От редактора

Ура!!!

24 ноября Правительство Российской Федерации утвердило Изменение №1 к специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Промышленность может, наконец, спать спокойно: продажи автомобилей экологического класса 3 (аналог европейского ЕВРО 3) в России не будут остановлены 1 января 2010 года.

Ну а теперь остынем от радостных эмоций и оценим результат.

«Плюс» только один: ещё в течение двух лет «владельцы» заводов могут избежать повышения себестоимости автомобиля на величину от нескольких десятков до нескольких сотен рублей – в зависимости от категории и модели автомобиля.

А теперь посчитаем «минусы»:

1. Россия добавила к 5 годам своего отставания от графика применения экологических требований Европой ещё 2. Это вопрос не только имиджа страны (сегодня несовременно апеллировать к возвышенному), но и конкурентоспособности отечественной продукции. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что для поставок в страны ЕС у отечественных производителей есть модели и ЕВРО 4 и ЕВРО 5. Это мы только себя не любим.

2. Автомобильный рынок России вновь стал объектом повышенного интереса со стороны третьесортных компаний, стремящихся продать низкокачественную продукцию, ввоз которой в уважающие себя страны невозможен. Опять же, справедливости ради, «западные», включая японские, компании считают себе дешевле поставлять машины уровня ЕВРО 4 и ЕВРО 5 — ну не делать же специально для России устаревшую технику!

3. Работа конструкторских и технологических служб отечественных заводов по подготовке производства автомобилей нового экологического уровня, в большинстве случаев из экономических соображений привязанная к модернизации по многим другим свойствам, иногда далёких от экологии, оказалась пустой тратой средств и времени — через два года потребуется совсем другая модернизация. Это породило чувство ненужности этих служб как у их сотрудников, так и у «владельцев».

4. Поставщики компонентов, вложившие немалые средства в разработку конструкции и подготовку производства комплектующих нового поколения и рассчитывавшие компенсировать свои расходы получением обещанных заказов от автосборщиков, понесли убытки, для многих оказавшиеся губительными. А выжившие, наверняка, потеряли доверие к автозаводам, как партнёрам.

5. Затягивание до последнего момента принятия решения по Изменению №1 не оставило отечественным производителям и импортёрам, а также сертификационным службам времени для переоформления на новый срок «Одобрений типа» на транспортные средства уровня 3.

6. Ну и, наконец, удар по авторитету Правительства. Хотя, всё в логической связи: принятое Правительством решение о переносе сроков перехода на топливо, соответствующее экологическому уровню 4, не могло не вызвать желания (формально и частично обоснованного) у автопроизводителей тоже немножечко сэкономить на экологии.

Возможно, мы слишком драматизируем ситуацию? Тем более в преддверии самого популярного в России праздника Нового года. Так или иначе, с большими или меньшими потерями, но мы пережили этот наполненный не только плохими событиями, смутный 2009-ый.

Пожелаем нашим коллегам и друзьям, чтобы 2010 год стал годом реального выхода из кризиса.

Здоровья и благополучия Вам и Вашим близким! С Новым годом!

С уважением! А.Гусаров