Разработка Правил ЕЭК ООН на световые приборы — обеспечение безопасности движения автотранспортных средств

Продолжение. Начало в номере 4 (57) 2009

Эйдинов А.А., д.т.н., проф. / Латова В.Б., к.т.н. ФГУП «НАМИ»

УДК 629.1.06

На GRE-61 была продолжена разработка предложений, касающихся запрещения применения в сигнальных фонарях тепловых источников света (ламп накаливания) в случае использования в них современных модульных источников света и фонарей с незаменяемыми источниками света, а также разработка предложений, касающихся пояснений о том, что для модульных источников света применение цоколей-патронов системы ЕСЕ не разрешено.

В Правила №№ 4, 6, 7, 23, 38, 50, 77, 87, 91 и 119 включаются два новых параграфа:

1. «Модульные источники света должны быть сконструированы таким образом, что невзирая на применение инструмента (ов), они не должны быть механически взаимозаменяемы с любыми сменными источниками света, имеющими одобрение».

2. «Никакие нитевые лампы не могут быть разрешены в случае применения незаменяемых источников света или модульных источников света».

Это предложение коллективных поправок имеет целью завершить требования, касающиеся применения систем цоколь-патрон в случае модульных источников света в фонаре, а также имеет целью включить положения, которые предотвращают применение тепловых источников света в качестве источников света модулей и фонарей и как незаменяемых источников света. Причины для этого следующие:

a. тепловые источники света имеют относительно короткий срок службы, даже так называемые типы с увеличенным сроком службы;

b. имеется опасность, что производители автомобилей попытаются нарушать с такими решениями требования Правила № 48, касающиеся простой замены сменных источников света;

c. недостающие дополнительные требования, касающиеся качества источника света в соответствии с Правилом № 37, например, испытания устойчивости цвета;

d. угроза нарушения Правила № 37 из-за применения нитевых ламп низкого качества.

Кроме того, по мнению эксперта от Германии, неблагоприятную ситуацию для дорожной безопасности и потребителей можно было бы предотвратить при помощи решений о заменяемости.

Контр-аргументы производителей автомобилей:

a. источники света, применяемые для таких решений имеют увеличенный срок службы;

b. проблемы с системой цоколь-патрон — это уменьшение надежности;

c. благодаря таким решениям достигается снижение производственных цен.

Эксперт от Германии считает, что отсутствуют причины для применения нитевых ламп в незаменяемых конструкциях. Однако, промышленность требует пересмотреть Правило № 37 для исследования, какие фонари или какие системы цоколь-патрон не могут дольше быть полезными для будущих проектов. Следовательно, такие категории должны быть указаны как источники света «не применяемые для новых разработок фонарей».

На обсуждавшиеся предложения еще не получено ответа от производителей источников света. Если ответ будет к следующей сессии, его будут рассматривать.

В окончательном варианте рассмотрен вопрос упрощения фотометрических требований в Правилах №№ 6 и 7 (указатели поворота, габаритные огни…) и модернизации категорий указателей поворота для приведения их в соответствие с разрешенными Правилом № 48.

Предложенные изменения в отношении Правила № 6: исключить из текста указатели поворота категорий 3 и 4, модифицировать таблицу с фотометрическими требованиями: исключить из таблицы указатели поворота категории 3 и 4, изменить фотометрические требования для категории 2b, т.к. этот указатель поворота теперь с переменной интенсивностью, изменить почти все фотометрические требования, исключить колонку «суммарная величина комбинации двух огней». В связи с исправлениями в таблице исключить требование расчета силы света для двух огней, добавить ссылку на требования к интенсивности в поле видимости (Приложение 1). В связи с вышеприведенными изменениями включить новый § 14.14 (в Переходные положения) о том, что «существующие одобрения для фонарей указателей поворота категорий 3 и 4, полученные в соответствии с этим Правилом до включения Добавления 16 к 01 Серии изменений, должны оставаться неизменными неограниченное время».

Предложенные изменения в отношении Правила № 7: (изменения в таблице фотометрических требований).

Добавить обозначение «R» для задних габаритных фонарей (или «R1»), изменить фотометрические требования для одиночного фонаря (с учетом горения двух фонарей), исключить последнюю колонку таблицы, где указана общая сила света для одновременно работающих двух или более фонарей, исключить «умножено на 1,4» (т.к. уже указана в таблице максимальная сила света, справедливая также и для двух горящих огней).

