Владение автомобилем. Оценка специалистов и потребителей.

УДК 629.113

Е.С.Добринский (Академия проблем качества РФ, член SAE)
В.А.Сеин (ОАО «АСМ-холдинг»)

Какова стоимость владения автомобилем отечественного и зарубежного производства?
Какие критерии при эксплуатации автомобиля являются предпочтительными для оценки стоимости владения им?
Что предлагают специалисты, независимые эксперты для потребителей при выборе автотранспортных средств?


Рисунок 1. Общий вид (панорама) конференции


На эти и другие вопросы, во многом определяющие рейтинг потребительского спроса на легковые и коммерческие автомобили на первичном и вторичном рынках в современной экономике, должны были получить ответ участники Первой российской международной конференции «Автомобили глазами потребителей. Владение автомобилем: оценка специалистов и независимых экспертов», проходившей в июле 2010 года в Москве.

Организацию мероприятия взяло на себя ОАО «АСМ-холдинг» при поддержке Ассоциации Международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Международного автотранспортного форума (МАФ) и Объединения автопроизводителей России (НП «ОАР»).

Организаторы поставили перед собой актуальную задачу — сделать Конференцию площадкой для объединения экспертов автомобильного рынка, производителей и потребителей АТС, специалистов дилерских сетей и сервиса, представителей финансовых, консалтинговых и властных структур, от которых, так или иначе, зависит успешная работа в сфере снижения затрат на владение автомобилем.

Конференция собрала рекордное число специалистов — около 100 участников. Было заслушано 16 докладов и сообщений по различным аспектам и направлениям тематики мероприятия.

В обсуждении актуальных вопросов видения путей доведения до потребителей достоверной информации о реальных затратах на владение автомобильной техникой приняли участие представители общественных организаций, дилерских сетей, страховых компаний и сервиса: АСМАП, РОАД, НАПТО, компании «СВОИ», «Ардис-групп».

Свой взгляд на сложившуюся ситуацию представили также журналисты-профессионалы Аналитических агентств и специализированных автомобильных изданий: АВТОСТАТ, ЗАО «Транс Декра», «За рулем», «Рейс», «КомТранс», «Новости Авторемонта», «Автоперевозчик», «Финам.Инфо».

Все выступления, прозвучавшие на конференции, можно сгруппировать по четырем направлениям (сессиям) в зависимости от обсуждаемой проблематики.

Актуальные аспекты оценки стоимости владения транспортными средствами

В пленарном заседании приняли участие руководители независимых структур и общественных организаций: ОАО «АСМ-холдинг», АСМАП, РОАД, НАПТО.

В приветствии участникам конференции заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Ковригин А.С. отметил актуальность оценки затрат по владению автомобилем с учетом всех составляющих затрат при его эксплуатации, а также стоимости покупки автомобиля. Кроме этого, при выборе нового автомобиля должна учитываться стоимость автомобиля при его повторной продаже.

Выражена надежда, что по итогам конференции будет разработана методика объективной оценки стоимости владения автомобилем и подготовлен рейтинг автомобилей по стоимости владения. По мнению организаторов, материалы конференции позволят продавцам и потребителям правильно определиться при выборе практически всех видов АТС, эксплуатируемых в РФ.


Рисунок 2. Посещение автосервиса в зависимости от стоимости автомобиля (по данным Ассоциации НАПТО – GiPA Россия): Стоимость автомобиля: а) менее 100 тыс. рублей; б) 100–250 тыс. рублей: в) свыше 250 тыс. руб.


Методологические подходы оценки стоимости владения автомобилем, с учетом проведенной аналитической и практической работы, были представлены в докладах:

- «Коммерческие автомобили глазами потребителей», (АСМАП);

- «Потребность дилеров в инструменте оценки стоимости владения автомобилем» (Ассоциация Российские автомобильные дилеры - РОАД);

- «Постгарантийное обслуживание легковых автомобилей — выбор потребителя» (Национальная Ассоциация Предприятий Технического Обслуживания — НАПТО — GIPA Россия).

Так, например, по статистическим данным исследований, проведенных НАПТО — GIPA Россия за 2007-2009 гг.:

- в течение года 18-22 % водителей посещают автосервисы официальных дилеров (самый дорогой вид обслуживания);

- отмечена динамика отказа от посещения официального дилера, вследствие высоких цен на услуги в зависимости от возраста автомобиля;

- в среднем 50% визитов приходится на независимые автосервисы;

- более дорогие машины имеют большой процент превентивных (регламентных и гарантийных) визитов, а также чем выше оценочная стоимость, тем чаще визиты к дилеру и, следовательно, выше затраты на обслуживание;

- стоимость нормо-часа, включая налоги (цена нормо-часа у независимого сервиса на 49% меньше средней цены нормо-часа официального дилера);

- объем обслуживания автомобиля (количество водителей, проводящих все операции по сервисной книжке, сократилось с 32% в 2007 г. до 24% в 2009 г.);

- на официального дилера приходится 20% всех визитов, в то время как независимый сервис охватывает ~ 50% визитов;

- стоимость обслуживания (анализ по 9 регионам показал наибольшую стоимость одного визита в Москве (4164 руб. — один визит) и С.Петербург (3826 руб.) и самую низкую стоимость одного визита в Сибирском (1968 руб.) и Южном (2412 руб.) округах;

- процентная зависимость ремонта и обслуживания автомобиля и его оценочной стоимости: средняя годовая стоимость ремонта и обслуживания автомобиля (не старше 2 лет) составляет 3-6% от его оценочной стоимости.

Методология оценки стоимости владения автомобилем

Весьма актуальными были доклады, посвященные разработке и применению в практической работе методик оценки стоимости владения автомобилем.

