АССОЦИАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПОЗДРАВЛЯЕТ КОЛЛЕКТИВ УЧЁНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ В СВЯЗИ С ПРИСУЖДЕНИЕМ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ И ПРИСВОЕНИЕМ ЗВАНИЯ «ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ»:

Ипатова Алексея Алексеевича — доктора экономических наук, профессора, Заслуженного экономиста Российской Федерации, генерального директора ФГУП «НАМИ» — руководителя работы;

Гируцкого Ольгерта Ивановича — доктора технических наук, профессора, Заслуженного машиностроителя Российской Федерации, 1-ого заместителя генерального директора ФГУП «НАМИ» по научной работе;

Занозина Сергея Георгиевича — директора Дивизиона «Автобусы» ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», в настоящее время — председателя правления ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ»;

Гаронина Дмитрия Львовича — директора по НИОКР Дивизиона «Автобусы» ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», в настоящее время — технического директора ООО «Центральный Торговый Дом "Русские автобусы»;

Маковецкого Виктора Владимировича — директора по стратегическому развитию ОАО «Голицынский автобусный завод»;

Зацепилова Константина Ивановича — главного конструктора ООО «Ликинский автобусный завод»;

Чайкина Игоря Евгеньевича — главного конструктора ООО «Павловский автобусный завод»;

Колотыгина Владимира Валерьевича — главного конструктора ООО «КАВЗ»;

Гаронина Льва Самойловича — кандидата технических наук, зав. отделом автобусов ФГУП «НАМИ», в настоящее время — генерального директора ООО «НАМИБУС»;

Горелова Алексея Владимировича — генерального директора ООО «Инвестиционная компания «Техмашинвест».

за работу «КОМПЛЕКСНАЯ РАЗРАБОТКА И ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ В МАССОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА МАЛЫХ, СРЕДНИХ, БОЛЬШИХ И ОСОБО БОЛЬШИХ АВТОБУСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗОК » (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 221).

Автомобильная промышленность, и автобусостроение в частности, в 90-х годах прошлого века находились в серьезном кризисе, из-за чего в страну хлынул поток зарубежных подержанных автобусов, а отечественные заводы практически простаивали. Переломить ситуацию можно было, лишь изменив коренным образом продуктовую линейку автобусных заводов под востребованный спрос рынка, объединив усилия отечественной науки, техники и производства.

Главной задачей этой работы стало создание автобусов, отвечающих перспективному уровню требований безопасной и комфортной перевозки людей, и модернизация технологии производства для их массового выпуска. При этом авторы добились максимальной унификации, что позволило снизить издержки производства, повысить ремонтопригодность в эксплуатации, уменьшить номенклатуру запасных частей, унифицировать инструмент и техническое обслуживание. Решались задачи востребованности автобусов на рынке и привлекательности для пассажиров:

а) выполнение перспективных экологических требований всеми созданными моделями;
б) выполнение всех требований безопасности, в первую очередь Правил ЕЭК ООН № 107;
в) повышение ресурса и надежности автобусов и увеличение гарантийных обязательств изготовителей;
г) улучшение эргономики автобусов с целью снижения усталости водителя;
д) повышение комфортабельности проезда.

Особенностями Российской Федерации являются разнообразие условий эксплуатации автотранспортных средств на огромной территории и значительные отличия регионов по экономическим возможностям закупок транспорта для общественных перевозок. Поэтому авторский коллектив предложил разработать два типоразмерных ряда автобусов: более доступных по цене, с высоким уровнем пола и повышенной проходимостью; и перспективных низкопольных, более комфортных, но и более дорогих.

Первый разработанный типоразмерный ряд

Первый разработанный типоразмерный ряд представлен малыми автобусами ПАЗ-3204, средними КАвЗ-4230, семейством больших и особо больших автобусов ЛиАЗ- 5256, -5293 и -6212, и большими ГолАЗ-5291.

Автобус КАвЗ-4230 впервые в России заполнил нишу средних автобусов и характеризуется повышенным уровнем комфорта и безопасности. Серийное производство этих автобусов организовано в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Эта работа награждена Дипломом «За особый вклад в реализацию национального приоритетного проекта «Образование» Всероссийского форума «Образовательная среда-2007» .

Основой муниципального парка автобусов являются автобусы большой и особо большой размерности. Базовой моделью этой части ряда является большой городской автобус ЛиАЗ-5256. Логичным шагом стало создание на его базе максимально унифицированного с ним особо большого шарнирносочлененного автобуса ЛиАЗ-6212. В автобусе использовано шарнирное сочленение наиболее прогрессивной конструкции. Творческим успехом авторов явилось создание низкопольной версии ЛиАЗ-5293 на базе автобуса ЛиАЗ-5256 при сохранении агрегатной базы.


Второй — перспективный, низкопольный — типоразмерный ряд

Второй — перспективный, низкопольный — типоразмерный ряд автобусов создавался с применением компьютерного моделирования на принципах «единого поперечного сечения автобуса». Он включает в себя автобусы: малый ПАЗ-3237, средний (в разработке), большой ЛиАЗ-5292, особо большой одиночный (трехосный) ГолАЗ-6228 и особо большой шарнирно-сочлененный ЛиАЗ-6213. В конструкции больших и особо больших автобусов заложены возможности создания унифицированных с ними троллейбусов.

Описанный типоразмерный ряд дополнен автобусом ГолАЗ-6291 большой размерности, предназначенный для перевозок пассажиров на регулярных межрайонных и межобластных маршрутах.

На базе выполненных исследований определена оптимальная конструкция особо большого одиночного (трехосного) автобуса с двумя управляемыми осями (первой и третьей), которая была впоследствии освоена в производстве на Голицынском автобусном заводе.

Комфортабельность проезда обеспечена высокой плавностью хода и стабильным уровнем пола благодаря современной пневматической подвеске, низким уровнем шума, эффективными системами микроклимата и вентиляции.

Разработанные конструкции автобусов стимулировали развитие и применение прогрессивных высоких технологий. Высокий технический уровень автобусов подтвержден 18-ю патентами, результатами сертификационных испытаний в России и за рубежом (ТЮФ-Германия, ТЮФ-Венгрия) на соответствие международным требованиям активной и пассивной безопасности (Правила ЕЭК ООН) и перспективным экологическим нормам. Благодаря этому, а также широкой унификации, удобству технического обслуживания и ремонта, развитой дилерской и сервисной сети, емкий российский рынок автобусов более чем на 80% (более 800 млн. долл. США) принадлежит отечественным производителям. В целом выпускается более 80-ти модификаций автобусов (в том числе, помимо перечисленных ранее, полноприводных, в северном исполнении, для перевозки инвалидов и др.) с годовым выпуском в 2007 году около 22,5 тыс. штук, что является крупнейшим производством в Европе.

Таким образом, высокий технический уровень и конкурентоспособность продукции Дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ» позволили отечественным автобусным предприятиям преодолеть жесткую конкуренцию со стороны зарубежных автобусов и занять доминирующие положение на российском автобусном рынке.