Региональная политика частно-государственного партнёрства в условиях системного кризиса российского автопрома

Добринский Е. С. / Академия проблем качества РФ,
Сеин В. А. / ОАО «АСМ-Холдинг»

УДК 334.024

В августе этого года в рамках Деловой программы пятой международной выставки «Интеравто-2009» в МВЦ «Крокус-экспо» прошёл 4-й Международный автомобильный форум «Российский автопром: повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса в современных условиях развития экономики». В работе форума приняли активное участие руководители органов исполнительной власти и администраций ряда промышленных регионов: Нижегородской, Калужской и Ульяновской областей.

Организаторами форума традиционно являлись ОАО «АСМ-холдинг» совместно с ТПП РФ и НП «ОАР», поддержанного Минпромторговли и Минэкономразвития России. Актуальность этого мероприятия связана со следующим умереннопессимистическим прогнозом на 2009 год (по оценкам аналитиков ОАО «АСМ-холдинг»): ожидается снижение производства легковых автомобилей более чем в 2 раза; выпуск грузовых автомобилей и автобусов сократится соответственно в 2,4 и 2,2 раза (табл. 1). В этих условиях оставить столь крупный сектор машиностроения национальной и региональных экономик в условиях системного финансовоэкономического кризиса без проработки комплексных антикризисных мер, определения приоритетных целей, в том числе региональной политики и выработки инструментов их достижения, нельзя.


В частности, с докладом «Автомобильная промышленность Нижегородской области в новых экономических условиях» на форуме выступил Министр промышленности и инноваций. Докладчик отметил, что поскольку основу автомобилестроения в Нижегородской области составляют предприятия Группы ГАЗ, то экономическая ситуация на них и определяет состояние автопрома региона в целом.

Руководство Группы ГАЗ в тесном взаимодействии с Правительством Нижегородской области разработало и реализует антикризисную стратегию, получившую одобрение Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики под руководством первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова. Основными узловыми моментами данной стратегии являются: снижение себестоимости выпускаемой продукции, реструктуризация задолженности перед коммерческими банками и поставщиками, вывод на рынок новых продуктов. Многие поставленные задачи уже выполнены: на 20-30% сокращены управленческие и коммерческие расходы, запущен в производство новый лёгкий коммерческий автомобиль со сниженной себестоимостью, получивший название «Газель-Эконом». Реализация данных мероприятий позволила стабилизировать ситуацию на предприятии. ОАО «Горьковский автомобильный завод» вернулся к графику 5-дневной рабочей недели, стабилизировался ежемесячный выпуск автомобилей (5-6 тыс. шт. в месяц). В соответствии с антикризисным планом, «Группа ГАЗ» вышла на точку безубыточности уже в июле 2009 года. В соответствии с планом производства, до конца 2009 года ГАЗ произведёт на Нижегородской площадке 70 тысяч легковых коммерческих автомобилей. В сентябре 2009 года запущен конвейер по производству легкового автомобиля «Волга-Сайбер».

Вместе с тем, в докладе отмечалось, что отсутствие обоюдовыгодной договорённости между группой ГАЗ и ОАО «Соллерс» привело к тому, что в значительной степени сократились поставки двигателей Заволжского моторного завода (ЗМЗ) на ГАЗ и ПАЗ. В перспективе Правительство Нижегородской области рассчитывает на то, что руководство Группы ГАЗ примет решение оснащать с 2010 года двигателями ЗМЗ обновлённую модель автомобилей «Газель-Плюс».

В докладе приведены меры по государственной и региональной поддержке отрасли, позволившие в определённой степени стабилизировать ситуацию на ОАО «ГАЗ» и предприятиях-смежниках (около 150). Отмечено также большое значение для предприятий Нижегородской области сотрудничества с иностранными автомобилестроительными компаниями как внутри России, так и зарубежом.

Среди них: ЗАО «Завод автомототехники малых серий», ООО «Автомобильный завод Чайка-Сервис», ООО «Пеленг» — сотрудничество с промышленными предприятиями Республики Беларусь; Группа компаний «Автокомпонет» с 2010 года планирует поставку автокомпонентов и деталей для автомобиля «Volkswagen Polo» (производство в г. Калуге); Совместное предприятие ООО «ТРМ» (ООО «РМ-Системс» и «T RAD Co Ltd, Япония) проектной мощностью 250 тыс. радиаторов и 350 тыс. отопителей с перспективой выпуска 1 млн. шт. в год будет оснащать весь модельный ряд ГАЗ, УАЗ, ОАО «АвтоВАЗ», а также обеспечит комплектацию иномарок, собираемых в РФ.

ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» планирует увеличить выпуск ветрового стекла как для конвейера, так и для вторичного рынка. Проектная мощность будущего производства — 300 тыс. ветровых стёкол 250 видов с поставками на российские заводы и зарубежные марки (Ford, Toyota, Автофрамос, FIAT, GM-АвтоВАЗ, ЗИЛ, УАЗ, ПАЗ).

Доклад «Развитие инфраструктуры индустриальных парков: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов» был посвящён эволюции инвестиционной стратегии в области создания автомобилестроительного кластера в Калужской области.

Докладчик подробно охарактеризовал создаваемые в регионе индустриальные парки в структуре автомобильного кластера (табл. 2). Следует особо отметить, что несмотря на значительные трудности, которые экономика испытывает в настоящее время, большинство крупнейших инвесторов, деятельность которых связана с производством автомобилей и автокомпонентов, подтвердило свои инвестиционные планы на территории области, тем самым обеспечивая в регионе стабильность и прогнозируемость.


Докладчик обратил внимание участников Форума на созданную в области эффективную систему организационно-технической и финансово-экономической поддержки инвестиционной деятельности. К ней относятся: открытие ОАО «Корпорация развития Калужской области» (госоператор по развитию индустриальных парков), создание «Агентства регионального развития Калужской области» (полное сопровождение инвестпроектов), а также долгосрочное сотрудничество с Госкорпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Девиз докладчика: «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К. Э. Циолковский — основоположник космонавтики).

В потенциале промышленного комплекса Ульяновской области к настоящему времени 4 крупных предприятия автомобильной промышленности: УАЗ, УМЗ, Димитровградский автоагрегатный завод и АО «Автодеталь-Сервис», а также десятки средних и малых предприятий.

Представленный доклад «Новые проекты развития автомобилестроения в Ульяновской области» посвящён конкретным инвестиционным проектам для усиления позиции территориального автокомпонентного кластера на российском и международных рынках.

Среди них:

• совместное предприятие BAIC (КНР) и ульяновская компания (АМС-Групп) по производству грузовых автомобилей грузоподъёмностью 1,6 и 3,7 тонн (проектная программа завода к 2015 году — 70-80 тысяч в год);

• реализуемые проекты ХК «АМС-Групп» на площадке завода АО «Автодеталь-Сервис» по создания производства авто- и авиакомпонентов из современных материалов и сплавов совместно с компанией «Халтек»;

• производство отечественных электромобилей класса «гольф-кар» (разработчик «Мика-Мотор») с проектной программой свыше 5000 электромобилей в год.

Докладчик высказал намерения Администрации области по развитию и диверсификации предприятий автопрома в городах Ульяновске и Димитровграде с учётом использования высоких технологий авиакомпонентного кластера.

Вместо заключения

Предпринимаемые Правительством РФ, органами исполнительной власти и администрациями промышленных регионов России, собственниками и руководителями автомобильных и автокомпонентных предприятий усилия по выводу отрасли из сложного положения несут за собой позитивные результаты.

Форум способствовал объединению усилий представителей региональной власти и бизнес-сообщества в формировании цивилизованного частно-государственного партнёрства и стратегии развития автомобильного рынка в России на период до 2020 года.

Многие из предложенных мер по созданию региональных автомобильных кластеров и промышленнотехнологических парков рекомендовано учесть в рамках реализации приоритетных задач по устойчивому инновационному развитию национальной автомобильной промышленности и её интеграции в мировую экономику. Хотя говорить о переломе ситуации ещё рано.

Более подробную информацию по докладам и сообщениям, представленным на Форуме, можно получить в редакции журнала или в Департаменте консалтинговой, выставочной и издательской деятельности ОАО «АСМ-Холдинг» (www.asm.holding.ru)

Региональная политика частно-государственного партнерства в условиях системного кризиса российского автопрома

Добринский Е.С., Академия проблем качества РФ / Сечин В.А., ОАО «АСМ-Холдинг»

В статье приведены данные, иллюстрирующие состояние производства автомобильной техники в 2008 году и дан прогноз на 2009 г. Рассмотрены условия развития автомобильной промышленности в ряде промышленных регионов. К роме того, оценены потенциальные возможности и инвестиционная привлекательность компаний в отдельных областях Р Ф.

Regional politic of private-state partnership in conditions of system crisis of Rusian automotive industry

Dobrinski E., Academy of Quality Problems of Russian Federation / Sechin V., JSC “ASM-Holding”

In this article dates illustrating automotive industry production in 2008 are brought, also forecast for 2009 year is given. The conditions for development of automotive industry in the number of regions are considered. Also abilities and investment attractiveness of some companies in regions of Russian Federation are estimated.