Главный конструктор автомобилей ЗИЛ

К 100-летию со дня рождения Анатолия Маврикиевича Кригера

Ю.Н. Мрост, бывший заместитель начальника бюро по исследованию и доводке грузовых транспортных автомобилей УКЭР АМО ЗИЛ


С именем Анатолия Маврикиевича Кригера, как ни с чьим другим в автомобильной отрасли СССР, связаны десятки конструкций автомобилей практически всех классов, двигателей и агрегатов. 16 лет работы на ГАЗе — от рядового конструктора до заместителя главного, 6 лет — главным конструктором Кутаисского автозавода и 28 лет — главным конструктором ЗИЛа, итого 50 лет стажа... К этому следует добавить и то, что Анатолий Маврикиевич являлся фактически первым главным конструктором КамАЗа. Ведь конструкция всего семейства автомобилей КамАЗ (кроме силового агрегата и самосвального устройства) была разработана на ЗИЛе. И всё, что происходило в конструкторско-экспериментальной службе ЗИЛа с 1954 по 1982 год и позже, так или иначе связано с именем Кригера.

А. М. Кригер родился в Краматорске 5 июня 1910 г. в семье учительницы и инженера Краматорского машиностроительного завода (КМЗ), окончившего свои дни в заключении в 1937 году.

Отучившись в школе-семилетке в 1924 г., Анатолий Маврикиевич поступил на КМЗ учеником электрика. В 1925 г. по путевке завкома он поступает в профшколу в г. Луганске, окончив которую, в 1926 году стал работать чертежником-конструктором на Луганском паровозостроительном заводе.

В 1928 г. Анатолий Маврикиевич прошел по конкурсу в Харьковский технологический институт, а в 1930 г. его специальность была переведена в Московский автотракторный институт им. М. В. Ломоносова. В 1932 г. практически весь выпуск института по приказу наркома тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе направляется на Нижегородский автозавод (позже — ГАЗ).

В 1937 г. его назначают начальником КБ двигателей и шасси. В ту пору Анатолий Маврикиевич участвует в разработке легковушек ГАЗ-11-73 и знаменитой до войны «Эмки» — ГАЗ М-1.


В годы войны Анатолий Маврикиевич сменил легковушки на танк Т-60, в доработке конструкции которого он участвовал, и Т-70, за создание силового агрегата к которому он удостоен Сталинской премии.


Вторую Сталинскую премию А.М. Кригер получил за участие в создании уже послевоенного первенца ГАЗа — грузовика ГАЗ-51. Анатолий Маврикиевич участвовал также и в создании прославленной горьковской «Победы».


В 1946 г., через 14 лет после прихода на ГАЗ, Кригера назначают заместителем главного конструктора А. А. Липгарта. Патриарх советского автостроения высоко ценил знания, работоспособность и скрупулезность Анатолия Маврикиевича.

В мае 1948 г. Кригера направляют главным конструктором на вновь организованный Кутаисский автозавод.

В июле 1954 г. А. М. Кригера назначают и. о. главного конструктора, а с декабря 1954 г. — главным конструктором ЗИСа.

К моменту прихода Кригера потенциал конструкторско-экспериментального отдела был практически уже сбалансирован, и вовсю шла модернизация ЗИС-150 и ЗИС-151. Объем изменений в конструкции обоих грузовиков был настолько велик, что правильней было бы говорить не столько о модернизации, сколько о новой конструкции обоих автомобилей. И справедливо то, что поставленные на производство, они имели новые индексы ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157.

После сдачи конструкторской документации по ЗИС-164 и ЗИС-157 на подготовку производства наступил черед грузовиков второго послевоенного поколения — ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

В предельно сжатые сроки — 1955 и 1956 гг. — были отработаны и утверждены технические задания и разработана конструкторская документация.

За годы создания и доводки конструкции ЗИЛ-130 с 1956 до 1964 года было построено тремя сериями более 30 опытных образцов.

Государственная комиссия по приемочным испытаниям дала добро производству семейства грузовиков ЗИЛ-130.

