149-я сессия Всемирного форума по гармонизации требований в области автотранспортных средств

Cостоялась в Женеве 9 – 11 ноября 2009 года

УДК 341.16


Открывая сессию, директор отдела транспорта Европейской Экономической Комиссии ООН госпожа Е. Молнар не преминула подчеркнуть растущую представительность и значимость Форума в глобальных вопросах улучшения окружающей среды и повышения безопасности дорожного движения. Возрастает внимание к Форуму и со стороны государственных органов стран-участниц Соглашений, в которых исполнительным органом является WP.29, а также стран, пока лишь присматривающихся к ним. В частности, на Форуме присутствовали и выступили начальник отдела промышленности Правительства Российской Федерации М.Ю. Кузнецов и директор департамента Министерства транспорта Японии г-н М. Наито. В качестве «присматривающейся стороны» на сессии зафиксирована делегация Пакистана. Выступление М.Ю. Кузнецова, подтверждающее приверженность Российской Федерации принципам международных соглашений в области безопасности транспортных средств, приведено в приложении к статье. Выступления г-на М. Наито коснёмся ниже.

Г-жа Е. Молнар упомянула также значение для мирового сообщества первой межминистерской конференции по безопасности дорожного движения, состоявшейся в Москве 19-20 ноября. (К сожалению, на момент подготовки издания Декларация конференции не готова и будет опубликована в следующем номере журнала). Сессией принято 44 новых документа – поправки к действующим правилам ЕЭК ООН (Соглашение 1958 г.), новые ГТП и поправки к действующим (Соглашение 1998 г.). Перечень рассмотренных документов приведен в таблице. Все документы, принимаемые Форумом, имеют существенное значение, поскольку предусматривают ужесточение или конкретизацию технических требований и методов испытаний, однако среди них обычно имеются немногие, являющиеся этапными. На 149-ой сессии таковыми явились поправки к Правилам № 14, ужесточившие требования к наличию на транспортном средстве мест для крепления удерживающих систем; поправки к Правилам № 83, формализовавшие давно ожидаемые требования уровня Евро 5 и 6; и поправки к Правилам № 64, установившие требования к системам контроля давления в шинах (TPMS). Этапные эксплуатационные требования к бортовым системам диагностики Правил № 49 будут приняты на следующей сессии, причиной переноса явилась необходимость внесения некоторых уточнений в текст этого важного и сложного документа.

Безусловно, большое значение для промышленности в целом имеют вновь принятые ГТП по выбросам вредных веществ внедорожной мобильной техникой (не путать с автомобильной техникой, используемой в условиях бездорожья и подпадающей под регулирование Правилами ЕЭК ООН №№ 49 и 96). Как и все ГТП, этот документ устанавливает всемирную гармонизированную процедуру и методику испытаний без каких-либо нормативных требований. Но он рекомендован к использованию в национальном техническом законодательстве и может служить упрощению международной торговли за счёт применения единых методов испытаний.

Кстати, об упрощении мировой торговли. В выступлении г-на М. Наито из Японии и затем в подробной презентации его коллеги г-на Наоко (док. WP.29-149-11) обоснована целесообразность выработки мировой гармонизированной процедуры одобрения типа транспортного средства (IWVTA) и предложен план работы над ней. Авторами указывается, что при очевидных экономических преимуществах учреждения процедуры IWVTA, мировое сообщество ещё не готово к этому, поскольку правилами Соглашения 1958 года покрывается лишь частъ требований конструктивной и экологической безопасности, применяемых в практике обязательной сертификации. В связи с этим страны вынуждены применять дополнительные национальные или региональные предписания и собственную процедуру ОТТС. Для учреждения IWVTA необходимо согласовать концепцию процедуры одобрения, перечень требований, разработать международные предписания по свойствам, по которым пока ещё не выработаны Правила Соглашения 1958 года. Предложен временной график работы: утверждение Форумом WP.29 «дорожной карты» в марте 2010 года, подготовка проекта для рассмотрения Форумом к марту 2014 года и принятие проекта в марте 2015 года. Предложение было поддержано Международным объединением автопроизводителей (OICA), делегацией США. Представитель Евросоюза довольно вяло высказался о целесообразности такой работы. Делегат от Российской Федерации, подчеркнув, что с технической точки зрения работа над предложением целесообразна и реальна, отметил, что для его реализации необходимо желание и политическая воля руководства, в первую очередь, европейских стран. Не секрет, что ЕС WVTA имеет, прежде всего, экономическое предназначение, ограждая европейский общий рынок от нежелательной конкуренции и продукции невысокого технического уровня (порой ощутимо более дешёвой) наличием, возможно, не слишком строгих, но значительных технических требований. Принятие IWVTA лишит Европу возможности использования технических барьеров, точнее, механизма реализации процедур одобрения типа, для сдерживания продукции новых стран, в первую очередь, Китая, Индии и т.д.

Регулярно представляя в «Журнале ААИ» информацию о деятельности Всемирного форума для согласования Правил в области транспортных средств (WP.29) и его групп экспертов, Административный орган Российской Федерации в рамках Женевского Соглашения 1958 года надеется на её использование в практической деятельности заводов-изготовителей, организаций, связанных с сертификацией автомототранспортных средств, а так-же на получение отклика специалистов и предложений для подготовки позиции российской делегации в органах Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН.

