Формирование системы управления затратами на качество на российских предприятиях в условиях рыночной экономики

УДК 658.562

Ларцева Т.А., асп. МГТУ «МАМИ»

В настоящее время в условиях глобализации мировой экономики проблема конкурентоспособности продукции отечественных предприятий становится одной из ключевых для российского бизнеса. После окончательного снятия государством барьеров для иностранных конкурентов российским предприятиям приходиться отстаивать свои позиции не только на внешнем, но и на внутреннем уровне, поэтому курс на глобальную конкурентоспособность и повышение качества отечественной продукции становится необходимым условием «выживания» российских предприятий. Одной из основных причин этого является непроработанность теоретических и методологических основ построения систем конкурентоспособности, а так-же отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды.

Итак, настоящее время — это время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики, быстро меняющихся условий внешней среды, которое ставит перед менеджментом задачи выбора инструментов эффективного развития предприятия.

В последние десятилетия для достижения поставленных целей в управлении используются методы менеджмента качества, однако отечественный опыт внедрения систем менеджмента качества свидетельствует о том, что многие предприятия так и не смогли добиться значительных успехов в улучшении своих экономических показателей.

Анализ сложившейся ситуации на отечественных предприятиях показывает, что при переходе к рыночной экономике в связи с ожесточением конкурентной борьбы на одно из первых мест выдвигаются вопросы принятия рациональных решений по управлению качеством выпускаемой продукции и основной причиной, препятствующей достижению высоких экономических результатов от внедрения системы менеджмента качества, является отсутствие у руководства надежного инструмента оценки качества менеджмента предприятия, которым может стать система управления затратами на качество, позволяющая выявить и измерить цену допускаемых ошибок для принятия впоследствии обоснованных управленческих решений.

Несмотря на возрастающий интерес и большое число публикаций, касающихся преимущественно методологии и процедур внедрения систем качества, ряд теоретических и методологических вопросов количественной оценки качества менеджмента на российских промышленных предприятиях раскрыт до настоящего времени не в полной мере, что обуславливает целесообразность обобщения и анализа теоретических аспектов экономики качества, рассмотрения различных подходов, связанных с экономическим обоснованием решений в области качества и необходимость выработки инструмента, который позволил бы руководству предприятия на основе получаемой информации по затратам на качество анализировать в денежных показателях как текущую деятельность предприятия, так и его перспективы на будущее, обеспечивая на каждом этапе развития качественный менеджмент, способствующий повышению эффективности производства и росту конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Затраты на качество состоят из множества элементов, поэтому целесообразно было бы представить их в виде диаграммы Парето (жизненно важное меньшинство против тривиального большинства) и постепенно сокращать затраты, начиная с экономически наиболее значимых. Но при отсутствии системы, позволяющей отслеживать возникающие проблемы, в лучшем случае удается найти решение только наиболее очевидных, так называемых «горящих» проблем. Издержки от ненадлежащего качества уподоблены айсбергу, верхушку которого представляют затраты, обычно поддающиеся измерениям, а большая часть издержек, подобно скрытому под водой основанию, остается неучтенной, но, как известно, именно эти издержки представляют наибольшую опасность [1].

При управлении затратами на качество важно проанализировать обоснованность текущих затрат на оценку и контроль качества, руководствуясь следующими правилами:

– потери от дефектов не должны быть очень велики при отсутствии достаточной программы контроля и оценки качества;

– при достигнутом повышенном уровне эффективности производства не должны тратиться лишние средства на проверки и оценки.

Так же как и затратами на контроль качества и потерями от дефектов, следует управлять стоимостью работ по предупреждению дефектов, при этом не обязательно охватывать равномерно все аспекты работы предприятия, высокие результаты могут достигаться и за счет перераспределения усилий из областей, где они давали незначительный эффект, туда, где они будут более оправданными.

Поскольку система управления затратами всегда выявляет массу отходов производства, ошибок и лишних расходов, которых не должно быть на предприятии с «грамотным» управлением качеством, при внедрении данной системы важно, чтобы все сотрудники, которых она затрагивает, начиная с руководителей предприятия, понимали, что управление затратами на качество служит во благо, а не во вред им.

Система управления затратами на качество, обеспечивающая руководство еще одним мощным инструментом, основывается на индивидуальных особенностях предприятия, однако можно выделить следующие основные принципы ее построения [2]:

– периодичность;

– взаимосвязь с видами деятельности, реализуемыми в системе качества;

– экономическая значимость затрат;

– децентрализация;

– использование единых планово-учетных единиц измерения;

– достаточность информации;

– преемственность и многократность использования;

– бюджетное управление затратами.

