О мерах по развитию системы технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств

Одной из основных задач автомобилестроителей, страхового бизнеса и государства в целом является повышение безопасности дорожного движения, снижения числа ДТП, особенно тех, в результате которых гибнут люди или наносится ущерб их здоровью.

Сереженкин А.М., зам. исполнителя НП «ОАР»

УДК 629.342

Одной из причин ДТП является техническое состояние автомобильной техники. К сожалению, в статистике МВД России за 2008 год отражено, что доля ДТП, произошедших из-за неисправности транспортных средств, составляет 0,8% от общего числа аварий, а в основном виноват «человеческий фактор». Вероятно, такие данные являются следствием недостаточно тщательного анализа причин каждого ДТП, а так-же ввиду того, что ДТП, произошедших по вине водителя (превышение скорости движения, нарушение правил обгона, несоблюдение требуемой дистанции в потоке машин и пр.) можно было бы избежать при технически исправном состоянии транспортного средства. Вероятно, что доля ДТП, произошедших из-за того, что состояние транспортных средств не отвечает требованиям по безопасности, значительно больше.

Рассмотрим, как обеспечиваются требования по безопасности на всем жизненном цикле автомобиля.

При разработке конструкции автомобиля учитываются все действующие и перспективные требования к безопасности автомобиля.

Они определены международными соглашениями по безопасности конструкций транспортных средств (Правила ЕЭК ООН, Глобальное соглашение), а также национальными требованиями.

Новые автомобили, изготовленные в России или ввозимые из-за рубежа, проходят сертификацию и получают одобрение типа транспортного средства в соответствии с действующими в России Правилами по проведению работ в системе сертификации автотранспортных средств и прицепов автотранспортных средств, утвержденными Госстандартом России, которые базируются на этих требованиях.

Импортируемые физическими лицами автомобили, бывшие в эксплуатации также должны иметь заключения об их соответствии требованиям по безопасности. Это предусмотрено в проекте технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», который разработан в рамках Федерального закона «О техническом регулировании».

Далее автомобиль вводится в эксплуатацию. Задача по поддержанию его исправного состояния ложится на станции технического обслуживания автомобилей.

В настоящее время в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильной техники сложилась достаточно сложная ситуация, связанная с отсутствием государственной политики в этой области.

При рассмотрении на уровне федеральных органов власти вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, проблемы технического обслуживания и ремонта автомобильной техники не находят должного внимания.

В этой сфере деятельности в последние годы были отменены такие важные основания для регулирования деятельности этих организаций как лицензирование и обязательная сертификация работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Правила оказания услуг по ТО и ТР перестали быть обязательным документом для автосервисов.

В результате произошло существенное снижение требовательности к деятельности организаций, осуществляющих ТО и ТР при их непрерывном количественном росте.

Фактически перестала работать норма Федерального закона «О безопасности дорожного движения» о том, что транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям по безопасности. Это должно подтверждаться документом, выдаваемым исполнителем работ. На практике этого нет.

Сегодня рынок услуг по ТО и ТР открыт для всех желающих вести этот бизнес, вне зависимости от того какая имеется производственная база, квалификация персонала, осуществляется ли контроль за качеством проведенных работ.

Это вызывает нашу озабоченность, поскольку это ситуация негативно влияет на безопасность дорожного движения.

Ввозимые из-за рубежа дорогие автомобили, как правило, обслуживаются на фирменных станциях ТО компаний-производителей этой техники.

Владельцы бюджетных автомобилей, выпущенных в России, достаточно часто обращаются в сервисы, производящих работы по более низким расценкам и предлагающие более дешевые запасные части и расходные материалы. Зачастую эти сервисы используют в своей хозяйственной деятельности «серые» финансовые схемы, в результате которых уплата налогов и платежей в бюджет минимизируется.

На рисунке выше показана существующая структура технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации.

На рисунке ниже показана предлагаемая НП «ОАР » структура технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации.


Реализация это предложения позволит нам приблизиться к мировой практике поддержания в технически исправном состоянии находящейся в эксплуатации автомобильной техники.

Кроме того, это позволит расширить рынок страхования, включив в эту сферу фирменные СТОА . Речь идет о добровольном страховании ответственности СТОА перед третьими лицами за нанесенный вред из-за некачественного выполнения работ.

Для реализации указанного предложения необходимо внесение изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Статью 18 изложить в редакции: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, должны иметь договор (соглашение) с изготовителем транспортного средства или его полномочным представителем на право проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту или быть членами одной из саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, и обеспечивать выполнение работ и услуг в соответствии с установленными нормами и правилами». Нам представляется, что реализация этого предложения будет полезна автопроизводителям, страховым компаниям, позволит увеличить поступления в бюджет и фонды, позитивно скажется на безопасности дорожного движения.