Нормативно-правовое обеспечение комплексной безопасности автомобильной техники в странах-членах таможенного союза

УДК 629.113

Б.В. Кисуленко, к.т.н., ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» / С.А. Аникеев, «САТР-Фонд»

Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан (далее — Стороны) подписали 06.10.2007 г. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. В соответствии с указанным Договором Сторонами 27.11.2009 г. был заключен Договор о таможенном кодексе таможенного союза, предусматривающий отмену с 01.07.2010 г. таможенного оформления товаров во взаимной торговле между Сторонами.

В развитие Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, Стороны подписали ряд Соглашений, среди которых Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия и Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. Указанными Соглашениями предусматривается:

а) принятие мер, необходимых для гармонизации законодательства государств-участниц таможенного союза;

б) разработка и принятие технических регламентов Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;

в) обеспечение единства обязательных требований к объекту технического регулирования на территории своего государства;

г) принятие единых правил проведения работ по техническому регулированию, разработке санитарных и фитосанитарных мер для обеспечения необходимого уровня санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности территории государств-участниц таможенного союза;

д) гармонизация стандартов;

е) применение единых форм и правил оценки соответствия;

ж) гармонизация процедур оценки соответствия;

з) разработка и применение сопоставимых методов испытаний (контроля и измерений) при оценке (подтверждении) соответствия продукции или связанных с требованиями к продукции процессов производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации;

и) аккредитация и (или) назначение органов по сертификации (подтверждению соответствия) и аккредитация испытательных лабораторий (центров), участвующих в процессе обязательного подтверждения соответствия.

Как видно из положений вышеприведенных Соглашений, участвующие в них страны должны адаптировать национальные законодательства под задачи Таможенного Союза, в том числе законодательства в области технического регулирования транспортных средств. Для более четкого понимания перспектив развития технического регулирования в рамках Таможенного Союза кратко проанализируем общее состояние автомобильной промышленности и действующую законодательную базу по техническому регулированию транспортных средств Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации.

В Республике Казахстан в настоящее время созданы четыре автосборочных предприятия. В 2000 году было основана компания «Азия Авто», которая начала сборку автомобилей из сборочных комплектов ОАО «АВТОВАЗ». В настоящее время компания «Азия Авто» является крупнейшим автосборочным предприятием Казахстана и занимается выпуском не только вазовских автомобилей, но также выпускает автомобили марки Skoda и Chevrolet. Помимо производства легковых автомобилей, в Казахстане созданы сборочные производства КАМАЗа, НЕФАЗа и компании «DAEWOO BUS KAZAKHSTAN».

В отличие от Республики Казахстан, Республика Беларусь обладает собственной автомобильной промышленностью, в которую входят такие предприятия как МАЗ, МЗКТ, производящие грузовые автомобили и автобусы, а также спецтехнику. Выпуском легковых автомобилей в Республике Беларусь занимается только одно предприятие «Юнисон», которое осуществляет сборку иранских автомобилей Саманд.

Иначе выглядит ситуация с автомобильной промышленностью в Российской Федерации. В России существует развитая собственная автомобильная промышленность, состоящая из: ОАО «АВТОВАЗ», производящего широкую гамму легковых автомобилей; предприятий Группы ГАЗ, в которую входят «Автозавод «ГАЗ», «УралАЗ», «ЛиАЗ», «ПАЗ», занимающиеся производством легковых автомобилей, грузовиков и автобусов; предприятий «КАМАЗ», «НАФАЗ», «ЗИЛ», производящих грузовики и автобусы; и предприятий Группы Соллерс, объединяющей “УАЗ” и ряд автосборочных производств, выпускающих легковые, грузовые автомобили и автобусы в режиме «промышленной сборки». Также в России было создано более 25 автосборочных производств, выпускающих автомобили в режиме «промышленной сборки». Это такие предприятия как ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «Дженерал Моторз Авто», ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия, ООО «Ниссан Мотор Рус», ЗАО «Форд Мотор Компании», ОАО «Автофрамос», ООО «ПСМА Рус»(совместное предприятие компаний PeugeotCitroen и Mitsubishi) и другие.

При этом одновременно с развитием автомобильной промышленности, в странах таможенного союза интенсивно развивается законодательство в области технического регулирования транспортных средств.

В Российской Федерации оценка соответствия транспортных средств с 1993 г. проводится в соответствии с «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов». В настоящее время указанные «Правила…» (с Изменением № 1) базируются на 73-х Правилах ЕЭК ООН и более чем 12-ти национальных стандартах, которые устанавливают технические требования в отношении типов транспортных средств различных категорий и компонентов. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» действие «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» ограничено вступлением в действие соответствующего технического регламента.

