Юбилейный 80-й Международный автомобильный салон в Женеве

Швейцария — страна точных часов и заснеженных гор, а с недавнего времени и международный автомобильный центр, где именитые концерны демонстрируют человечеству свои последние достижения в создании «сверх новых» моделей.

В этом году в Женеве открылся юбилейный 80-й международный автомобильный салон (International Motor Show Geneva), на котором более 50 крупнейших производителей показали свои новейшие разработки в области технологий и дизайна, в основном ориентированных на компактность и экологичность. Тенденции таковы: снизить токсичность, совершенствуя непосредственный впрыск на бензиновых двигателях, используя двойное сцепление Dual Clutch System (DCS), уменьшая турбонаддув на дизелях или применяя двигатели меньшего объема. Люксовые бренды, стремясь остаться «в русле» мирового течения, выходят на новый для них сегмент рынка, демонстрируя компактные «малолитражки». Так, например, Aston Martin привез концепт автомобиля особо малого класса — 2-местный, 3-дверный «Cygnet», а Audi — новую «A1» — 3-дверный, 4-местный хэтчбек. В тоже время BMW Mini демонстрирует свой первый CUV (кроссовер), с полным приводом, оборудованным и турбодизелем, и бензиновым двигателем. А концерн Volkswagen выставляет новый «Cross Golf», который займет новую нишу, где-то между автомобилями SUV и MPV.

Но тенденция «позеленения» конструкции автомобиля, выражающаяся прямо-таки в чрезмерно интенсивном росте числа экспонатов с гибридным силовым агрегатом или тяговым электродвигателем, буквально «давит». Электромобиль «А1 e-tron» — первый в сегменте «B-класса» от Audi с компактным роторным двигателем/генератором Wankel. Литиево-ионная батарея обеспечит передвижение на дистанцию около 48 км. Электродвигатель, мощностью от 45 кВт до 75 кВт, вкупе с генератором 254 см3, мощностью 15 кВт, разгонят автомобиль до 100 км/ч за 10,2 секунды. Заявленный общий максимальный пробег на одной зарядке — 250 км. При этом средний расход всего лишь 1 л на 100 км, а экологические характеристик по выбросам CO2 45 г/км, что выводит «А1 e-tron» к экологическому классу 6. Концерн Toyota также порадовал своим гибридом в сегменте «С-класса». Компания Honda привычно выпустила автомобиль с заявкой на спортивность «CR-Z», но впервые электрический. Итальянцы и те, не желая отставать от мировых тенденций, представили всеобщему вниманию Ferrari «Hybrid», к двигателю V12 которого добавили 100-сильный электромотор. В общем, все участники выставки старались показать, что на данном этапе стратегический продукт — электромобиль и то, что их концепт самый экологичный, демонстрируя общественности показатели CO2 на кузовах. На самом деле победителей нет, ввиду того, что отличия лишь во внешнем виде и сегменте того или иного автомобиля и концепта.

Дизайн и эргономика различных демонстрационных моделей претерпели, в общем, схожую тенденцию к приплюснутости и добавлению ребра в экстерьере передней части автомобилей, что придает их внешности большую агрессивность и мускулистость. Также этому способствует единообразное горизонтальное расположение решеток радиатора. Особое внимание уделяется «макияжу», который вечером преображает автомобиль, акцентируя взгляд на «глазах» при помощи световых эффектов дизайна передних фар. Например, Citroen «Survolt» или концептуальный Peugeot «5» cо светодиодной светотехникой. В отношении стилистики кузовов седанам «обрезают хвосты» путем увеличения угла наклона заднего стекла и отодвигая задние стойки за заднюю ось, что придает автомобилю стремительность за счет плавности линий, которая типична для хэтчбеков, столь любимых большинством потребителей.

В дизайне интерьера автомобилей наблюдается активное применение космических тем. Центральная консоль придвинута ближе к водителю, развернута «под руку» и выступает в качестве основного информационного поля. Все чаще в нее интегрируется большой сенсорный экран. При этом нижняя часть центральной консоли, на которой располагается управление климатом, наоборот, отодвигается дальше от водителя. В стандартных комплектациях автомобилей все чаше появляются яркие цветовые решения отделки салона. Так, например, Ford «Focus», Ford «KA» или Audi «A1» демонстрируют двух- или трех- цветные варианты обшивки сидений, используя сочетания черного, серого и желтого или красного и белого, или темно-серого, черных тонов. При этом форма сидений все больше принимает ярко-выраженную спортивность с усиленной боковой поддержкой.

Также на автосалоне множество стендов тюнинг-ателье. Например, швейцарская компания Rinspeed показала двуместный электромобиль UC длиной менее 2,6 м. А итальянские ателье фантазируют на тему Alfa Romeo: Stile Bertone представила футуристическое купе Alfa Romeo Pandion, а Pininfarina к 80-летию ателье и 100-летию Alfa Romeo подготовила концептуальный «Spider».

Из китайцев представлен только BYD, однако не из-за его продвинутости в техническом уровне или качестве продукции, а возможностях в разработке электромобилей и, в частности, батарей для них. Высшие руководители МВ и BMW заявили о своих соглашениях с BYD в связи с этим.

Большинство руководителей мировых автомобильных концернов при этом сходится во мнении, что традиционный ДВС, как бензиновый, так и дизельный, послужит человечеству ещё не одно десятилетие, безусловно, совершенствуясь. Так, Клаус Дрегер, шеф технических служб БМВ, говоря о направлениях модернизации бензиновых двигателей своей компании, называет применение турбонаддува, и, как следствие, уменьшение объёма двигателя, применение непосредственного впрыска топлива снижение трения. Компания продолжает работу над процессом бедного сгорания HCCI. Пройденным этапом является внедрения вспомогательных агрегатов с повышенной эффективностью. Примечательно, что оптимизация объёма двигателя и сокращение за счёт этого неоправданных тепловых потерь берётся на вооружение как компаниями, в модельном ряду которых имеются 2-х цилиндровые двигатели (TWIN AIR, ФИАТ), так и производители автомобилей с V-образными шестерками и восьмерками, зачастую конвертирующими их в рядные двигатели.

Политики, особенно хозяйственники, имеют различное мнение относительно перспектив применения «зелёных» автомобилей, по крайней мере, сроках перехода. Примечательно в этом отношении мнение Президента Швейцарской Республики Дорис Лёйтхард в интервью, которое она дала швейцарскому журналу «Авторевю». Отмечая незыблемость поставленных целей по СО2, отдавая должное достижениям автомобилестроителей в разработке электромобилей, она, тем не менее, как должностное лицо и как потребитель подчёркивает неготовность сейчас и проблемы в будущем электромобилей: высокую стоимость, малый запас хода, необходимость создания энерговырабатывающей базы, отсутствие инфрастуктуры для зарядки батарей и, в конечном итоге, неудобства для пользователя. Госпожа Лёйтхард полагает, что развитие может осуществиться, когда им заинтересуется бизнес. Она также не ожидает запрета на применение автомобилей с большим выбросом СО2, просто налоговая система сделает такое удовольствие доступным лишь немногим.