Предлагаемые изменения имеют следующие цели:

a. Привести в соответствие требования в Правиле № 6 с требованиями в Правиле № 48 относительно указателей поворота категорий 3 и 4. Так как Правило № 48 не позволяет устанавливать эти категории, то предложено исключить их также из Правила 6, т.к. их функции могут быть выполнены при помощи сгруппирования или комбинирования устройств категории 1, 2 и 5.

b. Упрощение фотометрических положений Правил №№ 6 и 7 при помощи указания только одной максимальной величины силы света независимо от количества источников света и электрической схемы их соединений.

Не необходимые требования для максимальных величин и углов, внешних относительно исходной оси, и коэффициент 1,4 также были исключены.

Эксперты GRE изменили минимальную силу света указателя поворота категории 6 с 50 кд на 70 кд (это таблица п. 6.1).

Документ по изменению фотометрических требований указателей поворота и габаритных огней с вышеприведенными исправлениями направлен в WP.29.

В отношении освещения задних номерных знаков (Правило ЕЭК ООН № 4) предложено изменить определение устройства освещения (Класс 1 и Класс 2) в связи с появлением устройств новой технологии. Традиционный (теперешний) способ освещения осуществляется при помощи устройств Класса 1. Для него в Правило № 4 предложено определение: «Устройство освещения таблицы номерного знака Класса 1» означает устройство, которое обеспечивает освещение путем проектирования света на поверхность площадки, предназначенной для установки таблицы на автомобиле; оно может состоять из нескольких оптических элементов», т.е. нескольких фонарей.

Для нового способа освещения (устройства Класса 2) в Правило № 4 предложено другое определение: «Устройство освещения таблицы заднего номерного знака Класса 2» означает устройство, которое обеспечивает освещение при помощи других технологий, чем освещение, применяемое для устройств Класса 1, такое, как вырабатывающее свет, который передается сквозь таблицу».

В связи с этими новациями в Правило № 4 предложено включить новые требования к выдаче одобрения, требования, касающиеся процедуры измерений устройств Класса 2, фотометрические характеристики, касающиеся устройств обоих классов, изменения в карту сообщения.

Для фотометрических характеристик освещающих устройств «Класса 2» максимальная величина 25 кд/м2 определена для ограничения ослепленности назад, возникающей от таких устройств. Измененная версия Правила № 4 должна создать базис для единообразных требований, касающихся новых технологий; запланировано таким образом, что национальные предписания, касающиеся таблиц номерного знака, остаются применимыми.

Изменения, касающиеся устройств (Класса 1 и Класса 2) номерного знака, приведенные выше, предложено внести также в Правило № 48. Кроме того, предложено внести в Правило № 48 еще одно определение, касающееся устройства Класса 2 и характеризующее физический смысл нового источника света: «электролюминесцентная таблица» означает источник света, где элемент оптического излучения создает электролюминесценцию на активном слое».

Предложены еще изменения в Правило № 48, касающиеся:

– цвета, излучаемого устройством «Класса 2»;

– разрешения считать обязательными устройства «Класса 1»;

– электрических соединений (если установлены устройства обоих классов, только одно из них разрешается включать в любой момент времени; установка устройства «Класса 2» может быть разрешена как альтернатива или в качестве замены устройства «Класса 1» при регистрации автомобиля в странах, разрешающих применение устройств «Класса 2» на основе национальных Правил);

– карты сообщения.

Эксперты присутствовали на демонстрации знаков обоих классов. Их впечатление — «очень эффектно».

По знаку Класса 2 нам необходимо знать мнение ГИБДД. В состоявшейся дискуссии были возражения Италии, что вопрос сейчас решается в юридическом плане, а не в техническом. Германия считает, что надо отделить юридический вопрос от техники; безусловно, проблема существует, и расчет здесь на помощь экспертов GRE. При голосовании за самосветящийся номерной знак Класса 2 высказались Германия, Франция, Норвегия, Люксембург, за освещаемый номерной знак Класса 1 высказались остальные эксперты.

