68-я международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

9-10 декабря 2009 года, г. Дмитров

Основной целью конференции явилось обсуждение мер по внедрения технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», вступающего в силу в сентябре 2010 года, а также направлений международной стандартизации в области безопасности конструкции АТС.

В работе конференции приняли участие 233 специалиста из 102 отечественных и зарубежных организаций и компаний — изготовителей автомобилей и автокомпонентов, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и стран СНГ. Заслушано 27 докладов и сообщений. Проведены «круглый стол» по вопросам практического применения технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» и семинар для специалистов по сертификации автомототехники по теме «Проекты новых Правил и поправок к действующим Правилам, обсуждающиеся в группах экспертов КВТ ЕЭК ООН (GRRF — вопросы торможения и ходовой части, GRPE — загрязнение воздуха и экономия энергии, GRB — шум, GRSG — общие предписания безопасности, GRSP — пассивная безопасность, GRE — вопросы освещения и световой сигнализации)».

Правление благодарит всех членов Ассоциации и специалистов, нашедших возможность принять участие в конференции, а также руководство ФГУП «НАМИ» за её организацию и проведение.

Ниже публикуются Решение 68-ой конференции (приложение 1), текст письма по некоторым проблемам технического регулирования на имя Президента Российской Федерации (приложение 2) и план конференций ААИ на 2010-2011 гг. (приложение 3).

Приложение 1

РЕШЕНИЕ

68-й международной научно-технической конференции ААИ «Техническое регулирование в области автотранспортных средств»

г. Дмитров 9-10 декабря 2009 г.

Стоящие перед отечественным автомобилестроением задачи требуют кардинального пересмотра структуры и организации производства, сокращения сроков доведения новой продукции от конструктора до потребителя, повышения уровня её конструктивной и экологической безопасности и качества.

На фоне экономических проблем техническое регулирование продолжает оставаться областью, где происходят заметные перемены. В частности, с учётом экономических проблем в нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности приняты (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. № 956) изменения к техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ», на 2 года отодвинувшие переход на уровень требований Евро 4. Приводимая в качестве обоснования причина переноса — отсутствие необходимого топлива на АЗС страны, справедлива лишь частично — необходимое количество топлива имеется, отсутствует система распределения топлива по стране, обеспечивающая его поставки по регионам. Здесь же и недостатки технического регулирования, не предусматривающего возможность дифференцированного применения требований по регионам в зависимости от их экономических и дорожно-климатических особенностей, как это имеет место, например, в США.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября № 720 принят технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств», ставший очередным, в целом, прогрессивным этапом развития отечественной системы сертификации автомототехники, приближающим уровень требований в области безопасности конструкции к европейскому. Предстоит большая работа по реализации регламента как промышленности, так и властям, в том числе создание базы стандартов по методам испытаний на соответствие требованиям регламента, дооснащение испытательной базы отрасли как в части комплектных транспортных средств, так и компонентов.

Работа над регламентом подтвердила необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области технического регулирования. В частности, целесообразно уравнять в правах национальные стандарты Российской Федерации, учитывающие особенности эксплуатации в нашей стране, с международными, в том числе, разрешением ссылки на них в технических регламентах. Это позволило бы сделать последние более стройными, логичными и динамичными. В этой связи особое значение приобретает разработка закона о стандартизации, при этом закон «О техническом регулировании» должен быть коренным образом переработан или заменён на закон о подтверждении соответствия.

Также вызывает обеспокоенность предложение об упрощенном применении на территории Российской Федерации национальных стандартов стран — экспортёров продукции, что неизбежно вызовет неразбериху в системе подтверждения и контроля её соответствия требованиям безопасности и экологии, а так-же создаст дополнительные конкурентные трудности для отечественных производителей. Важным является комплекс вопросов, связанных с участниками процедуры подтверждения соответствия продукции требованиям регламента. Наконец, представляется целесообразным определить полномочия и ответственность федеральных органов исполнительной власти в области подтверждения соответствия, стандартизации, аккредитации, разработки технических регламентов. Что касается безопасности автотранспортных средств, сегодня таких ведомств 5: Минпромторг России, Минтранс России, МВД России, Минздравсоцразвития России, МЧС России, причём их действия зачастую разрознены. Отсутствуют эффективные процедуры и финансирование проведения контроля соответствия серийной продукции, поступающей на рынок, уровню требований, подтверждённому при сертификации. В результате испытаний образцов автомобильной техники, закупленных в авторизованной торговой сети установлено, что более половины из них не соответствует установленным требованиям.

В конференции приняли участие 233 человека из 102 организаций. Во время конференции проведен «круглый стол» по вопросам применения технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» и ежегодный семинар по тематике групп экспертов Всемирного форума по вопросам гармонизации правил в области транспортных средств (WP.29).