На начальных этапах разработки системы управления затратами особое внимание надо уделить ее тщательному планированию в интересах достижения поставленных целей. Иначе говоря, процесс повышения качества и снижения сопряженных с ним затрат требует изучения причинно-следственных связей, порождающих проблемы в этой области. Возможно, наиболее эффективным инструментом для вскрытия этих связей служит анализ суммарных затрат, связанных с качеством. В целом для эффективного определения содержания и областей приложения усилий по повышению качества необходимо:

– получить и соответствующим образом организовать информацию о затратах на качество, чтобы определить их абсолютные размеры, основные составляющие и тенденции изменения;

– проанализировать показатели качества, выявить основные проблемы и оценить эффективность работы отдельных производственных линий и участков;

– внедрить эффективные корректирующие проекты и программу снижения расходов, связанных с качеством.

Основой механизма сбора, обобщения и анализа получаемых данных по затратам является выбор подхода совершенствования учетной системы, среди которых можно выделить наиболее универсальные:

– подход, основанный на оценке затрат, связанных с качеством;

– подход, основанный на оценке затрат на процессы.

Подход, основанный на оценке затрат, связанных с качеством, [3] так называемая PAF-модель построена на основе логических суждений об изменении затрат на качество, классифицируемых на следующие категории: затраты на предупреждение дефектов, расходы на контроль и оценку качества, внутренние потери от дефектов, внешние потери от дефектов.

Подход, основанный на оценке затрат на процессы [4] исходит из того, что производственный менеджмент — это менеджмент системы процессов, приносящих прибыль предприятию.

С учетом выбранного подхода анализа затрат на качество определяются механизмы их выявления и идентификации, при этом целесообразно привлечение всех сотрудников структурных подразделений предприятия, позволяя им чувствовать себя полноценными участниками проекта и определяя их значимость в достижении общей выгоды от его реализации.

Лучшим индикатором, указывающим, какие проекты и корректирующие действия по улучшению качества способны эффективнее влиять на прибыль предприятия, являются фактически потраченные деньги, но применение абсолютных значений затрат не всегда позволяет четко выявлять тенденции, связанные с качеством. Поскольку объемы производства на предприятии в целом, и на отдельных производственных линиях колеблются во времени, реальные изменения затрат, связанных с качеством, целесообразнее оценивать с использованием их относительных величин, измеряемых в процентах или в долях некоторого наиболее подходящего для этой цели базового показателя или базы.

Один из возможных способов представления затрат — соотнесение их с запланированным уровнем качества, позволяющее выявить элементы затрат, требующие более детального анализа в связи с выраженной тенденцией их роста. Для дальнейшего анализа причин изменения затрат применяются различные статистические методы, в том числе диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы Исикава.

Анализ затрат на качество и соответствующие отчеты предоставляют руководителям различных уровней объективную картину в отношении качества. При формировании отчета по затратам на качество, предоставленного в финансовых терминах и составленного простым языком важно соблюдение следующего принципа: предоставить информацию каждому, кому она предназначается, в той форме, которая была бы наиболее полезна и наиболее удобна в использовании.

На основе отчетов по затратам на качество должны планироваться и реализовываться программы качества.

После завершения начальной стадии внедрения система может пройти переоценку и, в случае необходимости, может быть дополнена новыми деталями. Для большинства предприятий даже на начальном этапе удается выявить многие возможности для совершенствования их деятельности.

Итак, основной целью внедрения системы управления затратами на качество на предприятии является минимизация затрат при повышении эффективности работ по обеспечению качества, а основным ресурсом для эффективной работы системы является информация, полученная в результате измерения и анализа затрат на качество.

Список литературы:

1. Дж. Кампанеллы. Экономика качества. Основные принципы и их применение / пер. с англ. А. Раскина; науч. ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепетова. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 232 с.

2. Рахлин К.М., Скрипко Л.Е. Принципы планирования и учета затрат на качество // Стандарты и качество. 2000. №3. с. 60-62.

3. BS 6143. Руководство по экономике качества. Часть 2: Модель предупреждения, оценки и отказов (1990). — М.: НТК «Трек», 2001. — 24 с.

4. BS 6143. Руководство по экономике качества. Часть 1: Модель затрат процесса (1992). — М.: НТК «Трек», 2001. — 26 с.

Формирование системы управления затратами на качество на российских предприятиях в условиях рыночной экономики

Ларцева Т.А., асп. МГТУ «МАМИ»

В статье проанализированы проблемы конкурентоспособности продукции отечественных предприятий в условиях глобализации мировой экономики. В качестве надежного инструмента оценки качества менеджмента предприятия предложена система управления затратами на качество и приведены основные принципы её построения. Рассмотрены различные подходы совершенствования системы сбора и учета информации по затратам на качество, а также сформулирована основная цель внедрения системы управления затратами на качество.

Forming of the system to control thexpenses for quality on domestic enterprises in market economy

Lartseva T., MSc., MSTU “MAMI”

In this article problems of competitiveness of domestic production in the conditions of economic globalisation are analysed. The system to control the expenses for quality is presented as the reliable tool to estimate quality management of the company and the main principles of its construction are presented. Various approaches on gathering and accounting the information about expenses for quality are considered. The main target of this system is formulated.