Итоговая фраза председателя: «если Германия не учтет данные замечания, то «Класс 2» будет исключен.

Вопрос пока оставлен в повестке дня.

Большой объем изменений фотометрических величин предложено внести в Правила №№ 19, 48, 98, 112 и 123 в связи с принятой ранее (на GRE-57) новой терминологией: «контрольный» световой поток источников света (referens luminous) установить при напряжении 13,2 V вместо принятых первоначально 12 V. В результате возникла необходимость пересчитать величину совокупной максимальной силы света фар, всегда указываемой в Правиле № 48, при помощи повышающего коэффициента 1,0/0,7. Это означает, что максимальная сила света одновременно включенных фар дальнего света на автомобиле должна быть 430000 кд вместо ранее допускавшихся 300000 кд. Это соответствует установочному числу 100. Предложение одобрено и направлено в WP.29. Для передних противотуманных фар (Правило № 19) и основных фар (Правила №№ 98, 112 и 123) испытательное напряжение тоже предложено принять 13,2 V вместо 12 V и соответственно изменить фотометрические требования, т.к. с увеличением испытательного напряжения возрос световой поток установленных в них источников света. Другими основными моментами предложенных изменений являются: новая (в данном случае) сферическая система координат при фотометрических измерениях и уточнение положения испытательных точек и зон в этой системе, изменение измерительных единиц (канделы вместо люксов, т.е. измерение силы света вместо освещенности), уточнение методики измерения силы света, выверка вида светотеневой границы ближнего света и фотометрических требований всех действующих Правил на основные фары, методика визуальной регулировки светотеневой границы основной фары с 10 м или с 25 м и требования к экрану для регулировки. Предложены методы измерения качества светотеневой границы, которые могут быть выполнены инструментальным способом с вычислением градиента освещенности (соотношение освещенности над границей и под границей), предложены новые требования для регулировки фар, которые адаптируют фары для оппозитного движения. В частности, для фар ближнего света, спроектированных для левостороннего движения и адаптированных для правостороннего движения, жесткие требования к силе света предложено соблюдать лишь для двух направлений:

– 0,86оD — 1,72оR по крайней мере 2500 кд (на правую обочину);

– 0,57оU — 3,43оL не более, чем 845 кд (в направлении глаз встречного водителя).

В отношении противотуманных фар (Правило № 19) в этом блоке предложенных изменений, кроме вышеприведенных, добавлены еще новые пункты в раздел «Переходные положения» («Transitional provisions»), касающиеся отдельно фар Класса В и фар Класса F3.

Противотуманные фары Класса В и Класса F3 отличаются фотометрическими характеристиками. Традиционные фары Класса В слабоинтенсивные. Используемые в них источники света — это лампы накаливания, соответствующие Правилу 37, с небольшим световым потоком. Их светораспределение симметричное относительно вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось фары (линия V-V на измерительном экране — след этой плоскости). Новые фары Класса F3 — это высокоинтенсивные фары. Используемые в них источники света — это галогенные лампы с большим потоком, соответствующие Правилу № 37, или газоразрядные лампы, соответствующие Правилу № 99, или светодиодные модульные источники света, или распределенная световая система. У фар Класса F3 допускается асимметричное светораспределение.

В связи с тем, что в противотуманных фарах Класса F3 Правилом № 19 допускается применение газоразрядных ламп и селективно-желтого излучения этих фар, в Правило № 99 GTB предложила повторно включить требования к селективно-желтому излучению газоразрядных ламп.

В отношении «переходных положений» для фар Класса В: предложено оставить в силе на неограниченное время существующие одобрения и распространения этих одобрений после вступления в силу изменений 04 Серии к Правилу № 19. Через 36 месяцев после вступления в силу этих изменений можно выдавать одобрение на фары Класса В, только если фары соответствуют требованиям 04 Серии изменений. Для фар Класса F3 предложенные формулировки переходных положений такие же как для Класса В. Однако фотометрические и другие требования к этим классам фар значительно отличаются.

Для Правил №№ 19, 98, 112, 113 и 123 предложено упростить процедуру испытаний на тепло, чтобы сделать ее независимой от технологий источников света. Предложенные изменения представляют собой требования к испытаниям световых приборов как с заменяемыми, так и с незаменимыми источниками света: нитевыми лампами или газоразрядными лампами или светодиодными модулями.

