По результатам 69-й конференции ААИ

А.М. Завьялов, д.т.н., проректор СибАДИ по научной работе

В.В. Робустов, д.т.н., Председатель Омского отделения ААИ


17-19 марта 2010 года в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ, г. Омск) прошла 69-я Международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров на злободневную тему: «Какой автомобиль нужен России?». На фоне резкого снижения производства и реализации отечественных автомобилей тема является и актуальной, и сложной.

Для нас 69-я конференция была уже четвёртой Международной научно-технической конференцией ААИ на важную и многоплановую тему отечественного автомобилестроения. Выбор темы и проведение конференции в Омске было инициировано СибАДИ, при поддержке Правительства Омской области и Администрации города Омска.

СибАДИ — старейший автодорожный вуз Сибири. Осенью этого года он будет отмечать свой 80-летний юбилей. Сегодня вуз имеет в своем составе 6 факультетов: «Автомобильный транспорт», «Автомобильные дороги и мосты», «Транспортные и технологические машины», «Промышленное и гражданское строительство», «Информационные системы в управлении», «Экономика и управление», научно-исследовательский центр, центр инновационных технологий обучения, институт повышения квалификации, военную кафедру и учебный военный центр. Академия готовит специалистов в области высшего профессионального, дополнительного и послевузовского образования. Ведутся исследования по следующим научным направлениям:

- повышение надежности и безопасности автомобилей для зимней эксплуатации в условиях Сибири и Крайнего Севера;
- ресурсосберегающие технологии производства строительных материалов и изделий;
- математическое моделирование и системный анализ, управление и обработка информации в промышленности и транспорте;
- надежность и долговечность машин и оборудования на транспорте и в машиностроении;
- транспортные системы городов и регионов;
- повышение эффективности и эксплуатационных показателей автомобилей и двигателей внутреннего сгорания;
- социально-экономические аспекты развития региона и др.

Подготовка автомобильных инженеров, бакалавров и магистров по двум направлениям и 7 специальностям, в том числе педагогов профессионального обучения проводится на факультете «Автомобильный транспорт». Здесь создан технопарк, который поддерживает новые научные разработки и проекты.

Таким образом, СибАДИ сегодня — это крупный образовательный и научно–исследовательский центр инновационного типа.

Организаторы конференции понимали, что тема «Какой автомобиль нужен России?» слишком сложна и многогранна, чтобы дать простой и исчерпывающий ответ на её вопрос. Безусловно, этот автомобиль должен быть безопасным, экологически чистым, эффективным, то есть все тенденции мирового автомобилестроения актуальны и в нашей стране. В то же время очевидными факторами эксплуатации автомобильного парка в России являются разнообразные в экстремальном диапазоне климатические условия и преобладание плохих дорог. Наличие нефте- и газодобычи, особенно в труднодоступных сибирских регионах делает актуальным расширение ассортимента применяемых топлив, в частности, за счёт сжатого природного газа, газоконденсата. Малая плотность населения в сибирских регионах, особенно в северных частях, ставит вопрос о целесообразности одинаковой регламентации свойств конструктивной безопасности и экологии одновременно во всех регионах страны. Перечень таких особенностей можно продолжить, причём было бы неправильным трактовать их как обоснование для отставания от графика движения мировой автомобильной промышленности и транспорта. Где-то этот график не соответствует возможностям нашей экономики, где-то передовые технологии непригодны для использования в реальных условиях тех или иных регионов, а где-то Россия способна быть мировым лидером.

Решениями предыдущих конференций ААИ в Омске подчёркивалось, в частности, важное для регионов Сибири и Крайнего Севера значение адаптации автомобилей к суровым климатическим условиям зимней эксплуатации. Под влиянием низких температур существенно ухудшаются потребительские качества автомобилей: затрудняется пуск двигателя, чаще наступают отказы на маршруте, о своём несовершенстве жёстко напоминает система жизнеобеспечения экипажа в сильные морозы и т.п. 80% территории России находится в зоне холодного климата, а в условиях Крайнего Севера температура зимой опускается до -60°С и ниже. Использование неадаптированных к этим условиям автомобилей приводит к многочисленным жертвам водителей и пассажиров в результате замерзания их на пустынных трассах в сильные морозы, не говоря об экономических потерях при транспортировке грузов. Поэтому один из основных выводов конференции — автомобиль для России должен быть работоспособным, надёжным, безопасным и комфортным для экипажа при низких температурах окружающей среды.

Реализация этого общего тезиса в реальности зависит от законодателей, местных властей, бизнеса. В частности, в результате более ранних конференций на схожую тему были разработаны требования к конструктивной безопасности АТС, предназначенных для эксплуатации в регионах с холодным климатом, однако статус добровольности их применения не изменил ситуацию.

Основываясь на потребностях реальной эксплуатации, в холодных регионах получил распространение тюнинг автомобилей с их адаптацией к низким температурам. Однако частные предприниматели, осуществляющие этот тюнинг, зачастую не обладают ни должными возможностями, ни, во многих случаях, необходимыми знаниями. Необходим целенаправленный подход к решению проблемы, включающий как разработку самого понятия «автомобиль для холодного климата», так и рекомендаций для создания специальной модификации с использованием базовой модели. Учитывая это, по инициативе СибАДИ был разработан проект организации «Автосборочного завода «северных» автомобилей» (АЗСА) в г. Омске. Положительно оценивая важность и необходимость этой инициативы, Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области включило проект АЗСА в Межрегиональную инновационную программу развития транспортного машиностроения «Сибирское машиностроение» на 2010-2014 гг.

