ОТ РЕДАКТОРА

В последние дни уже ушедшего 2009 года я стал невольным свидетелем переписки конструкторской элиты некоторых российских автозаводов по поводу политики технического развития отрасли.

Поводом явилась заметка в газете «Самарское обозрение», сообщившая о позиции Главного конструктора ОАО «АВТОВАЗ» Евгения Шмелёва, выступившего против превращения предприятия в площадку по сборке лицензионных автомобилей «Renault-Nissan». Согласно информации в газете, концепция стратегического развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2014 года такова: в ближайшем будущем с производства должны быть сняты «классические» модели и «Самара». Их место займут новые автомобили, первым из которых будет «RF 90» на платформе «Рено». Позже в производство поступит автомобиль низкой ценовой категории на платформе «Калины».

Главный конструктор предприятия, выражая мнение ведущих специалистов Научно-технического центра, выступил с критикой этого проекта на Совете Главных конструкторов России, который возглавляет председатель правительства РФ Владимир Путин, и направил ему тезисы своего выступления. В них, в частности, говорится, что новая стратегия ВАЗа - это «поэтапное преобразование предприятия в сборочное производство лицензионных автомобилей с утратой собственной компетенции разработки автомобиля по полному циклу».

Кроме того, конструктор указал на остановку, согласно новой стратегии, находящихся в завершающей стадии разработок платформы С и нового двигателя с рабочим объемом 1,8 л, утверждая, что эти разработки выше по уровню, чем лицензионные автомобили, которые должен будет выпускать «АВТОВАЗ». «Эти разработки проводились в тесном сотрудничестве с авторитетными инжиниринговыми фирмами, прошли аудит технических специалистов фирм «Magna», «FIAT», «Renaul»t, были публично представлены на международных форумах специалистов и получили достойную, документально подтвержденную оценку», пишет конструктор.

Шмелев просил В.Путина вернуть стратегию ВАЗа на доработку и обеспечить ее новое обсуждение «на основе публичной состязательности мнений». Как отмечает издание, Шмелев не исключил, что вскоре оставит свой пост главного конструктора «АВТОВАЗа» (видимо, не по своей воле — А.Г.).

Комментируя заметку, один из перспективных молодых конструкторов «Группы «ГАЗ», пишет своему руководителю: «один в один наша ситуация — никто не услышит, все равно». Знаю, что такого же мнения придерживаются специалисты УАЗа, других наших автозаводов, как тех, которые кое-как выживают, имея в своей линейке уникальные российские модели, так и тех, которые находятся на последней стадии умирания. Они считают, что до сих пор стратегия создания иностранных автосборочных предприятий в России ничего не дала традиционной российской промышленности: производство современных высокотехнологичных компонентов в страну не пришло, качество западных автосборок является темой, ограниченной рамками этих же автосборок. При этом прекращено финансирование собственных разработок под предлогом их бесперспективности.

Правда, как пишет один из руководителей «Объединённого инженерного центра «Группы «ГАЗ», «наступает ясность в мозгах, что нужно делать, исчезает чувство подавленности и надежды «на доброго дядю». Кстати, этот настрой подтверждается и высшими руководителями страны, провозгласившими корректировку курса с импортозамещения на инновационное развитие. Симптоматичным является и анализ путей развития российского автопрома, сделанный Минпромторгом России (доклад «бостонской группы»), в котором перспектива признаётся за «агрессивным» сценарием, нацеленным на возвращение национальной промышленности на рынок собственной страны и объёмный выход на зарубежные рынки.

Всё так. Но пока это только анализ, прогнозы и пожелания. Концепции развития отечественной автомобильной промышленности как не было, так и нет. Как и концепции «АВТОВАЗа» и любого другого нашего производителя в отдельности. И мы продолжаем терять даже то, что наработали.

И по поводу возможного вынужденного ухода со своего поста Главного конструктора «АВТОВАЗа» Шмелёва Е.Н., один из аксакалов конструкторского корпуса П.М. Прусов сказал: «Шмелёва защитить у нас ещё сил хватит. А вот спасти ВАЗовскую инженерную школу, давшую мировому автопрому не одну концептуальную идею, включая кроссовер «Нива», или многочисленных талантливых конструкторов, боюсь, уже не удастся».