Требования к испытаниям в Правилах №№ 19, 98, 112, 113 и 123 для подтверждения стабильности фотометрических характеристик традиционно основаны на влиянии на световые приборы на 90% максимальной мощности их источников света. Они требуют различных управляющих напряжений в зависимости от применяемых источников света для точного поддерживания испытательных циклов. В простых устройствах, имеющих один источник света, эта процедура адекватна, но с развитием основных фар и передних противотуманных фар, которые сгруппированы, скомбинированы или совмещены с другими устройствами, они вызывают проблемы, потому что каждое устройство должно быть управляемо различным питающим напряжением. Это имеет результатом требование многочисленных источников питания с итоговым временем и ценой.

Эти предложенные изменения обеспечивают преодоление трудностей испытаний путем установления общего (единого) напряжения питания, которое не зависит от технологии источника света и позволяет создать общий текст, в котором исключены противоречия между Правилами. В таких развивающихся изменениях фактически гарантируется, что испытательные напряжения являются характерными для тех источников света, которые будут в действии на автомобиле.

Эти предложения одобрены и направлены в WP.29.

В текст Правила № 19 предложено включить корректировки, касающиеся фотометрических требований, которые обеспечат подбор пары передних противотуманных фар, установленных слева и справа (корректировка 3 к 03 Серии изменений к Правилу № 19).

Фотометрические требования для передней противотуманной фары класса F3 включают возможность проверки соответствия подобранной пары путем наложения индивидуальных фотометрических данных от фар, установленных слева и справа. Эта корректировка не затрагивает существующие одобрения типа.

Предложение одобрено и направлено в WP.29.

Упрощение существующих Правил №№ 6, 7, 23, 38, 77, 87, 91 и 119 по сигнальным фонарям является целью нового консолидированного Правила по главным требованиям, имеющимся в этих отдельных Правилах.

Автор проекта Правила (Франция) дала следующее пояснение.

Тексты по сигнальным фонарям имеют много похожих частей, иногда составленных различными способами и указанных в различных главах. Кажется целесообразным сгруппировать такие общие части в единый текст, «Правило № Х, в частности, т.к. продвигать будущее развитие в Правилах путем составления их возможно при изменении единого текста вместо восьми Правил, касающихся сигнальных фонарей. Каждое Правило может быть изменено таким образом путем отсылки на соответствующее место Правила № Х. Для облегчения чтения этих Правил, они могут быть перестроены, чтобы придерживаться единой структуры. Добавления могут быть иногда включены без всех существующих требований, откорректированных или исключенных, например, для уровней «день» и «ночь», которые больше не определяются и заменены фонарями с переменной интенсивностью. Такие места не удаляются, но указываются сносками».

Эксперты высказали единодушное возражение против этой идеи. Председатель задал вопрос: — этот документ должен быть Правилом или предложением к Правилам; поправки должны меняться или только ссылки. Два правила по утверждению одного светового прибора транспортных средств — это неправильно.

В итоге решено: экспертам дома просмотреть эти 270 стр.; через несколько сессий будет рассмотрен этот «блестящий» подход, имеющий целью упростить процедуру по рассмотрению всех правил. Этот вопрос остается в повестке дня.

Рассмотрен большой круг вопросов, касающихся заметности транспортных средств категории L3, видимости и ослепленности от фар, установленных на этих транспортных средствах. В частности, для улучшения видимости и уменьшения ослепленности, создаваемой адаптивной системой переднего освещения (АСПО), предложено включить требования по регулировке горизонтального угла наклона (крена) основных фар при угловом крене мотоцикла. Это проект Добавления 10 к к 01 Серии изменений к Правилу № 53.

Предложено включить новые параграфы, это определения: «горизонтальный наклон», «система регулировки горизонтального наклона (HIAS)», «угловой крен», «сигнал», «генератор сигнала», включить параграфы, касающиеся контрольного сигнала, включающегося при отказе HIAS и др.

Альтернативный вариант IMMA в следующем: «В случае отказа HIAS ближнего света должно быть одно из двух:

1. возвращение автоматически, или

2. возвращение водителем к его (HIAS) к исходному положению без применения специальных инструментов, так что ближний свет правильно выровнен, когда мотоцикл в вертикальной позиции, как указано в § 5.4.

