Шасси в сертификации транспортных средств

Куликов А.В., заведующий отделом ВНИИНМАШ

УДК 006.01

«Одобрение типа шасси» — документ, посредством которого подтверждается соответствие незавершенного транспортного средства определенному набору требований безопасности, который изготовитель незавершенного транспортного средства установил и согласовал с органом по сертификации, подготавливающим такое «одобрение типа».

Незавершенное транспортное средство первого этапа изготовления (шасси) может иметь в зависимости от предназначения широкий разброс в стадиях завершенности. Наиболее известный случай — шасси с кабиной для изготовления грузового автомобиля общего назначения. В этом случае изготовитель второго этапа устанавливает в общем случае лишь кузов (например, бортовую платформу) и необходимые светотехнические приборы, отсутствовавшие на шасси. Далее, по мере уменьшения состояния завершенности, могут существовать менее часто используемые варианты шасси:

– автобусное шасси без кузова для автобусов рамной конструкции;

– автобусное шасси без кузова для автобусов каркасной конструкции (обычно поставляется в виде технологически соединенных задней моторной тележки и передней тележки с управляемым мостом);

– грузовое шасси без кабины для изготовления транспортных средств со специальной кабиной;

– грузовое шасси с частично собранной кабиной (как правило, без задней стенки) для изготовления транспортных средств со специальной кабиной;

– шасси легких и средних грузовых автомобилей с передней частью кабины для изготовления автомобилей-домов;

– передняя часть шасси легких переднеприводных грузовых автомобилей без кабины для изготовления автомобилей-домов.

Очевидно, что набор требований безопасности, выполнение которых обеспечивает производитель шасси, будет существенно меняться в соответствии с вышеперечисленными вариантами. Практически, этот набор требований в каждом конкретном случае отражается в форме разделительного перечня, представляемого изготовителем комплектного транспортного средства в соответствии с п. 2.4 Главы II «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов». Теоретически, объемы обеспечиваемых изготовителем шасси требований, отражаемых в разделительных перечнях в зависимости от вышеперечисленных вариантов, могли бы выглядеть следующим образом (табл. 1).




Примечания.
+ обеспечивается производителем шасси при условии сохранения производителем комплектного транспортного средства конструкции и комплектации исходного шасси; — не обеспечивается производителем шасси; n.a. не применяется.
1) обеспечивается производителем шасси в том случае, когда не нарушается установленное производителем шасси распределение осевых нагрузок комплектного транспортного средства, притом что центр тяжести надстройки (кузова) находится в пределах зоны, заданной производителем шасси (размеры ВЕР-Н103, ВЕР-Н104, ВЕР-L103, BEP-L104 по ГОСТ Р 52851-2007 «Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Условные обозначения».
2) обеспечивается производителем шасси в том случае, когда комплектное транспортное средство не выходит за рамки признаков принадлежности к типу, в отношении которого производителем шасси было подтверждено соответствие Правилам ЕЭК ООН №№83, 24, 49 или 96.
3) обеспечивается производителем шасси в отношении устройств освещения и световой сигнализации, стационарно установленных на шасси.
4) обеспечивается производителем шасси в отношении ремней безопасности, точек их крепления в том случае, если они установлены на сиденье, и подголовников сиденья водителя в том случае, если это сиденье установлено на шасси.
5) обеспечивается производителем шасси в отношении звукового сигнала без учета его установки.
6) в отношении замка на рулевой колонке.
7) обеспечивается производителем шасси в том случае, когда комплектное транспортное средство не выходит за рамки признаков принадлежности к типу, в отношении которого производителем шасси было подтверждено соответствие Правилам ЕЭК ООН №51.
8) обеспечивается производителем шасси только в отношении стекол, установленных им в кабине.
9) обеспечивается производителем шасси в отношении шин передней оси.
10) обеспечивается производителем шасси в отношении защитных устройств, устанавливаемых на шасси.



Производимые российскими автозаводами шасси практически во всех случаях представляют собой первый из упомянутых выше вариантов, т.е. шасси с кабиной. (В Европе доля выпускаемых шасси с кабиной составляет 95% от общего количества выпускаемых шасси). В качестве исключения можно привести пример производимых в небольшом количестве автобусных шасси для автобусов НЕФАЗ, относящихся к 3 варианту в вышеприведенной таблице. Причина, по которой автомобильные заводы не производят специализированные шасси для грузовых автомобилей, объясняется тем, что специализированные шасси не могут проходить по основному конвейеру, а специальные производственные участки не могут окупиться из-за небольших объемов и нерегулярности заказа. Поэтому специализированные шасси по вариантам 6 и 7 в вышеприведенной таблице, как правило, создаются из стандартных шасси с кабиной по 1 варианту самими производителями надстроек. Специализированные шасси по вариантам 8 и 9 не производятся отечественными автомобильными заводами, поскольку отсутствует производство автодомов.