По итогам обсуждения конференция решила:

1. Продолжить работу по разъяснению положений технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», используя для этого проведение тематических семинаров в рамках ААИ, ОАР, НАПАК, НАПТО, публикаций в СМИ.

2. Принять к сведению информацию, что Советом Главных конструкторов подготовлена сводка предложений отечественных автопроизводителей по внесению изменений в технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств». Просить разработчиков регламента организовать проведение до конца января 2010 г. согласительного совещания по данному вопросу.

3. Поддержать предложение Совета Главных конструкторов об инициировании разработки комментариев к техническому регламенту «О безопасности колёсных транспортных средств». Правлению ААИ обратиться с соответствующей инициативой в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

4. Поддерживая выступление Президента Российской Федерации на заседании Госсовета в г. Ульяновске 24 ноября 2009 г. о проблемах технического регулирования, Правлению ААИ направить на имя Д.А. Медведева предложения по совершенствованию законодательства на основе дискуссий и решений конференций Ассоциации (текст направленного письма прилагается).

5. Признать необходимым скорейшую аккредитацию и развитие компетентных, независимых испытательных лабораторий (Технических служб Соглашения 1958 года), способных проводить полноценные испытаний по техническому регламенту «О безопасности колёсных транспортных средств». Рекомендовать рассмотреть при этом возможность использования лабораторной базы исследовательских служб заводов-производителей. Просить Минпромторг России рассмотреть возможность финансирования развития базы независимых и заводских испытательных служб.

6. Учитывая вступление в силу с 1 января 2010 года Соглашения о таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, просить Минпромторг России дать разъяснения по порядку контроля соответствия ввозимых транспортных средств требованиям технических регламентов Российской Федерации.

7. Исполкому ААИ опубликовать материалы 68-й конференции в «Журнале автомобильных инженеров» и на сайте Ассоциации.

Председатель Оргкомитета конференции, Президент ААИ
В.Л. Четвериков

Председатель Рабочей группы по подготовке и проведению конференции,
Председатель Всемирного форума по гармонизации правил в области автотранспортных средств WP.29
Б.В. Кисуленко

Приложение 2

1/09-121 от 14 декабря 2009 г.

Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Техническое регулирование является одним из важнейших вопросов, находящихся в центре внимания Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) — общественной организации, целью которой является привлечение интеллектуального потенциала инженерной общественности для решения технических и организационных проблем автомобильной промышленности, производителей автокомпонентов и эксплуатирующих организаций автотранспорта страны. Участие Ассоциации в реформе технического регулирования в значительной степени способствовало принятию первого в России технического регламента по выбросам вредных веществ транспортными средствами (Постановления Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 и от 26 ноября 2009 г. № 956), а также технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720).

В то же время, несмотря на казалось бы более быстрое, чем в других отраслях промышленности продвижение реформы (технического регулирования в автомобилестроении), члены Ассоциации полностью разделяют высказанное Вами на заседании Госсовета 24.11.2009 г. в г. Ульяновске мнение о несовершенстве действующего в Российской Федерации законодательства о техническом регулировании. Основанием для такой поддержки является тот негативный опыт, который был накоплен при разработке вышеназванных технических регламентов. Необходимо отметить, что первый технический регламент смог увидеть свет только благодаря отступлению от некоторых основополагающих принципов закона «О техническом регулировании» в редакции 2002 года, в частности, принят Постановлением Правительства и основан на прямой ссылке на международные Правила Женевского соглашения 1958 года, к которым официально присоединилась РФ.

Новая редакция закона «О техническом регулировании» от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ устранила часть недостатков, благодаря чему стало возможно принять второй, более всеобъемлющий регламент о безопасности колёсных транспортных средств. Однако при его разработке наиболее отчетливо проявилось все несовершенство закона «О техническом регулировании». Хотелось бы назвать некоторые из основных недостатков, принципиальные в отношении транспортных средств (ТС).

1. Автотранспортные средства являются объектом повышенной опасности не только для пользователя, но и для многочисленных пассажиров (общественный транспорт), пешеходов, жителей прилегающих к транспортным магистралям и дорогам районов и т.д. Состояние конкретного ТС на протяжении жизненного цикла может изменяться, и эти изменения могут быть причиной нанесения вреда пользователю и окружающим. Закон же регламентирует отношение к ТС при сертификации, как к простому бытовому прибору, допуская использование конкуренции при установлении требований и контроле безопасности ТС, что совершенно недопустимо.