В дискуссии внесли 2 новых подпункта:

– определение угла испытания;

– система корректировки горизонтального наклона при ближнем свете и дальнем свете — (это откорректировано: раньше было: — водитель может вручную регулировать дальний свет, но не ближний свет).

Возник вопрос по процедуре испытаний: там только статика, а в динамике могут возникнуть несоответствия. Также надо смотреть, как действует АСПО на повороте. Предложено сделать заключительный документ с официальным номером от IMMA + Япония с учетом предложений стран. Обсуждение этого проекта Добавления 10 предполагается на следующей сессии GRE.

Для улучшения заметности мотоциклов Япония предложила изменить цвет переднего габаритного фонаря с белого на автожелтый (amber) — это Добавление 11 к 01 Серии изменений к Правилу № 53. Учитывая возникшие возражения экспертов, Япония представила компромиссную формулировку, чтобы передний габаритный фонарь был белый или желтый, а также новую формулировку количества установленных передних габаритных фонарей: «один или два, если белого цвета, или два (по одному с каждой стороны), если автожелтого (amber) цвета».

По вопросу цвета передних габаритных фонарей (amber position lamps — apl) GTB представила документ, в котором изложена негативная позиция IMMA относительно эксперимента с белым и желтым цветом излучения фонарей, представленного экспертами GRE на 61-й сессии. IMMA не принимает исследования JARI, на которые ссылается Япония, т.к. обоснованно считает, что имела место ошибка метода, и не соглашается, что испытания JARI показывают лучшую заметность «apl», чем «wpl» (белого габаритного фонаря). Кроме того, IMMA считает, что предложение Японии означает, что вся европейская продукция должна бы быть модифицирована, и это неприемлемо для IMMA ввиду отсутствия какой-либо выгоды. Договаривающиеся Стороны разрешили принять другой выбор. Япония имеет возможность разрешить «apl» в национальном законодательстве, как альтернативу Правилу № 53, и производителям будет разрешено продолжать обеспечивать оснащение мотоциклов желтыми габаритными фонарями для японского рынка. Нет необходимости делать обязательными «apl» в Правиле № 53.

С мнением GTB и IMMA можно только согласиться, учитывая, что многолетними фундаментальными научными исследованиями ученых из стран Европы и России установлено, что зрительный порог белых транспортных огней ниже, чем зрительный порог автожелтых (оранжевых — amber) огней, т.е. дальность видимости белого огня больше, чем оранжевого. (В Японии эти фундаментальные исследования, очевидно, не проводились).

Если учесть современные очень высокие скорости мотоциклов, то становится понятно, что гораздо важнее для безопасности движения наличие возможно большей дальности видимости сигнального огня, т.е. выгоднее, чтобы приближающийся сигнальный огонь был белого цвета.

Японские специалисты продемонстрировали экспертам GRE горящие белые и желтые (amber) передние габаритные огни на неподвижных мотоциклах в условиях различной яркости окружающего фона.

Впечатления российских экспертов.

1. Светит солнце, окружающий фон светлый. Видимой разницы между белыми и желтыми габаритными огнями практически нет; и если бы их поменять местами, то белые выглядели бы лучше.

2. Окружающее естественное освещение такое же, но мотоцикл поставлен в тени дерева. Белые габаритные огни, будучи на месте желтых, обозначили бы мотоцикл лучше, т.к. желтые габаритные огни могут сливаться с корпусом мотоцикла, если он еще по цвету близок к желтому («amber»).

3. Окружающее естественное освещение такое же, на мотоцикле включена фара. Мнение осталось как в (1) и (2).

Индия предложила включить в Правило 53 передний габаритный фонарь оранжевого (amber) цвета как факультативный. Но это также невыгодно для безопасности движения на основании вышеприведенных свойств физиологической оптики. В ходе сессии IMMA занял компромиссную позицию в смысле возможности включения автожелтого (оранжевого — «amber») «apl» в качестве факультативного. Среди возражающих против автожелтого был эксперт Австрии.

Председатель призвал осторожно относиться к этому нововведению для Европы. В итоге решено к следующей сессии подготовить единую позицию IMMA и Японии. Обсуждение этого предложения отложено до следующей сессии.

