Оценка соответствия автомобильных компонентов

УДК 629.(1.01+018)

А.В. Куликов, заведующий отделом НИО 203 ВНИИНМАШ

Целью настоящей работы является обзор и анализ существующих практик и законодательства в области оценки соответствия автомобильных частей при размещении их на рынке.

Прежде всего, необходимо разъяснить, почему именно эти части комплектных изделий, а не части других изделий машиностроительной отрасли стали объектом оценки и обязательного подтверждения соответствия в РФ, а в ближайшей перспективе — и в Евросоюзе. В самом деле, автомобильный компонент не несет в себе для потребителя никаких рисков, до того момента, когда он будет использован при сборке или при ремонте автомобиля. Поскольку автомобиль в целом является объектом обязательной сертификации, казалось бы, что его составные части должны подвергаться подтверждению соответствия только в составе готового изделия. Ниже приводится разъяснение тех исключительных причин, по которым подтверждение соответствия автомобильных запасных частей все-таки проводится самостоятельно.

1. Автомобиль — уникальный продукт промышленного производства.

Автомобиль является уникальным объектом промышленного производства, поскольку в отличие от других объектов, он соединяет в себе массовость производства (десятки миллионов в год в мировом масштабе), техническую сложность (сложнейшие технологические и производственные процессы производства, объединение в конечном продукте многих физических процессов и технических принципов: термодинамических, механических, гидравлических, электрических и электронных систем, телекоммуникационных систем, использующих беспроводные способы передачи информации и др.) и высокий уровень рисков в части угрозы жизни, здоровью и окружающей среде. Гипотетическое перемножение перечисленных факторов дает в результате наивысший технический потенциал значимости автомобиля для области оценки соответствия, которым не обладают ни еще более сложные и опасные объекты — например, космический корабль многоразового действия, ни более массовые продукты индустрии, не обладающие столь высокой сложностью и потенциалом рисков — например, изделия бытовой техники.

Понятно, что эксплуатация автомобиля, подразумевающая постоянное движение и постоянную работу многочисленных составляющих систем в любых климатических и дорожных условиях, ведет к интенсивному износу и старению многих компонентов автомобиля. Поскольку стоимость автомобиля несоизмеримо высока по отношению к стоимости его частей на протяжении всего срока эксплуатации, иногда составляющего десять и более лет, происходит замена его частей, в особенности тех, которые находятся под воздействием высоких нагрузок, температур, интенсивного воздействия окружающей среды и дорожных условий.

2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля с точки зрения взаимодействия субъектов рынка.

Любые цивилизованные автопроизводители, работающие на рынке любой страны, имеют дилерскую сеть, осуществляющую продажи, и во многих случаях — техническое обслуживание и ремонт проданных автомобилей. Общепринятое правило работы на рынке — наличие гарантии на автомобиль, т.е гарантийного периода, в течение которого производитель обязуется исправлять возникшие по его вине дефекты автомобиля, а владелец условиями гарантии принуждается к регулярному (регламентному) посещению сервисного центра для проведения за собственный счет технического обслуживания и замены частей и эксплуатационных материалов, на которые не распространяются условия гарантии. Продолжительность таких гарантийных схем составляет, в зависимости от конкретного производителя, от одного года до пяти лет с общей тенденцией к увеличению. И на протяжении всего периода нахождения автомобиля в гарантийных условиях происходит регулярная замена (за счет владельца автомобиля) компонентов, которые уже после первого гарантийного года выходят из гарантийных обязательств продавца; это компоненты, представляющие собой так называемые «расходные материалы». К ним относятся тормозные фрикционные элементы, глушители, различные шарниры соединений подвески и рулевого привода, свечи зажигания, резиновые уплотнители и ряд других деталей.

Те, кто занимался анализом экономической деятельности автомобильных производителей или их торговых представителей, знают, что продажа новых автомобилей, как правило, приносит небольшую прибыль автопроизводителям. Средний процент прибыли может в отдельных случаях составлять 2-3%. В общей линейке моделей автопроизводителя есть модели с большей и меньшей прибыльностью, а могут быть и убыточные модели. Прибыльность продаж новых автомобилей неустойчива и зависит от многих факторов, в частности, от маркетинговой политики, действий конкурентов, общего состояния рынка и т.д. Напротив, реализация фирменных запасных частей и материалов через авторизованные дилерские центры является источником постоянных, и что немаловажно, поддающихся планированию доходов производителя. Вкратце, идеология в этой сфере рыночной деятельности такова: то, что недобирается или теряется на продаже новых автомобилей, наверстывается на последующем сервисе и ремонте с сопутствующей продажей фирменных запасных частей. Факт выбора и покупки нового автомобиля во многом зависит от воли и каприза потенциального покупателя, но купивший автомобиль уже однозначно попадает в «гарантийную кабалу» и вынужден будет до конца срока гарантии регулярно платить весьма высокую цену за свою уверенность в надлежащем техническом состоянии автомобиля. При этом стоимость регламентных работ колеблется в зависимости от марки и срока эксплуатации автомобиля от нескольких сотен до двух и более тысяч долларов.