Важным элементом безопасности эксплуатации автомобилей в малонаселённых районах с экстремально холодным климатом может стать применение средств спутниковой навигации в сочетании с коротковолновой радиосвязью, обеспечивающей полную информацию не только о местонахождении автомобиля, но и о состоянии его систем, связанных с возможностью безопасного передвижения. Специалисты ряда предприятий Омска и СибАДИ разработали концепцию такой системы и элементы её аппаратного обеспечения.

Участники конференции отметили, что особенности эксплуатации автомобилей в экстремальных дорожноклиматических условиях РФ, её Северных регионов, недостаточно учтены вступающим в силу техническим регламентом «О безопасности колёсных транспортных средств» и обратились с просьбой к Минпромторгу России доработать его. Были затронуты вопросы подготовки кадров для транспортных организаций, эксплуатирующих автомобильную технику в регионах с холодным климатом.

В работе конференции приняли участие более 300 специалистов из Омска, Москвы, Челябинска, Тюмени, Красноярска и др., в том числе 26 докторов и 56 кандидатов наук, заслушаны 46 докладов. Представленные на конференцию доклады отражали направления развития автомобильной отрасли, транспортной политики, результаты исследований, выполненных ведущими специалистами различных научных школ и направлений.

Надеемся, что результаты конференции будут весомым вкладом в дальнейшее развитие отечественной автомобильной промышленности и транспорта, помогут установлению плодотворных связей между специалистами, учеными и деловыми кругами в интересах технического прогресса в автомобилестроении и транспортном комплексе России.

Решение 69-й конференции ААИ (постановляющая часть)

1. С учётом задач реализации программ, связанных с освоением природных ресурсов Крайнего Севера, в частности Арктического шельфа, отметить возрастающую актуальность создания автомобилей «северного» исполнения для регионов Сибири и Крайнего Севера, в том числе доработкой серийных автомобилей на специализированных производствах. В связи с этим отметить инициативу СибАДИ по организации подобного производства в г. Омске, как пример решения актуальной региональной проблемы с привлечением местных финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Участники конференции поддержали просьбу СибАДИ к Правительству Омской области изыскать возможность финансирования данного Проекта в рамках программы «Сибирское машиностроение».

2. Рекомендовать отделению ААИ в г. Омске разработать и направить в Минпромторг России предложения по уточнению технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» в части требований к автомобилям «северного» исполнения с введением собственно термина «автомобиль «северного» исполнения».

3. Отметить как важный фактор обеспечения безопасности эксплуатации автомобилей в северных регионах Российской Федерации, необходимость их оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и новыми средствами коротковолновой связи, способными автоматически передавать данные о координатах автомобиля или экипажа, а так-же данные с других датчиков его технического состояния по заданным адресам с целью организации общего транспортного мониторинга и оказания экстренней помощи экипажу автомобиля при чрезвычайных ситуациях. Принять к сведению информацию СибАДИ, Омского НИИ приборостроения о высокой степени проработки системы мониторинга транспорта с использованием средств КВ связи.

Рекомендовать Омскому отделению ААИ, СибАДИ и ОНИИПу подготовить и передать в Минтранс России и Минпромторг России предложения по созданию системы мониторинга, включающей мероприятия по организации серийного выпуска аппаратуры и оснащению ею транспортных средств, работающих на Крайнем Севере России.

4. Учитывая особенности структуры топливных ресурсов нефтедобывающих регионов, отметить перспективность применения в качестве топлива для автомобилей и технологической техники газового топлива различной природы и способов получения, в том числе с добавками т.н. синтез-газа (СО + Н2), улучшающего процесс сгорания топливной смеси в ДВС.

Рекомендовать СибАДИ совместно с заинтересованными организациями продолжить исследования в этом направлении с проведением стендовых и эксплуатационных испытаний автомобилей.

5. В связи с потребностями региона в услугах по сертификации продукции автомобилестроения и наличием в СибАДИ специалистов в сфере автомобилестроения, в том числе аттестованных экспертов, материальной базы, актуализированного фонда нормативных правовых актов и доступа к информационно-правовым системам, рекомендовать СибАДИ проведение комплекса мер, включающих:

• аккредитацию на базе кафедры «Автомобили и тракторы» СибАДИ лаборатории по сертификации автомобилей северного исполнения и компонентов для них;

• целенаправленную подготовку специалистов с увеличением объёма преподавания дисциплин, связанных с изучением конструкции автомобиля;

• создание на базе факультета «Автомобильный транспорт» СибАДИ регионального учебно-методического центра по организации государственного технического осмотра, инструментальному контролю автотранспортных средств, проведению обучения и переподготовки экспертов для пунктов инструментального контроля.

6. Участники конференции благодарят Правительство Омской области, ректорат СибАДИ и Омское отделение ААИ за прекрасную организацию 69-й конференции ААИ.