Повышение заметности мотоцикла в дорожном движении за счет изменения расположения дневных ходовых фонарей (ДХФ) предложила IMMA. Суть предложения в увеличении расстояния, отделяющего освещающие поверхности ДХФ от теперешнего 240 мм до 420 мм, но не более. Однако это расстояние не применимо, когда ДХФ сгруппированы, скомбинированы или совмещены с какими-либо основными фарами или находятся внутри проекции фронтального силуэта мотоцикла на плоскость, перпендикулярную средней продольной плоскости мотоцикла. В качестве обоснования приведены антропометрические данные ширины человеческой фигуры, а также возможность встречного водителя при расстоянии между ДХФ видеть часть седока или мотоцикл позади ДХФ, т.к. необходимый яркостный контраст для этого может быть гарантирован. Для случая сгруппированных, скомбинированных или совмещенных ДХФ расстояние между ними может быть согласовано. А, учитывая, что на современных мотоциклах фонари монтируются на широком обтекателе, ДХФ могут быть видны на фронтальном силуэте мотоцикла. В состоявшейся дискуссии предложено также расстояние 600 мм между ДХФ или использование одного ДХФ. Поданные предложения будут рассмотрены на следующей сессии GRE.

В связи с современной тенденцией устанавливать на мотоциклы осветительные приборы (фары) высокой интенсивности в Правило № 113 предложено включить пункты, касающиеся светодиодных модулей. На мотоциклах выгодно устанавливать светодиодные модули в связи с их повышенной виброзащищенностью и общей надежностью.

Включение светодиодных модулей в основные фары Классов С и Д не требует изменения установленных фотометрических требований Правила № 113. Для включения светодиодных модулей в основные фары класса Е фотометрические требования идентичны требованиям, принятым на 59-й сессии GRE, включающие Класс Е с высокоинтенсивными газоразрядными источниками света в соответствии с Правилом № 99. Это предложение является проектом полного текста Правила № 113, базирующимся на прежних и текущих (от 2008 г.) документах.

При обсуждении проекта Правила № 113 внесены следующие изменения:

– разрешение на использование в фарах классов А, В, С, Д как одного, так и двух нитевых источников света;

– приведена методика фотометрирования основной фары (расстояние фотометрирования, размер чувствительной поверхности фотоприемника), приведен новый эскиз измерительного экрана для основных фар Классов А и В; приведен возможный новый п. 13 (Переходные положения).

Решено с учетом высказанных замечаний подготовить новый текст Правила № 113, который будет направлен на WP.29.

GRE периодически проводит обсуждение изменений к Венской Конвенции по Дорожному Движению (1968 г.).

Цель изменений — ввести в Венскую Конвенцию положения, которые обеспечили бы применение последних технологий/разработок (конструкций), касающихся применения автомобильного освещения в дорожном движении.

На 61-й сессии GRE обсуждался документ, подготовленный экспертами GTB в 2005 г. и представляющий собой проект изменений к Венской Конвенции.

В частности, предложено включить определения фар дальнего и ближнего света и дневного ходового фонаря, являющихся частью адаптивной системы переднего освещения и правила их применения, условия применения передних противотуманных фар, условия применения на территории страны транспортных средств, оснащенных фарами с асимметричным световым пучком для оппозитного направления движения, изменить величины координат цветности для красного и оранжевого (amber), включить требования к рабочим эталонным источникам света для проверки колориметрических характеристик сигнальных устройств с заменяемыми и незаменяемыми бесцветными и цветными источниками света, а также включить еще ряд изменений.

Пояснения экспертов GTB — авторов предложений к проекту изменений.

Принципиальные цели Венской Конвенции:

– разрешить автомобилям пересекать границы («международное движение»);

– быть основой для национального законодательства (это, главным образом, для дорожных правил, потому что технические правила находятся в ведении системы правил UNECE).

Следовательно, Конвенция должна включать все автомобили в условиях дороги.

В строгом законном значении задача GTB следующая:

– сравнить положение Конвенции и ее Приложения 5 с Правилами ECE;

– рассмотреть требования для адаптивной системы переднего освещения.