Следует отметить, что установление стоимости фирменных запасных частей, с которыми работают авторизованные сервисы, а именно уровень прибыльности во многом служит инструментом автопроизводителя (как правило, не являющегося производителем этих запчастей) для сведения своих экономических балансов.

По данным информационного ресурса Auto. Lenta.ru «….. европейский образ деятельности автомобильных дилеров — это когда на продаже новых автомобилей компания зарабатывает лишь 15 процентов прибыли компании, а на обслуживании — до 75 процентов. В России, согласно данным Boston Consulting Group (BCG), 65-82 процента доходов дилеров пока еще приходится на продажи новых машин, 3-10 процентов — на реализацию подержанных, и лишь 15-25 — на послепродажный сервис. Однако последняя цифра в последние месяцы начинает расти. По мнению экспертов, некоторые региональные дилеры, сильнее других пострадавшие от спада продаж, практически весь свой доход получают от сервиса — до 50-90 процентов всей прибыли».
AutoLenta.ru 24.11.2009

При этом производителю «фирменных» компонентов подобное разделение указанной завышенной прибыльности не дает существенных преимуществ при работе с автопроизводителем, т.е. продавая компоненты другому покупателю (не автомобильному заводу) он, как правило, ничего не теряет.

Автовладелец же, будучи заложником гарантийных обязательств, вынужден в течение срока гарантии платить завышенную цену за фирменные запасные части, помогая тем самым решать экономические проблемы автопроизводителя.

Свобода выбора для автовладельца наступает после окончания гарантийного срока, когда он может уже по нормальной цене, сформированной свободными рыночными отношениями, приобретать и устанавливать на свой автомобиль не «фирменные» запасные части (произведенные, может быть, тем же производителем компонентов, который поставлял их автопроизводителю).

3. Законодательные меры ЕС в решении проблемы нарушения свободы конкуренции и предпринимательства в сфере сервиса и ремонта автомобилей.

Напрашивается вывод, что описанная схема взаимоотношения субъектов на рынке во многом противоречит принципам свободного рынка, поскольку ставит одного из участников рыночного договора (соглашения) в дискриминационные условия. Законодательные органы Евросоюза, стремясь разрешить эту проблему и исправить нарушение принципа запрета ограничений свободной конкуренции, установленного в Главе 81, п. 1 Соглашения от 25.03.1957 г. о создании Союза Европейских Сообществ*, приняли в 2002 году Предписания 1400/2002 — так называемый Регламент BER (Block Exemption Regulation) об антимонопольных мерах в производстве и поставке автомобилей и их компонентов. В этом документе, в частности, устанавливается право автомобильных дилеров работать с несколькими брендами автопроизводителей, право изготовителей запасных частей производить и реализовывать свою продукцию вне зависимости от того, используется ли она при изготовлении автомобилей или нет и право сервисных и ремонтных предприятий использовать не только «фирменные» запасные части, но и запасные части независимых изготовителей. Конечно, такого рода законодательная либерализация рынка должна сопровождаться указанием точных критериев и границ, в которых должны действовать субъекты данного сектора рынка. Например, Регламент BER устанавливает следующее определение «оригинальных» запасных частей:

«Оригинальные части или оборудование» — это части и оборудование, которые изготовлены в соответствии со спецификациями и производственными стандартами, принятыми изготовителем транспортного средства для изготовления частей и оборудования для сборки данного транспортного средства. Сюда включаются также части и оборудование, которые изготовлены на той же производственной линии, на которой изготавливались части и оборудование для сборки данного транспортного средства. Предполагается, если только не будет доказано обратное, что эти части и оборудование являются оригинальными частями и оборудованием, если изготовитель частей удостоверяет, что части соответствуют качеству компонентов, используемых для сборки данного транспортного средства и изготовлены в соответствии со спецификациями и производственными стандартами изготовителя транспортного средства».
Регламент 1400/2002 BER п.t), Раздел «Определения»

Таким образом, изготовители автокомпонентов, поставляющие их для сборки автомобилей получают право именовать свою продукцию «оригинальной» не только при поставках ее на автосборочные конвейеры и в авторизованные сервисы.

