ОТ РЕДАКТОРА

Обозревая события российской автомобильной инженерной жизни, происшедшие за период между двумя последними выпусками нашего журнала, понимаешь, что самым значительным из них стало вступление в силу с 23 сентября технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств». Казалось бы, вот актуальная тема для редакционной статьи. Но не хочется писать – можно обидеть некоторых очень хороших людей. И не о чем – практически регламент не заработал – на момент его вступления в силу Органы по сертификации и испытательные лаборатории не аккредитованы, поддерживающие распорядительные документы не приняты, нет бланков выходных документов, уровень оснащённости испытательной базы позволит работать Техническим службам лишь по требованиям, действующим до 2014 года. По сути дела, это коллапс системы допуска продукции на рынок, каждый день которого мог бы принести миллионные убытки производителям и импортёрам, не будь они привычны к особенностям национального законоприменения. Поэтому некоторые называют это не коллапсом, а сбоем. Хотя кое-кто попал под это колесо… Ну да Бог с ним, с регламентом, поговорим о нём через несколько месяцев, когда появятся первые результаты работы, и, кстати, станут более ясными перспективы одноимённого регламента ЕврАзЭС, призванного заменить в скором будущем нашего российского именинника.

На этом грустном фоне благоприятное впечатление произвело одно почти незаметное событие. 14 сентября состоялось заседание Совета Главных конструкторов автомобильной промышленности, на котором, кроме его постоянных членов – Главных конструкторов ОАО «ГАЗ», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «УАЗ» присутствовали представители отраслевой (НАМИ) и ВУЗовской (МАДИ, ТГУ) «науки», негосударственных объединений (ОАР, ААИ), импортёров (АЕБ). Председательствовал вицепрезидент ОАО «АВТОВАЗ» по техническому развитию Е.Н. Шмелёв. Основной вопрос — выработка позиции в отношении применения систем экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» в автотранспортных средствах. Коротко об идее, активно продвигаемой ООО «Навигационные и информационные системы» (НИС) и поддерживаемой на самом высоком уровне: каждое транспортное средство с 2013 года должно быть оснащено неким терминалом, посылающим в случае ДТП сигнал соответствующей региональной службе спасения, обеспечивающей срочное прибытие на место аварии спасателей, врачей и т.п. Идея, безусловно, благородная, для России особенно актуальная в силу её просторов и низкой в массе культуры водителей, и в потенциале может сохранить много человеческих жизней или уменьшить тяжесть последствий ДТП. Да и бизнес замечательный — авторы хотят устанавливать терминалы и на эксплуатируемые автомобили. Но 2013 год, но куча нерешённых проблем, начиная от определения признака аварии, при котором система должна автоматически срабатывать и кончая недостаточным покрытием придорожных территорий сетями GPRS и спутниковым обеспечением, неразвитостью служб спасения... Наконец, долгий период испытаний, сертификации. Аналогичная европейская система eColl уже не первый год поставляется в качестве опции на европейский и даже российский рынок, но всё ещё находится в стадии отработки и её законодательное внедрение ожидается не ранее 2014 года. Признаюсь, ваш покорный слуга ехал с ожиданием простейшего компромисса типа «поставим розетку, куда можно включить терминал, а уж остальное пусть делает ООО «НИС». Тем удивительнее была позиция Совета, тон в котором задали ВАЗовцы. Именно автомобилестроители должны задать параметры бортового терминала, обеспечить сигнал его срабатывания, «привязать» к бортовому компьютеру, выбрать место антенне и т.п. Более того, в 2011 году АВТОВАЗ планирует приступить к испытаниям такого терминала на базе системы GPS и готов вести такую же работу на базе ГЛОНАСС, если такой терминал будет им предоставлен. Участники совещания отметили, что в отношении коммерческих автомобилей потребуется другая идеология распознавания признака аварии. В адрес Правительства и Минпромторга России сформулирована только одна просьба: чтобы не дискредитировать идею, не надо форсировать законодательное внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС, предусмотрев его не ранее 2014 года и лишь по отношению к вновь сертифицируемым типам автомобилей.

С уважением А.Гусаров