Параллельно со «стотридцаткой» шли разработки и испытания других объектов, которые один за другим ставились на производство:

• 1955 год — «междугородник» ЗИС 127;
• 1958 год — славный ЗИЛ-157 (с устройством для регулирования давления воздуха в шинах на ходу автомобиля — «подкачка»), не знавший по проходимости себе равных;
• 1958 год — городской автобус ЗИЛ-158;
• 1967 год — «трёхоска» ЗИЛ-131, сменившая на конвейере ЗИЛ-157К.

В 1967 г. уже за разработку конструкции и постановку на производство ЗИЛ-130 А. М. Кригер был удостоен Государственной премии СССР. ЗИЛ-130 действительно вышел отличным грузовиком, что было доказано в сравнительных испытаниях с зарубежными аналогами. По таким показателям, как топливная экономичность и динамика, он практически не уступал иностранным, а по прочности — превосходил их.


В 1969 г. «грянул» КамАЗ. ЗИЛу, вернее отделу главного конструктора, была поручена разработка конструкции двух семейств грузовиков — с колесной формулой 6x4 и 6x6. К тому времени на ЗИЛе был построен опытный образец дизельного трехосника (6x4) ЗИЛ-170 с передней кабиной (как у ЗИЛ-169). Он-то и стал как бы прототипом будущего автомобиля КамАЗ.


Всего на ЗИЛе было построено и испытано около 40 опытных образцов будущих КамАЗов. 16 февраля 1976 года с конвейера КамАЗа сошёл первый грузовик…

За разработку семейства грузовиков КамАЗ в 1972 году А.М. Кригеру было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники».

Еще до окончания работ по КамАЗу в 1972 г. наступил черед разработки своей зиловской модели ЗИЛ-4331 уже третьего послевоенного поколения грузовиков. То был последний аккорд в деятельности Анатолия Маврикиевича.


Его коньком во все времена были колоссальная 1984 года. работоспособность, огромные знания, неутомимо им пополняемые, и великолепная память. Эти свойства поражали. Коллега Анатолия Маврикиевича по ГАЗу Н. А. Астров, впервые увидевший его в 1941 году на доработке чертежей танка Т-60, сказал что-то вроде этого: «человек-машина».

Высочайшая внутренняя дисциплина, требовательность к себе и безукоризненный внешний вид Анатолия Маврикиевича невольно заставляли окружающих подтягиваться и стремиться быть на уровне. Его стиль — регулярные совещания с конструкторами и испытателями. На них через призму его знаний, опыта, памяти дотошно рассматривалась аргументация «за» и «против». После чего все проецировалось в протокол в виде решений, им самим сформулированных. Строгий личный контроль исполнения пунктов протокола был гарантом решения задачи.

В общении с окружающими Анатолий Маврикиевич был ровен, вежлив, но тверд и дистанцирован.

Помимо работы на заводе в течение 17 лет (1963-1980 гг.) Анатолий Маврикиевич Кригер возглавлял кафедру «Автомобили и двигатели» Завода-втуза при ЗИЛе (ныне МГИУ). Признанный специалист в области создания отечественной автомобильной техники, руководитель крупнейших конструкторских и экспериментальных коллективов отечественной автомобильной промышленности, воспитатель большой плеяды конструкторов-автостроителей, он пользовался большим авторитетом среди студентов и профессорско-преподавательского состава Завода-втуза.

А.М. Кригер, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР — автор многочисленных научных работ, журнальных статей, опубликованных докладов. Под его редакцией выпущены труды «Вопросы расчета, конструирования и исследования автомобиля» и «Практика проектирования, испытания и доводки грузового автомобиля ЗИЛ-130», написанные на основе опыта ЗИЛ. Самоотверженный 50-летний производственный и научный труды Анатолия Маврикиевича в автомобильной промышленности отмечены правительством высокими наградами: двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Трудового Красного Знамени, Красной звезды и многими медалями. А.М. Кригеру трижды (1943 г.; 1947 г.; 1967 г.) присуждались Государственные премии СССР.

Скончался Анатолий Маврикиевич 25 мая 1984 года.