Однако, надо было бы иметь ввиду, что изменения к Конвенции происходят с временными интервалами в несколько лет, и следующий пакет изменений будет, вероятно, подготовлен через 4-5 лет.

По вопросу изменений Венской Конвенции предложено проведение совместной работы GTB и GRE.

В дополнение к утвержденной повестке дня рассмотрены еще шесть небольших вопросов, касающихся Правил №№ 87, 45, 23, 112, 98 и 6.

По Правилу № 87 (дневные ходовые фонари) обсуждалось предложение Германии к изменению текста Приложения 2 к Правилу № 87 в отношении размера знака одобрения. Изменения в этом Приложении предназначены для упорядочения положений относительно размера знака одобрения во всех существующих Правилах. В таких Правилах (например, R.6, R.7, R.38, …) размер 5 мм для знака одобрения считается достаточным.

Принимая во внимание, что недавно видимая поверхность дневного ходового фонаря была уменьшена с 40 см2 до 25 см2, существующий «большой» знак одобрения закрывает достаточно большую поверхность рассеивателя. В связи с этим размер «а» (диаметр круга) уменьшен с 12 мм до 5 мм, соответственно и другие размеры знака одобрения.

Предложение одобрено и направлено в WP.29.

По Правилу № 45 (устройства очистки фар) предложение касается редакционных изменений для пояснения применения испытательных процедур в отношении системы АСПО (AFS). В Приложении 9 описываются соответственные фотометрические процедуры в зависимости от конструкции системы, величины для испытаний предписаны в Приложении 4 к Правилу № 45. Указано также, что измерения должны быть выполнены в нейтральном положении. Это все было понято в дискуссии для подготовки такого документа.

Решено к следующей сессии GRE подготовить официальный документ.

По Правилу № 23 (фонари заднего хода для грузовых автомобилей и их прицепов). Предложение для проекта Добавления 16 к Правилу № 23 касается пояснения процедуры проверки колориметрических характеристик, описанных в п. 7 этого Правила, а для фонарей, оснащенных незаменяемыми источниками света, колориметрические характеристики должны быть проверены с источниками света, находящимися в фонаре в соответствии с п. 7.1 этого Правила. Эти требования исключили из Приложения 4. Решено к следующей сессии подготовить официальный документ.

По Правилу № 112 (основные фары, излучающие асимметричный пучок ближнего света)

Это предложение для проекта корректировки 2 к добавлению 8 к Правилу № 112 касается пояснения к тексту Правила, а именно: предложено изменить § 3.3 (по существу) и § 9 Приложения 1 (редакционные изменения).

«3.3. Основные фары с пучком ближнего света, сконструированные для соответствия требованиям обоих направлений движения (левостороннего и правостороннего) должны иметь обозначения, указывающие два положения оптического модуля или светодиодного модуля на автомобиле или нитевой лампы в отражателе; эти обозначения должны состоять из букв «R/D» для положения при правостороннем движении и букв «L/G» для положения при левостороннем движении».

Первоначально содержание § 3.3 означало, что даже основные фары, излучающие только дальний свет, должны бы быть обозначены «R/D» в позиции для правостороннего движения и буквами «L/G» в позиции для левостороннего движения. Дальний свет основных фар излучает симметричный световой пучок, так что нет необходимости отличать их, когда они применены в левостороннем движении или в правостороннем движении.

Упоминание § 5.9 недостающего для ссылки п. 9 карты сообщения, где общий объективный световой поток превышает 2000 лм. Включение «неприменимо» (n.а. — not applicable) как третьей возможности воспользоваться удобным случаем показать, что одобрение типа устройства не нуждается, чтобы быть в соответствии с такими специфическими требованиями, как те, что применяются в случае основной фары, излучающей только дальний свет. Предложение поддержано, а на следующей сессии должно быть представлено в виде официального документа.

По Правилу № 98 (основные фары с газоразрядными лампами) предложена корректировка 1 к Добавлению 10 к Правилу № 98. Касается включения светодиодных модулей. Оно было принято и стало добавлением 9. Впоследствии GTB предложила измененный документ, который был принят и стал добавлением 10.

Во все циклы испытаний фар добавлена фраза: «Дополнительный источник света или светодиодный модуль светового пучка для поворотов».

Предложены также другие корректировки.