Такой Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, вступает в силу с 23.09.2010 г. В качестве основы для технического регламента о безопасности колесных транспортных средств были использованы прямые ссылки на 112 Правил ЕЭК ООН, а также были установлены дополнительные требования к автотранспортным средствам, учитывающие особенности эксплуатации транспортных средств в России. Помимо этого, указанный технический регламент впервые установил процедуру оценки соответствия единичных транспортных средств, к которым относятся как транспортные средства, изготовленные в порядке индивидуального творчества, так и транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества, а также установил процедуры оценки безопасности транспортных средств в эксплуатации и при внесении изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Ранее, для обеспечения экологической безопасности, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 г. № 609 в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» был принят первый в Российской Федерации технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который содержит требования к автомобильной технике в отношении выбросов вредных веществ с отработавшими газами, основанные на Правилах ЕЭК ООН №№ 24, 49, 83, 96, а так-же устанавливает классификацию автомобильной техники по экологическим классам.

В Республике Казахстан постановлением Правительства от 09.07.2008 г. № 675 утвержден технический регламент «Требования к безопасности автотранспортных средств». Указанный технический регламент, как и российский технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, базируется на Правилах ЕЭК ООН. Для целей подтверждения соответствия техническому регламенту содержатся ссылки на 101 Правила ЕЭК ООН. При этом ряд предписаний Правил ЕЭК ООН, на которые имеются ссылки в техническом регламенте Республики Казахстан, опережает уровень развития российской автомобильной промышленности, что иллюстрируется сравнительной таблицей 1.


Помимо Правил ЕЭК ООН, для целей технического регламента Республики Казахстан применяются гармонизированные национальные стандарты. В техническом регламенте упомянуты 10 национальных стандартов, которые устанавливают требования в отношении маркировки транспортных средств, требования к специальным транспортным средствам, а также требования к проведению контроля технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации, и требования к переоборудованию транспортных средств.

Техническим регламентом Республики Казахстан, в отличие от российского технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, установлены требования к сервисным услугам, через соответствующие гармонизированные стандарты; требования к процессу хранения транспортных средств и их безопасной утилизации, а также (в соответствии с п. 5 раздела 2 технического регламента) установлены требования в отношении «… соответствия расположения органов управления автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан, а также представляемых на первичную регистрацию, принятым в Республике Казахстан условиям дорожного движения…», что устанавливает запрет на ввоз в Республику Казахстан транспортных средств с правосторонним расположением органов управления.

Рассматриваемым техническим регламентом не устанавливаются требования в отношении транспортных средств категории L, как это предусмотрено российским техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств. Процедура оценки соответствия транспортных средств техническим регламентом Республики Казахстан недостаточно детализирована, в частности, не установлены конкретные перечни требований, предъявляемых к транспортным средствам различных категорий, а также не установлены уровни предъявляемых требований (уровни поправок к Правилам ЕЭК ООН), что допускает двоякое толкование положений технического регламента: либо применение любых поправок к указанным в регламенте Правилам ЕЭК ООН, либо применение последних серий поправок в соответствии с Женевским Соглашением 1958 г.

В отношении экологической безопасности транспортных средств в Республике Казахстан постановлением Правительства от 29 декабря 2007 года №1372 утвержден Технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан, положения которого близки к положениям российского технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Техническим регламентом «О требованиях к выбросам…» Республики Казахстан предусмотрена классификация транспортных средств по экологическим этапам. Так с 01.01.2009 г. в Республике Казахстан были введены действующие в настоящее время экологические нормы Экологического этапа 2 (аналог российского экологического класса 2).

В основу технического регламента о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан, как и в основу российского технического регламента «О требованиях к выбросам…», заложены требования Правил ЕЭК ООН №№ 24, 49, 83, 96.

В республике Беларусь оценка безопасности транспортных средств проводится в соответствии с требованиями национального стандарта СТБ 5.2.03-2000 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации колесных транспортных средств, предметов их оборудования и частей» (с Изменением № 3).

Указанный стандарт базируется на Правилах ЕЭК ООН, которые Республика Беларусь обязана применять как страна-участница Женевского Соглашения 1958 г. В СТБ 5.2.03-2000 в отношении транспортных средств различных категорий применяются 72 Правила ЕЭК ООН и 16 национальных стандартов. При этом конкретный уровень требований, предъявляемых к транспортным средствам различных категорий в соответствии с СТБ 5.2.03-2000, устанавливается Республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации, функции которого возложены на Госстандарт Республики Беларусь.