Учитывая все вышесказанное, оформление сертификационных документов при изготовлении транспортных средств на шасси можно разделить на две фазы: «обезличенную», работы по которой проводит только сам производитель шасси, и «адресную», привязанную к конкретному изготовителю комплектного транспортного средства. В первой фазе оформляются такие документы, как «Заключение о соответствии шасси установленным требованиям» и, в будущем, — «Одобрение типа шасси». Во второй фазе, при взаимодействии производителя шасси с конкретным «надстройщиком» и с органом по сертификации, оформляются протокол разрешения применения покупного изделия (шасси) и разделительные перечни в отношении ответственности производителя шасси и «надстройщика» за выполнение тех или иных требований сертификации

И в первой, и во второй фазах производитель шасси устанавливает определенный перечень требований, выполнение которых он берет на себя. Однако если в первом случае этот перечень является достаточно условным, поскольку производитель шасси не имеет в виду какого-то конкретного «надстройщика» и не знает, в какой мере установка конкретной надстройки повлияет на выполнение сертификационных требований со стороны производителя шасси, то во втором случае набор требований, выполнение которых подтверждается производителем шасси, является результатом совместного с «надстройщиком» анализа. Как правило, набор требований в разделительных перечнях, обеспечение соответствия которым производитель шасси берет на себя, сокращается (по крайней мере, не увеличивается) по сравнению с набором требований в сводном листе «Заключения о соответствии шасси установленным требованиям». Если в качестве примера рассмотреть ситуацию, когда производитель надстройки удлиняет раму, то в этом случае из первоначального набора требований, выполнение которых гарантируется производителем шасси, и включенного в сводный лист «Заключения о соответствии шасси установленным требованиям», должны быть исключены при разработке разделительных перечней как минимум требования по тормозам и по устойчивости и управляемости.

Для очень редких случаев сертификации с использованием специальных автобусных шасси, отбор требований для сводного листа «Заключения о соответствии шасси установленным требованиям» требует особо тщательного анализа. Это связано с большим количеством требований обязательной сертификации, ответственность за которые переносится на изготовителя автобусного кузова. (см. «Шасси в сертификации транспортных средств» — Журнал автомобильных инженеров (ААИ №6 (53) 2008). Понятно, что шасси такого рода редко выпускаются на открытый рынок. Обычно производитель шасси связан с кузовостроителями — потребителями его шасси экономическими и техническими отношениями уже с начала производства шасси и следовательно знает, каким образом, в зависимости от того или иного вида кузова, могут разделяться между двумя производителями выполняемые обязательные требования. Это помогает при определении «водораздела» между обязанностями двух производителей, но не гарантирует того, что разделение будет проведено корректно.

Задача органа по сертификации или испытательной лаборатории — проверить обоснованность предлагаемого разделения ответственности, особенно во второй фазе, на этапе сертификации комплектного транспортного средства. В качестве примера такого критического подхода можно привести случай сертификации автобусов, изготавливаемых на шасси одного из наиболее известных зарубежных производителей, когда при проведении сертификации было признано необоснованным закрепление за производителем шасси (по предложению самого производителя шасси) ответственности за выполнение таких обязательных требований, как «Установка звуковых сигнальных приборов» — Правила ЕЭК ООН №28, «Внешний шум» — Правила ЕЭК ООН №51, а также «Электромагнитная совместимость» — Правила ЕЭК ООН №10.

При определении границ ответственности следует учитывать также иногда встречающийся случай, когда при изготовлении комплектного транспортного средства изменяется его категория. Для исключения недоразумений, связанных с этим, изготовитель шасси должен при подготовке разделительных документов оценить вероятность перехода в иную категорию, чтобы сделать необходимые оговорки.

