на отечественных предприятиях по всем секторам АТС из-за неблагоприятной экономической ситуации в мире и России снизилось за 1-е полугодие 2009 года на 62,2% по сравнению с этим периодом прошлого года. К этому следует добавить, что в этот же период российский рынок испытал падение продаж автомобилей такими темпами, которые превзошли как европейские, так и американские уровни.

Долгосрочные меры господдержки по стабилизации работы Российского автопрома в условиях кризиса (предложения)

1. Поддержка государством проектов только с уровнем локализации автокомпонентов и материалов не менее 70% (сейчас он принят Правительством в размере 30% за 4,5 года промсборки).

Для справки. Показатель локализации в странах Евросоюза составляет от 60 до 70 % (долгое время он достигал 90%).

Эта мера позволит реализовывать только те проекты, которые реально будут создавать рабочие места на территории России, а не за её пределами (проект «GM- АвтоВАЗ»; новые проекты Группы «SOLLERS» с уровнем локализации 75-80% и другие).

2. Изменение налогового законодательства в части снижения налогов на продукцию глубокой переработки (металл, сырая нефть, лес-кругляк) и стимулирование увеличения добавленной стоимости в автопром.

3. Развитие системы НИОКР, которая серьёзно пострадала за годы перестройки, расходы на которую составляют не более 0,5-1% от всех затрат на автопроизводство.

Для справки: В европейских странах расходы на НИОКР находятся на уровне 6% от затрат на автопроизводство. В Японии (в частности у компании «Toyota» — 10%). В США инвестиции в НИОКР составляют 2,5-2,8% ВВП, в Южной Корее — до 3,5% ВВП.

4. Освобождение зарубежного автопроизводителя от выплаты налогов при условии, если он вкладывает свою прибыль в расширение своего производства на территории России.

5. Необходимость проведения реальной и глубокой реструктуризации предприятий автомобильной отрасли с учётом конкретных условий и специфики национальных интересов.

Некоторые оперативные меры по подд ержке автопрома

1. Стимулирование утилизации старых автомобилей путём введения так называемого «утилизационного бонуса» в зачёт оплаты новой машины (не менее 75 тысяч рублей за один старый автомобиль).

2. Зачёт и возврат денег по налоговой декларации за 2009 г. При налоговой ставке с физических лиц в 13% возврат может составлять порядка 40 тысяч рублей на 1-го работающего.

Положительный опыт авторынков Западной Ев ропы по стабилизации отрасли

Продажи легковых автомобилей в 15 странах Западной Европы выросли в июне 2009 года на 4,6% по сравнению с июнем 2008 года. В целом, рост продаж легковых автомобилей вместе с новыми странами-членами Евросоюза составил только 2,4% за тот же период. Это первый положительный показатель, достигнутый за более чем годовой период (см. таблицу).


Такой результат является прямым следствием воздействия покупательских льгот на автомобильный рынок. Особенно это заметно в Германии, где прирост месячных продаж (к июню прошлого года) составил 40,5%. По оценке западных аналитиков, немецкий рынок легковых автомобилей уже вырос в этом году на 26,1%. По некоторым оценкам, благодаря стимулированию продаж, в Германии по итогам года могут быть проданы порядка 4 млн. автомобилей.

Рынки легковых автомобилей Франции и Италии также продолжали реализовывать преимущества стимулирующих льгот. На обоих рынках в июне были отмечены существенные приросты продаж. Французский рынок вырос на 7%. Так, продажи легковых автомобилей у группы Peugeot-Citroen увеличились на 6,6%. У Renault — на 8,5%. В Италии продажи легковых автомобилей увеличились почти на 12%. В частности, у группы FIAT прирост составил 13,4%.

Именно схемы «утилизационного бонуса» в размере до 2500 евро за сдачу в утиль старой (более 9 лет) машины при покупке новой формируют объём западноевропейского рынка легковых автомобилей, который по итогам года может оказаться сопоставимым с объёмом продаж 2008 года или близким к нему. Следует особо отметить, что принятые бонусные схемы не носят протекционистский характер в пользу той или иной национальной автомобильной отрасли. Не оговариваются не только страна производства регистрируемого нового автомобиля, но и страна его приобретения.

Введённые льготы оказали стабилизирующий эффект на рынок и предотвратили возможный коллапс. Однако аналитики предупреждают, что обстановка, которая возникнет после отмены льгот, может создать крупную проблему для отрасли в 2010 году. Особенно сильное негативное воздействие может испытать на себе Германия, где по плану срок действия льготной схемы истекает в конце 2009 года. Первоначальные льготные схемы во Франции, Италии и Испании были возобновлены, как только стало ясно, что данный рынок пострадает после истечения льгот. Поэтому трудно с уверенностью сказать, какие схемы будут возобновлены в 2010 году.

Объективности ради следует признать, что по некоторым данным, объём продаж на немецком рынке может снизиться с 4 млн. автомобилей, ожидаемых в этом году, до 2,6 млн. автомобилей в 2010 году. По прогнозам аналитиков, продажи легковых автомобилей в Западной Европе в 2009 году составят 13,33 млн. ед. против 13,56 млн. в 2008 году и 14,8 млн. в 2007 году.

Вместо заключения

Глобальный системный финансовый кризис и серьёзные осложнения в российской экономике, в том числе в автомобильной сфере, вынудили государство разработать и реализовать ряд антикризисных мер по поддержке производителей и снижению налоговой нагрузки на предприятия.

Необходимо принять новые дополнительные эффективные комплексные решения (как долгосрочные, так и оперативные меры) на различных уровнях управления с учётом интересов государства и бизнеса, а также положительного опыта европейских производителей автомобилей.

Вместе с тем, сами автопроизводители должны стремиться к повышению эффективности своей работы, снижению себестоимости, повышению производительности труда и росту качества производимой продукции.

Меры по господдержке автомобильных производителей в России и Западной Европе в условиях системного кризиса

Добринский Е.С., Академия проблем качества РФ / Сечин В.А., ОАО «АСМ-Холдинг»

Рассмотрены вопросы, связанные с причинами финансово-экономического кризиса российского автопрома. П редставлены предложения по реализации долгосрочных и оперативных мер государственной поддержки и стабилизации работы российского автопрома. П риведены данные, иллюстрирующие положительный опыт государств З ападной Е вропы по стабилизации отрасли.

Government suport of the Automobile manufacturers in Rusiand Western Europe in condition of s ystem crisis

Dobrinski E., Academy of Quality Problems of Russian Federation /Sechin V., JSC “ASM-Holding”

The questions related to the causes of financial and economic crisis of Russia’s automobile industry are considered. The proposals to implement long-term and operational measures of state support and stabilization of Russia’s automobile industry are shown. The data illustrating the positive experience of Western Europe to stabilize the industry are given.