2. Закон № 65-ФЗ дал возможность применения в отношении ТС международных требований и методов оценки свойств безопасности и экологии путем ссылки на Правила Женевского соглашения 1958 года, участницами которого, кроме Российской Федерации и стран Евросоюза, являются более 40 стран Европы, Азии, Африки. При этом каждое Правило содержит в себе как требования, так и методы оценки их реализации в конструкции ТС. В техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств» сделаны ссылки на 112 Правил ЕЭК ООН. Учитывая, что каждые из Правил насчитывают от 50 до 500 страниц текста, графиков и таблиц, можно представить, насколько увеличился бы объём регламента, если бы не был применён метод ссылок. Однако следует иметь в виду, что ежегодно к действующим Правилам принимается от 100 до 150 поправок и изменений, которые, в соответствии с законом «О техническом регулировании», необходимо вносить в технический регламент постановлениями Правительства. Содержание этих документов слишком специфично и конкретно, чтобы Правительство тратило на них время. Необходимо делегирование полномочий по включению в технический регламент поправок, изменений и других дополнений к Правилам какому-то уполномоченному органу федеральной власти. Раньше с такими функциями успешно справлялся Госстандарт России.

3. Если в отношении международных Правил существует возможность их применения ссылочным порядком, то в отношении национальных стандартов законом «О техническом регулировании» установлена определенная дискриминация, запрещающая ссылки на них. Действующий в отношении автотранспортных средств фонд обязательных государственных стандартов насчитывает более 170 документов. Учитывая требования закона, для включения в технический регламент они были «распакованы», в результате чего требования к продукции оказались оторваны от методов её испытаний. Тем самым в результате мы получили технический регламент, неработоспособный в отношении национальных требований, учитывающих разнообразные дорожно-климатические условия эксплуатации транспортных средств в России. Документ объемом около 500 страниц труден для прочтения, восприятия, реализации и актуализации. Кроме того, он требует внесения изменений в более чем 20 тысяч нормативно-технических и конструкторско-технологических документов предприятий всего лишь с целью замены в них ссылок на национальные стандарты ссылками на регламент. Непроизводительные расходы на эту работу, по самой скромной оценке, составят около 10 млн. руб., что сопоставимо с объемом средств, выделяемых на закупку автомобильной техники по госзаказу.

4. Вместе с тем, выражаем крайнюю озабоченность возможностью прямого применения на территории России зарубежных нормативных правовых актов, регламентов, директив и стандартов в области технического регулирования, о которой в последнее время всё чаще говорят в прессе чиновники самого высокого уровня, предлагая внести соответствующие изменения в закон «О техническом регулировании». Если такие предложения будут приняты, на законодательном уровне будут закреплены конкурентные преимущества для импортёров АТС, а также иностранных операторов инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ. В отношении ТС это означает, что из США мы должны будем разрешить ввоз автомобилей, не соответствующих российским (а, следовательно, общеевропейским) требованиям по тормозам, светотехнике и т.п., создавая дополнительные проблемы с безопасностью на своих дорогах. При этом такая техника сможет эксплуатироваться исключительно в пределах РФ, поскольку её не пустят в режиме международных перевозок в европейские, да и в соседние азиатские страны. Признание законодательства Китая, основанного на давно устаревших европейских требованиях, от которых даже РФ ушла на 5-7 лет вперёд, даст несомненное преимущество продукции этой страны. Ну а главное – взамен мы не получим никаких встречных положительных мер в отношении отечественной продукции ни на одном из зарубежных рынков. Учитывая различия в законодательствах стран – производителей ТС, поступающих на российский рынок, непонятно, что должны будут контролировать органы надзора за безопасностью автотранспортной техники на всех этапах её обращения.

В связи с изложенным, для приведения системы технического регулирования в соответствие с международнопринятыми нормами и правилами, в том числе с требованиями Соглашения по техническим барьерам ВТО, мы полагали бы целесообразным приостановить действие Федерального закона «О техническом регулировании» и переработать его с учетом уже имеющейся практики. Лихорадочные попытки внести в него до конца года изменения могут нанести огромный вред промышленности, так как приведут к неуправляемому процессу применения в технических регламентах и стандартах всего нужного и ненужного, окажут непоправимое действие на конкурентоспособность российских товаров и практически не позволят использовать методы нетарифного регулирования в защите российского рынка.

Одновременно с переработкой закона «О техническом регулировании» нам представляется необходимым ускорить принятие федерального закона «О стандартизации», который позволил бы определить цели и задачи стандартизации и установить соответствующий статус национальных стандартов.

Просим поддержать.

С уважением,
П.М. Прусов, д.т.н., вице-президент ААИ

Межрегиональная общественная организация Член FISITA

141800, Дмитров-7, Московская область, Россия
Телефон: (495) 994-9915; (985) 7737037
Факс: (495) 993-9916;
e-mail: aae@autorc.ru, autorc@autorc.ru
www.autorc.ru