Регламент BER устанавливает также право независимых изготовителей на производство и размещение на рынке запасных частей, не поставляемых на автосборочные конвейеры и не авторизованных изготовителями автомобилей при условии, что эти запасные части будут соответствовать критериям, определяемым понятием «запасные части сравнимого качества».

«Запасными частями сравнимого качества называются только те запасные части, которые изготовлены предприятиями, которые могут в любой момент подтвердить, что данные запасные части соответствуют качеству компонентов, которые используются или использовались для сборки соответствующих автомобилей». (Регламент 1400/2002 BER п.u), Раздел «Определения»).

Регламент BER не только наделяет независимых изготовителей запасных частей правом производства и размещения на рынке. Он также накладывает обязательства на изготовителей автомобилей обеспечивать независимых изготовителей запасных частей технической информацией по их запросам (конечно, только той, которая не является объектом интеллектуальной собственности или ноу-хау).

4. Последующее развитие европейского законодательства в регулировании рынка вторичных компонентов.

В новой рамочной Директиве ЕС 2007/46 (заменившей действовавшую с 1970 г. Директиву 70/156), касающейся процедур оформления общеевропейского одобрения типа транспортного средства, содержатся положения, определяющие принципы и направления развития в области оценки и подтверждения соответствия автомобильных частей и оборудования вторичного рынка. В частности п. 14 Преамбулы констатирует:

«Основная цель законодательства в области сертификации транспортных средств — это обеспечение того, чтобы новые транспортные средства, компоненты и отдельные технические узлы, размещаемые на рынке, обеспечивали бы высокий уровень безопасности и экологии. Выполнение этой задачи не должно быть нарушено в результате установки каких-либо частей и оборудования транспортного средства после его размещения на рынке или при техническом обслуживании и ремонте. Поэтому должны быть приняты необходимые меры для того, чтобы обеспечить предварительную проверку сертификационным органом таких частей и оборудования, которые могут устанавливаться на транспортном средстве и которые способны существенно ухудшить функционирование систем транспортного средства в части безопасности и экологии перед тем, как эти части и оборудование будут предложены на продажу. Эти меры должны подразумевать технические предписания, касающиеся требований, которым должны соответствовать эти части и оборудование».

Приведенное предписание относится единственно к частям и оборудованию вторичного рынка, которые, как определено выше, могут быть либо оригинальными, но не авторизованными производителем автомобиля в качестве «фирменных», либо частями сравнимого качества, изготавливаемыми независимыми производителями.

Исходя из содержания указанной Директивы, мы видим, что законодательство Евросоюза находится в стадии подготовки процедур подтверждения соответствия запасных частей, приближаясь в этом плане к сертификационной практике РФ, где обязательная сертификация запасных частей была введена с самого начала существования Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов. Как любая другая система подтверждения соответствия (сертификации), разрабатываемая в рамках Директивы 2007/46, система по автомобильным частям и оборудованию должна иметь в основе:

а) перечень объектов, подлежащих сертификации;
б) процедуры сертификации;
в) требования, предъявляемые к объектам сертификации.

Приведенные ниже ссылки иллюстрируют то, каким образом в Директиве 2007/46 будут формироваться указанные составляющие.

Перечень объектов, подлежащих сертификации

Аналогично российской системе сертификации транспортных средств, в которой существует «Перечень запасных частей и принадлежностей к транспортным средствам, подлежащих обязательному подтверждению соответствия» (Приложение 14 к «Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов»), в Директиве ЕС 2007/46 предусмотрено соответствующее ограничение (п. 15 Преамбулы).

«Эти меры должны применяться лишь к ограниченному перечню частей и оборудования. Перечень таких частей и оборудования, а также в последующем — требования к ним должны быть установлены после консультаций с заинтересованными сторонами. При формировании этого перечня Комиссия (Еврокомиссия) должна консультироваться с заинтересованными сторонами на основе докладов и сообщений, стремясь обеспечить справедливый баланс между требованиями повышения дорожной безопасности и экологии и интересами потребителей, производителей и дистрибьюторов, сохраняя конкуренцию на вторичном рынке».