Полный текст документов, рассмотренных на сессиях Всемирного форума WP.29, размещён на сайте Европейской экономической комиссии ООН ttp://www.unece. org/trans/main/wp29. Перевод основных документов на русский язык доступен на сайте http://documents.un.org.


Выступление

начальника отдела промышленности Правительства Российской Федерации М.Ю. Кузнецова на 149-й сессии Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств (WP.29)

Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые дамы и господа!

Благодарю Вас за предоставленную возможность выступления и хочу поприветствовать всех участников 149-й сессии Всемирного форума.

Наша страна высоко ценит результаты, достигнутые Всемирным форумом, в деле повышения безопасности и улучшения экологических характеристик автотранспортных средств. Правительство Российской Федерации считает, что наиболее эффективным фактором обеспечения конструктивной безопасности автомобильной техники является создание в России условий для применения международных технических правил, принятых Всемирным форумом.

Очередным важным шагом в этом направлении является принятие в сентябре этого года Правительством Российской Федерации технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Регламент устанавливает требования безопасности к автомобильной технике в виде прямых ссылок на Правила ЕЭК ООН, а также Глобальные технические правила. Аналогичный подход к внедрению Правил ЕЭК ООН в российское национальное законодательство был применен ранее в системе сертификации механических транспортных средств и принятом в 2005 году техническом регламенте «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Объем применяемых Российской Федерацией Правил ЕЭК ООН в национальном законодательстве постоянно возрастает. В частности, сегодня объем обязательных требований составил 73 Правила ЕЭК ООН, новый регламент, который вступает в силу в сентябре 2010 года, устанавливает обязательность применения 112-ти Правил ЕЭК ООН и ГТП по безопасности пешеходов. Я надеюсь, что члены делегации России на ближайших сессиях Всемирного форума более подробно познакомят Вас с содержанием этого документа.

Правительство Российской Федерации высоко ценит возможность участия наших экспертов в деятельности Всемирного форума и его рабочих групп по глобальному согласованию требований к безопасности и экологическим характеристикам автотранспортных средств. С 1986 года Россия как правопреемник СССР участвует в Женевском Соглашении 1958 года, а также участвует в Венском Соглашении 1997 года о технических осмотрах и в Глобальном Соглашении 1998 года с момента их заключения. Пользуясь предоставленной возможностью, хочу еще раз заявить о приверженности идеям трех названных соглашений, входящих в сферу компетенции Всемирного форума.

Участие в глобальном согласовании требований к автотранспортным средствам является одним из важных условий, обеспечивающих выход российских автомобилей на мировой рынок, а также открывает доступ зарубежной автомобильной техники на российский рынок, принимая во внимание, что она соответствует аналогичным требованиям безопасности в рамках действующих международных соглашений.

Как и в других странах мира, в условиях экономического кризиса Правительство Российской Федерации оказывает поддержку национальной автомобильной промышленности, которая составляет существенную часть национальной экономики. Меры государственной поддержки касаются частичной компенсации государством процентных ставок по кредитам на покупку изготовленных в России автомобилей, закупку отечественных автомобилей для государственных нужд и другие, не менее важные меры. Правительство Российской Федерации также поддерживает локализацию производства автомобилей в России, что обеспечивает создание новых рабочих мест. Все это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

Как и другие страны, имеющие развитую автомобильную промышленность, Российская Федерация разделяет озабоченность мирового сообщества воздействием автомобильного транспорта на процессы глобального изменения климата и заинтересована в развитии энергосберегающих технологий, снижении выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в транспортном секторе. Правительство Российской Федерации считает, что продвинуться вперед в направлении решения проблемы можно только консолидировав усилия всего мирового сообщества. В этой связи мы поддерживаем деятельность Всемирного форума, направленную на снижение негативного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду.

Вместе с тем, Правительство Российской Федерации озабочено ситуацией с дорожно-транспортным травматизмом. Рост автомобильного парка не должен сопровождаться ростом количества дорожно-транспортных происшествий, а тем более, числа погибших и раненых в дорожных авариях. В России не самая лучшая ситуация с дорожно-транспортным травматизмом. Поэтому Правительство Российской Федерации приняло федеральную целевую программу повышения безопасности дорожного движения, рассчитанную на 2006-2012 годы, предусматривающую комплекс разноплановых мер во всех элементах системы «водитель – автомобиль – дорога». Хотя действие этой программы демонстрирует положительные тенденции снижения дорожно-транспортного травматизма, ситуация оставляет желать улучшения.

Разделяя озабоченность мирового сообщества проблемой роста дорожно-транспортного травматизма, поднимаемую, в том числе, на уровне Организации Объединенных Наций, Российская Федерация принимает в Москве с 18 по 20 ноября 2009 года Первую глобальную конференцию министров по безопасности дорожного движения. Высоко оценивая опыт Всемирного форума в практических шагах по повышению конструктивной безопасности автотранспортных средств, Российская Федерация приглашает всех участников Всемирного форума на московскую конференцию по безопасности дорожного движения, справедливо полагая, что их знания и опыт будут там весьма востребованы.

Благодарю за внимание!


НОВЫЕ ПРАВИЛА, ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ (ГТП) И ПОПРАВКИ К ДЕЙСТВУЮЩИМ ДОКУМЕНТАМ СОГЛАШЕНИЯМ 1958 И 1998 гг., ПРИНЯТЫЕ НА 149-ой СЕССИИ WP.29






Применяемость Правил ЕЭК ООН № 49 и 83