Решено подготовить к следующей сессии официальный документ с учетом высказанных замечаний.

По Правилу № 6 (Указатели поворота)

Комментарии Индии по новому предложению для Правила № 6.

Предложено в Приложении 1 к Правилу № 6 показать, чем отличаются друг от друга указатели поворота категорий 1, 1а, 1b.

«Категория 1: для применения на расстоянии не менее, чем 40 мм от основной фары ближнего света и/или передней противотуманной фары.

Категория 1а: для применения на расстоянии более, чем 20 мм, но менее, чем 40 мм от основной фары ближнего света и/или передней противотуманной фары.

Категория 1b: для применения на расстоянии менее, чем 20 мм от основной фары ближнего света и/или передней противотуманной фары».

Индия привела пояснение к своему предложению.

Категория любого переднего указателя поворота зависит от расстояния между основной фарой ближнего света и/или передней противотуманной фарой. Существующее Правило № 6 не проясняет требования подобно Правилу № 48. Это может вызывать вопросы у испытательных органов, в то время как сертифицируемый фонарь указателя поворота имеет независимую форму от основной фары дальнего света. Следовательно, Индия считает, что вышеприведенные изменения разъясняют требования и также обеспечивают единообразие в требованиях, поддерживая их в двух различных Правилах. Поступило замечание Австрии, что в Правиле № 48 записано правильно, а здесь только Категории 1, 1а, 1b.

Предложено это проверить, и также Австрии и Индии подготовить официальный документ к следующей сессии.

Перспективные направления работ по тематике GRE:

– развитие глобального технического правила (учитывая, что появился спонсор — Китай) — главные направления касаются новых или усовершенствованных технологий: комбинация новой основной фары, новые передние противотуманные фары, светодиодные фары, адаптивная система переднего освещения, распределительная система переднего освещения, установка осветительных и светосигнальных устройств на мотоциклах;

– модернизация Правила № 48 — главные направления: автоматическое включение сигнала предупреждения об опасности; автоматическое включение основных фар ближнего света, установленных на автомобиле, оснащенном дневными ходовыми фонарями, в зависимости от окружающей наружной освещенности;

– решение вопроса по созданию электронной базы данных для обмена информацией в целях официального утверждения типа;

– модернизация Правила № 37 — пересмотр структуры Правила и критериев для включения в Правило источников света;

– модернизация Правил, касающихся светосигнальных устройств (изменение структуры);

– развитие Правил, касающихся установки световых приборов на мотоциклах с целью улучшения заметности мотоциклов в дорожном движении;

– модернизация Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968);

– исследовательская работа: фантом-эффект и вымывание цвета огней; адаптивная система переднего освещения нового поколения (с плавным изменением светораспределения при воздействии света встречных фар).

Выводы

1. Представленный материал будет использован для составления информации, передаваемой заинтересованным отечественным предприятиям.

2. С целью повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей целесообразно использовать в разработках световых приборов новые технологии, в частности: адаптивные основные фары с плавным изменением светораспределения при воздействии света встречных фар, автоматическое включение-выключение основных фар, высокоинтенсивные противотуманные фары Класса F3, энергоэкономичные светодиодные модульные источники света в фарах и фонарях.

Разработка Правил ЕЭК ООН на световые приборы — обеспечение безопасности движения автотранспортных средств

Эйдинов А.А., д.т.н., проф. / Латова В.Б., к.т.н. ФГУП «НАМИ»

В статье изложена информация, касающаяся деятельности рабочей группы по освещению и световой сигнализации ГДОС КВТ ЕЭК ОН в рамках 61-й сессии. Рассматриваются изменения требований в отношении нитевых источников света и предложения по модернизации П равил ЕЭК ОН №48, а также других нормативных документов.

DEVELOPMENT OF THE UNECE REGULATIONS REGARDING THE REQUIREMENTS FOR LIGHT DEVICES — SAFETY ASSURANCE OF the MOTOR VEHICLES movement

Eidinov A., PhD., Prof., Latova V., Dr., FSUE “NAMI”

The article provides the information concerning the activity of the working group regarding the light devices GRE UNECE ITC within the 61-th session. The changes concerning the requirements for the light, and proposals to modernize the ECE Regulations #48 as well as other regulatory documents are represented.