Упомянутый перечень находится в настоящее время в стадии разработки, в Директиве 2007/46 приводится только его форма (Директива 2007/46 Приложение XIII):

«Перечень частей и оборудования, которые могут представлять собой объекты с существенным уровнем риска для правильного функционирования систем, которые являются определяющими для безопасности транспортного средства или его экологических характеристик, соответствующие процедуры испытаний, требования к маркировке и упаковке»

I. Части или оборудование, оказывающие существенное воздействие на безопасность транспортного средства


II. Части или оборудование, оказывающие существенное воздействие на экологические характеристики транспортного средства


Меры регулирования — Процедуры сертификации, предлагаемые Директивой 2007/46 — состоят в следующем (Статья 31, п. 1):

Продажа и ввод в эксплуатацию частей и оборудования, которые могут представлять собой объекты с существенным уровнем риска для правильного функционирования ключевых систем автомобиля.

Страны-участницы будут разрешать продажу, предложения о продаже и ввод в эксплуатацию частей и оборудования, характеризуемых существенным уровнем риска для правильного функционирования систем, которые являются определяющими для безопасности транспортного средства или его экологических характеристик только в том случае, если эти части и оборудование одобрены сертифицирующим органом в соответствии с параграфами 5 -10».

Далее уточняется, что речь идет только о частях и оборудовании, которые включены в упомянутый выше перечень, а формирование самого перечня будет проведено путем отчетов и консультаций на основе беспристрастного баланса между:

– существованием серьезного риска для безопасности и экологического состояния транспортного средства при использовании упомянутых частей и оборудования, с одной стороны, и

– обременением обязанностью сертификации упомянутых частей и оборудования потребителей и изготовителей на вторичном рынке.

Требования, предъявляемые к объектам сертификации

«Комиссия (Еврокомиссия) после консультаций с заинтересованными сторонами установит процедуру и требования для процесса сертификации (частей и оборудования) и примет предписания для последующего обновления перечня, приведенного в Приложении XIII. Вышеупомянутые требования будут включать в себя предписания по безопасности, экологическим характеристикам и, при необходимости, по стандартам на методы испытаний. Эти предписания могут быть основаны на Правилах ЕЭК ООН (Директивах ЕС) и отвечать соответствующему уровню безопасности, экологии и технологии испытаний или, если потребуется, для достижения требуемых целей в области безопасности и защиты окружающей среды эти предписания могут заключаться в сравнении данной части или оборудования с характеристиками безопасности и защиты окружающей среды, обеспечиваемыми оригинальным транспортным средством или любой его составной частью, в зависимости от конкретного случая (Директива 2007/46, Статья 31, п. 4)».

Таким образом, в европейской методологии подтверждения соответствия впервые указывается на возможность применения в качестве критерия соответствия — сопоставление оцениваемого объекта не с установленными техническими требованиями, а с параметрами другого объекта, которые, в общем случае, изначально неизвестны тому, кто проводит сопоставление. Здесь и проявляется специфика технического регулирования в области продукции, включающей в себя вторичные изделия, т.е. копии оригинальных изделий, прошедших процедуру подтверждения соответствия требованиям безопасности в составе комплекса. Европейское законодательство предоставило свободу для независимых изготовителей производить такие копии (Регламент BER 1400/2002) с тем, чтобы обеспечить свободу конкуренции на рынке.

При этом, с одной стороны, должны быть соблюдены требования безопасности, а с другой стороны, не должны быть нарушены права интеллектуальной собственности на конструкцию и технологию изготовления оригинальных изделий. Хотя Директива 2007/46 обязывает изготовителей транспортных средств обеспечивать изготовителей компонентов необходимой технической информацией, она же и констатирует наличие ограничений в этой области.

Информация, предназначенная для изготовителей компонентов и отдельных технических узлов:

1. Изготовитель транспортного средства должен обеспечить изготовителям компонентов или отдельных технических узлов доступ к подробностям, включая в отдельных случаях чертежи, прилагаемые к сертификационным документам для получения документов по Директивам ЕС (или Правилам ЕЭК ООН) на компоненты или отдельные технические узлы или для получения сертификатов, указанных в Главе 31 (см. ссылку на предыдущей странице).

2. Изготовитель транспортного средства может предложить изготовителям компонентов или отдельных технических узлов ограничительное соглашение для защиты конфиденциальности информации, которая не может быть общедоступной, включая информацию, защищаемую правом на интеллектуальную собственность.
(Директива ЕС 2007/46 Глава 38).

Естественный для независимых изготовителей путь создания конкурентоспособных копий оригинала в этих условиях — использовать максимальное приближение к свойствам и характеристикам оригинала путем тщательного его изучения, обмеров и испытаний. Конечно, в случае их применимости должны быть выполнены и действующие международные (Правила ЕЭК ООН) или европейские (Директивы ЕС) требования к компонентам.

Продолжение читайте в следующем номере.