Значимость вопроса определения набора требований, входящих в зону ответственности производителя шасси, меры этой ответственности и условий ее выполнения повышаются с введением «Одобрения типа шасси» — документа, статус которого существенно выше, чем статус «Заключения о соответствии шасси установленным требованиям». Неправильно определенная ответственность производителя шасси в части выполнения обязательных требований при оформлении «Одобрения типа шасси» может стать причиной серьезных противоречий при взаимодействии производителя шасси с «надстройщиком» и их обоих — с органом по сертификации. В принципе, производитель шасси при проведении сертификации в первой фазе (т.е. сертификации шасси перед выпуском на открытый рынок, без привязки к конкретному изготовителю комплектного транспортного средства) может установить меру своей ответственности за выполнение каждого требования из полного набора требований при сертификации лишь четырьмя основными формулами:

1. «После завершения изготовления комплектное транспортное средство, изготовленное на данном шасси, будет соответствовать требованиям данного стандарта в том случае, если изготовитель комплектного транспортного средства не внесет изменений в узлы и агрегаты, являющиеся объектом регламентации данного стандарта».

Пример: Если шасси с кабиной оснащено сидениями, требования Правил ЕЭК ООН №17 по прочности сидений и мест их крепления (имеются в виду шасси транспортных средств категории N1) на комплектном транспортном средстве будут выполнены, если изготовитель комплектного транспортного средства не внес изменений в конструкцию сидений и мест их крепления.

2. «После завершения изготовления комплектное транспортное средство, изготовленное на данном шасси, будет соответствовать требованиям данного стандарта в том случае, если при изготовлении комплектного транспортного средства будут соблюдены условия и выполнены требования, установленные изготовителем шасси в отношении данной системы и указанные в соответствующих документах».

Пример: Соответствие комплектного транспортного средства требованиям Правил ЕЭК ООН №13 «Тормозные системы» обеспечивается производителем шасси в том случае, когда не нарушаются установленные производителем шасси величина максимальной допустимой массы и распределение осевых нагрузок комплектного транспортного средства, при том, что центр тяжести надстройки (кузова) находится в пределах зоны, заданной производителем шасси (см. сноску 1) к таблице).

3. «Конструкция данного шасси (незавершенного транспортного средства) не влияет существенным образом на соблюдение требований данного стандарта».

Пример: При изготовлении транспортного средства на шасси без кабины, производитель шасси не может взять на себя ответственность за выполнение требований таких стандартов как Правила ЕЭК ООН №29 «Прочность кабины», Правила ЕЭК ООН №43 «Безопасные стекла» и ряда других, непосредственно обеспечиваемых производителем комплектного транспортного средства, устанавливающего в данном случае кабину.

4. «Требования данного стандарта выполняются в той мере, в которой комплектация данного шасси позволяет провести оценку соответствия данному стандарту. Полная оценка соответствия должна быть проведена для комплектного транспортного средства».

Пример: Оценка соответствия требованиям Правил ЕЭК ООН №48 «Установка устройств освещения и световой сигнализации» шасси с кабиной может быть проведена только в отношении устройств, установленных на шасси в состоянии поставки. Комплектация шасси устройствами освещения и световой сигнализации отражается в Приложении 1 к «Одобрению типа шасси» (проект технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», Приложение 6, Дополнение 2 Форма «Одобрения типа шасси»).

Аналогично может быть обусловлена ответственность за выполнение таких стандартов как Правила ЕЭК ООН №10 «Уровень радиопомех и электромагнитная совместимость», №28 «Звуковые сигналы», №43 «Безопасные стекла» и др.

Задавая объем обязательных требований, выполнение которых производитель шасси берет на себя, в документах, оформляемых при выдаче «Одобрения типа шасси», необходимо оговорить условия, при которых гарантируется выполнение его обязательств по соблюдению сертификационных требований. В первой фазе многоэтапной сертификации при формировании сводного листа «Одобрения типа шасси» — Приложение 1 к «Одобрению типа шасси» (проект технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», Приложение 6, Дополнение 2 Форма «Одобрения типа шасси») — целесообразно, вне зависимости от степени достройки шасси, указывать в списке все требования, предъявляемые к транспортным средствам данного типа, сопровождая те позиции, по которым ответственность производителя шасси неочевидна или обусловлена, примечанием в виде одной из четырех формул, перечисленных выше. Ниже приводится пример заполнения сводного листа «Одобрения типа шасси», предлагаемого для обычного грузового шасси с кабиной и без кабины.

Приложение 1. Шасси с кабиной и капотное шасси без кабины
Таблица распределения ответственности за выполнение требований Директив ЕС 70/156 (98/14)