Отмечалось, что автомобильный рынок — перспективное поле для исследований.


Рисунок 3. Разброс стоимости и качества сервиса автомобилей (по данным ЗАО «Трансдекра» и системы сервиса Motorwert)


Свое видение подходов к оценке стоимости владения автомобилем представили в своих докладах независимые эксперты и представители автопроизводителей:

- «Стоимость владения легковыми и легкими коммерческими автомобилями в России» (Аналитическое агентство «Автостат» совместно с журналом «За рулем»);

- «Владение автомобилем в России» (ЗАО «ТРАНСДЕКРА», Москва);

- «Стоимость владения коммерческим автомобилем «Газель-БИЗНЕС»» (ООО «Коммерческие автомобили — Группа «ГАЗ»);

- «Влияние автопроизводителей на сервисную политику» (журнал «Новости Авторемонта»);

В частности, авторитетная российская компания ЗАО «Трансдекра» с использованием аналитической системы сервиса «Motorwert», данных VDA, DEKRA, EurotaxGlass’s, интернет-площадок и площадок дилеров предложила свой подход к оценке стоимости владения.

В докладе приведены данные рейтинга обесценивания (потери стоимости) автомобилей В, С и Е классов известных марок, продаваемых в России.

Критерии и показатели эффективности автомоби лей на различных стадиях «жизненного» цикла

Значительное число презентационных сообщений и выступлений (7 докладов) было посвящено рассмотрению подходов к определению затрат на владение автомобилем, а также путей и методов их оптимизации.

Среди актуальных выступлений и презентационных сообщений по указанной выше проблематике следует отметить:

1. Новые методы снижения эксплуатационных расходов грузовых автомобилей «SCANIA» (ООО «Скания-Русь»);

2. Стоимость ремонта автомобиля в дилерском центре и пути его снижения (Ассоциация Дистрибьюторов и Производителей Автосервисного оборудования — АРДИС Групп);

3. Финансовые потери при эксплуатации легковых и легких коммерческих автомобилей (Компания «Finamauto»);

4. Формирование страховых тарифов. Влияние автопроизводителей на формирование страховых тарифов (Компания «СВОИ»);

5. Экономическая эффективность моторных масел Mobil Delvac (ООО « Mobil Ойл Лубрикантс»);

6. О некоторых особенностях массового применения автобусов классов М2 и М3 европейского производства на регулярных пассажирских перевозках (журнал «КомТранс»);

7. Практика эксплуатации среднетоннажных грузовых автомобилей 3,5-9 т (журнал «Автоперевозчик»).


Рисунок 4. Эффективность системы Scania R-servies для моментальной оценки действий водителя грузовых автомобилей (на дисплее комбинации приборов)


В частности, аналитическая компания Finamauto (Россия) считает, что 30% годовых затрат на легковые и легкие коммерческие автомобили — это стоимость топлива, 60% — потери при последующей перепродаже автомобиля и лишь 10% — это транспортный налог и затраты на техническое обслуживание (ТО).

Внимание участников конференции привлекла презентация уникальной новинки Scania — системы моментальной оценки действий водителя на дисплее комбинации приборов.

Оценка действий водителя производится применительно к следующим ситуациям: езда по холмистой местности, использование тормозов, оценка дорожной ситуации и выбор передач.

Система поддержки водителя позволяет в среднем обеспечивать снижение расхода топлива на 10% и более (при том, что средние годовые затраты на топливо составляют ~27% всех затрат).

Перспективные программы освоения отечественных автомобилей с улучшенными потребительскими характеристиками

Развернутую программу обновления продуктовых семейств грузовых автомобилей, автобусов, коммерческой и специальной техники с улучшенными потребительскими характеристиками на конференции представили флагманы отечественного грузового и коммерческого автомобилестроения ОАО «КамАЗ» и Группа «ГАЗ».

Среди них: Автомобили КАМАЗ с улучшенными потребительскими свойствами (ОАО «Торговофинансовая компания «КАМАЗ»), Модельный ряд автобусов «Группа ГАЗ» (ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ»), Новые и модернизированные автомобили УРАЛ в соответствии с требованиями потребителей (ООО «Грузовые автомобили — Группа ГАЗ»).

В частности, среди основных направлений улучшения потребительских свойств автомобилей «УРАЛ» (Автомобильный завод «УРАЛ» — Группа ГАЗ) определены:

1. Улучшение эргономики и комфорта рабочего места водителя (новая кабина);

2. Увеличение производительности техники (грузоподъемности с 10 т до 19 т и мощности силовой установки с 230 л.с. до 412 л.с.);

3. Снижение эксплуатационных расходов (сокращение расходов топлива, увеличение межсервисных интервалов до 20 тыс. км., доведение гарантийного периода до 20 лет и 100 тыс. км., достижение ресурса до 600 тыс. км.).


Рисунок 5. Структура стоимости эксплуатации автомобилей производства АЗ «Урал» (на примере мод. Урал-55571)

ВЫВОДЫ

Прошедшая конференция позволила выработать основные принципы оценки стоимости владения автомобилем для потребителей автомобильной техники и акцентировать их внимание на принятие обоснованного решения перед покупкой более качественного и конкурентоспособного легкового и коммерческого автомобиля. Заслушанные в ходе конференции методические материалы будут способствовать принятию покупателем более аргументированного решения по приобретению автомобиля с учетом его первоначальной цены, стоимости владения автомобилем во время его эксплуатации, а также с высокой остаточной стоимостью при его дальнейшей продаже.

Предложено конференцию проводить регулярно — один раз в два года.

Более подробную информацию по докладам и сообщениям, представленным на конференции, можно получить в ОАО «АСМ-холдинг» (www.asm.-holding.ru)