Информация о семинаре «Технический уровень бензинов и дизельных топлив, применяемых в автомобильной технике в странах ЕЭС»

Повышение качества моторных топлив является одним из важных факторов выполнения программы Правительства Москвы по снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на загрязнение окружающей среды – таков был лейтмотив семинара, организованного ФГУП «НАМИ», Ассоциацией автомобильных инженеров РФ и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, который состоялся 15 декабря 2009 г. в конференц-зале «ФГУП НАМИ».

В работе семинара приняли участие представители Объединения автопроизводителей России, Ассоциации Европейского бизнеса в России, Департамента природопользования и охраны окружающей среды.

Производителей топлив представляли компании ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Роснефть, Газпром нефть, Московский НПЗ, ВНИИ НП.

Во вступительном слове на семинаре, заместитель руководителя Департамента Вакула М.А. отметила настоятельную необходимость улучшения экологической ситуации в Москве, в том числе за счет перехода на использование моторных топлив, соответствующих по экологическим показателям современным европейским стандартам.

Программа улучшения экологической ситуации в Московском регионе базируется на требованиях, определенных техническими регламентами, принятыми Постановлениями Правительства РФ: «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»; «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», а также Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 № 952-ПП.

На диаграмме представлены значения приведенных выбросов вредных веществ легковыми автомобилями различных экологических классов.

Из представленных данных следует, что агрессивность выбросов автомобилей Класса 0 (Евро-0) в пять-десять раз выше агрессивности выбросов автомобилей современного технического уровня (Класса 3 и выше).

Переход на использование современной автомобильной техники, вместо устаревшей, является кардинальным решением экологической проблемы автомобильного транспорта. Однако для этого требуется значительное время и большие материальные затраты.

Улучшение показателей качества моторных топлив для автомобилей может быть эффективной и оперативной мерой, направленной на повышение чистоты атмосферного воздуха, в первую очередь, в крупных городах страны – Москве и Санкт-Петербурге.

Одной из целей проведения семинара на тему «Технический уровень бензинов и дизельных топлив, применяемых в автомобильной технике в странах ЕЭС», по замыслу организаторов, было обобщение европейского опыта в области законодательства и технического регулирования качества топлив в Европе, знакомство российских производителей топлив и автомобилей с практикой введения новых стандартов в Европе, с проблемами, которые возникают при переходе с одного стандарта на другой, показать пути их решения.

Ответы на эти вопросы дал в своем выступлении представитель компании БАСФ, ведущий эксперт по технологиям улучшения качества топлив, Людвиг Фелкель, приглашенный в качестве основного докладчика на семинар.

Др. Фелкель остановился на вопросах разработки и соответствия качества топлив техническому уровню парка автомобилей.

Компания БАСФ накопила огромный опыт применения моющих присадок для улучшения качества топлива всех категорий, начиная от качества ниже Евро 2, и кончая уровнем Евро 5 и 6.

Применение новейших технологий присадок БАСФ в моторных топливах позволило в короткие сроки существенно снизить количество вредных выбросов в атмосферу от автомобилей в странах ЕЭС.

Несмотря на существование единых европейских стандартов в Европе, изложенных в Директивах Совета Европы и Всемирной топливной хартии, существуют и региональные подходы в вопросах регулирования качества автомобильной техники и топлив. Интересен, например, опыт Германии, где применение передовых технологий техники и топлив поощряется снижением налогов.

Докладчик отметил важную роль разработки прозрачной системы одобрений качества топлив.

Для Москвы, чей парк автомобилей более чем на 20% состоит из техники экологических классов 3 и выше, и непрерывно растет, очень важным является обеспечение автомобилей этих классов моторными топливами соответствующего уровня.

Полученная информация для организаторов и участников семинара стала еще одним ценным вкладом в подготовку предложения Правительству РФ о внесении изменения в технический регламент по топливам, согласно которому разрешается субъектам РФ вводить в более ранние сроки более высокие экологические классы моторных топлив (класса 3 и выше), т.е. раньше 2011-2012 года, как это указано в регламенте по топливам.

В выступлениях участников семинара отчетливо прозвучала мысль, что решение сложнейших вопросов экологии требует немедленных действий, но успех возможен только при объединении усилий всех заинтересованных сторон – законодателей, производителей автомобильной техники, производителей топлив.

Участники семинара были ознакомлены с научно-исследовательской базой ФГУП «НАМИ» по испытаниям топлив и смазочных материалов для автомобильной техники. Большой интерес вызвал единственный в России стенд для испытания автомобильных бензинов на двигателе Мерседес-Бенц М102Е по методу СЕС F-05-93, который является общепринятым для стран ЕЭС.