Процедуры подтверждения соответствия, установленные вышеуказанным стандартом, в целом схожи с соответствующими процедурами, установленными «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов». СТБ 5.2.03-2000 предусмотрены: процедура сертификации транспортных средств на общих основаниях с выдачей «Одобрения типа транспортного средства» со сроком действия до пяти лет (в российской системе сертификации максимальный срок действия «Одобрения типа транспортного средства» не может превышать трех лет), процедура сертификации транспортных средств, изготавливаемых на базе сертифицированных транспортных средств другого изготовителя, а также процедура сертификации малых серий (партий) транспортных средств, при этом количество транспортных средств, составляющих малую партию по СТБ 5.2.03-2000, значительно меньше, чем это предусмотрено российскими «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», что видно из табл. 2.


При этом в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации» 29.07.2009 г. Правительством Республики была утверждена «Программа разработки технических регламентов на период до 2011 г.», учитывая которую в Республике Беларусь был подготовлен проект технического регламента «Колесные транспортные средства. Безопасность», находящийся в настоящее время в заключительной стадии принятия.

Проект технического регламента Республики Беларусь «Колесные транспортные средства. Безопасность», как и технические регламенты Республики Казахстан и Российской Федерации, базируется на требованиях Правил ЕЭК ООН. Для целей технического регламента Республики Беларусь применяются 63 Правила ЕЭК ООН.

При этом ряд положений технического регламента «Колесные транспортные средства. Безопасность» отличается от положений российского технического регламента о безопасности колесных транспортных средств; в частности, техническим регламентом «Колесные транспортные средства. Безопасность» устанавливается порядок подтверждения соответствия, в отличие от российского технического регламента, которым устанавливаются процедуры оценки соответствия. Помимо этого, в техническом регламенте «Колесные транспортные средства. Безопасность» использованы ссылки на национальные стандарты, а в качестве документов, подтверждающих соответствие техническому регламенту, могут быть использованы сертификаты соответствия Директивам ЕС.

Рассматриваемый проект технического регламента, как и технический регламент Республики Казахстан «Требования к безопасности автотранспортных средств», не устанавливается требования в отношении транспортных средств категории L, как это предусмотрено российским техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств.

Проект технического регламента Республики Беларусь не содержит описание процедуры оценки соответствия транспортных средств, а имеет ссылку на соответствующий порядок, устанавливаемый Государственным комитетом по стандартизации, а так-же на Национальную систему подтверждения соответствия Республики Беларусь, что может вызвать трудности у заявителя в понимании процедуры сертификации.

Проект технического регламента Республики Беларусь непосредственно не устанавливает уровень требований, которые применяются в отношении автотранспортных средств, а содержит ссылку на соответствующее решение Госстандарта Республики Беларусь. В связи с этим сопоставить требования проекта технического регламента Республики Беларусь с требованиями российского технического регламента о безопасности колесных транспортных средств не представляется возможным.

Рассматриваемый проект технического регламента «Колесные транспортные средства. Безопасность» также содержит требования к экологической безопасности транспортных средств. В качестве основы данных требований заложены требования Правил ЕЭК ООН №№ 24, 49, 83, 96, что гармонизирует рассматриваемый проект с российским техническим регламентом “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ”.

Проектом технического регламента Республики Беларусь «Колесные транспортные средства. Безопасность» предусмотрено поэтапное введение требований Правил ЕЭК ООН № 49, так с 2012 года вводятся требования экологического класса 4, а с 2014 года — экологического класса 5. В отношении Правил ЕЭК ООН № 83 и 96 поэтапность введения требований техническим регламентом не установлена.

Сравнение требований к экологической безопасности транспортных средств в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь приведено в табл. 3.


Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что законодательства о техническом регулировании в области транспортных средств стран-участниц Таможенного Союза имеют значительные отличия друг от друга, как по процедурам оценки соответствия, так и по номенклатуре предъявляемых требований. В связи с чем для проведения согласованной политики в области технического регулирования необходимо разработать и принять соответствующие технические регламенты ЕврАзЭС, устанавливающие обязательные для применения и исполнения Сторонами требования к объектам технического регулирования. При этом, учитывая большой опыт Российской Федерации в области технического регулирования, а также то, что основным рынком сбыта для продукции Сторон будет являться рынок России, в качестве основы для разработки технических регламентов ЕврАзЭС целесообразнее принять российские технические регламенты.