АННОТАЦИИ

УДК 629.114.5

МЕТОДИКА ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ АВТОБУСНОГО КУЗОВА

О.В. Воронков, к.т.н. / В.И. Песков, к.т.н., профессор Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Электронная почта: olegvoronkov@inbox.ru, vp.peskov@mail.ru

В статье приведены основные принципы и формулы, позволяющие на ранних этапах проектирования оценить рациональность применения того или иного материала в конструкции несущего основания или крыши автобусного кузова, выполненных в виде трехслойной панели с «ребристым» средним слоем. При этом учитываются весовые и механические характеристики материала, а также наличие стандартного ряда толщин листов из данного материала.

Ключевые слова: Автобус, сэндвич-панель, весовая эффективность, материалы.

EFFECTIVE COMBINATION OF MATERIALS SELECTION METHOD FOR BUS STRUCTURE SANDWICH PANEL

O. Voronkov, PhD, V. Peskov, Prof., PhD Novgorod State Technical University of the R.Y. Alekseeva

E-mail: olegvoronkov@inbox.ru, vp.peskov@mail.ru

The article contain main principles and formulas which allow to predict possible weight or price benefits of introduction of new materials in sandwich panel structure used as floor or roof of self-carrying bus body during early steps of structure development. Weight, mechanical and price properties of materials and discrete row of sheet thicknesses are taken into account.

Keywords: Bus, sandwich panel, the weight efficiency, materials.

УДК 629.063

Система подачи топлива

Ю.Д. Погуляев, д.т.н., Южно-Уральский ГУ

Электронная почта: pchela2019@yandex.ru

Статья посвящена управлению подачей топлива в форсунках с двумя уровнями отверстий. При этом отверстия обоих уровней гидроизолированы. Система имеет два независимых гидроаккумулятора высокого давления и общий гидроаккумулятор низкого давления. Управление впрыском осуществляется независимо через каждый отдельный уровень отверстий путем изменения длительности впрыска и путем изменения давления впрыска

Ключевые слова: Управление, независимый, уровень, отверстия, длительность, топливо, гидравлическая изоляция, давление, отдельный.

Control system of fuel giving

Y.D. Pogulyaev, ., Dr. Tech. Sc., South Ural State University

E-mail: pchela2019@yandex.ru

Article is devoted managements of fuel giving in atomizers with two levels of apertures. Thus apertures of both levels are hydraulic isolated. The system has two independent hydro accumulators of a high pressure and the general hydro accumulators of low pressure. Management of injection is carried out independently through each separate level of apertures by duration change injection and by change of pressure of injection.

Keywords: The management, independent, level, apertures, duration, fuel, hydraulic isolation, the pressure, separate.

УДК 629.3.017.5: 004.451.25

АДАПТИВНОЕ ТОРМОЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОЛЕСНЫХ МАШИН

А.Н. Туренко, д.т.н., проф., С.Н. Шуклинов, к.т.н., доцент / Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Электронная почта: rector@khadi.kharkov.ua, sn@khadi.kharkov.ua

Предложен закон формирования управляющего воздействия для адаптивного тормозного управления колесной машины. Разработанный закон формирования управляющего воздействия построен на сравнении параметров оценки возмущенного состояния колесной машины с состоянием эталонной модели

Ключевые слова: колесная машина, торможение, адаптивная система управления, возмущенное состояние, уравнение состояния, замедление.

ADAPTIVE BRAKE CONTROL OF THE VEHICLE

A.N. Turenko, prof., Dr. Tech. Sc., S.N. Shuklinov, PhD, KhNADU

E-mail: rector@khadi.kharkov.ua, sn@khadi.kharkov.ua

The law of forming of handling influence for the adaptive brake control of the wheeled machine is offered. The developed law of forming of handling influence is built on comparison of parameters of estimation of the revolted being of the wheeled machine with being of standard model

Keywords: vehicle, braking, adaptive control system, deviated state, state equation, deceleration

УДК 629.(113.71+018)

Динамическое программирование как инструмент теоретического исследования силовой установки гибридного автомобиля

И.A. Куликов, аспирант, МГТУ «МАМИ»

Электронная почта: mansmart@list.ru

В статье описано одно из направлений теоретических исследований, которые связаны с разработкой системы автоматического управления для силовой установки экспериментального гибридного автомобиля, созданного в МГТУ «МАМИ». Для проведения вычислительных экспериментов и испытаний автомобиля была разработана стратегия управления гибридной силовой установкой (ГСУ), основанная на логических правилах и законах управления, которые были сформулированы исходя из опыта и теоретических знаний разработчиков. Однако существование множества других возможных вариантов управления, а так-же сложная, зависящая от большого количества факторов, характеристика энергетических потерь в ГСУ не позволяют утверждать, что стратегия, основанная на субъективных решениях, полностью реализует потенциал энергоэффективности ГСУ. Поэтому решения, использованные в разработанной стратегии, должны быть проверены с помощью аппарата теории оптимального управления. Для поиска оптимального управления ГСУ в рамках данной работы было выбрано динамическое программирование (ДП). Этот метод теории оптимального управления хорошо приспособлен для реализации на ЭВМ, а также отвечает специфике решаемых задач. Была разработана программа поиска оптимального управления по алгоритму ДП. Поиск был выполнен для двух городских ездовых циклов. По его результатам было проведено сравнение существующей стратегии управления ГСУ с оптимальной. Результаты показали, что оптимальное управление выявляет значительные резервы энергоэффективности ГСУ. На основании проведенного исследования были выработаны решения по усовершенствованию существующей стратегии управления силовой установкой.

Ключевые слова: автомобиль, гибридная силовая установка, разработка системы автоматического управления, исследования, стратегия управления, динамическое программирование, математическая модель, оптимальное управление, усовершенствование управления ГСУ.

Dynamic programming solutions for control of hybrid electric vehicle

I. Kulikov, Msc student, MSTU “MAMI”

E-mail: mansmart@list.ru

This investigation was conducted as a part of “Hybrid electric vehicle” project of Moscow State Technical University “MAMI”. In the said project, a conventional all wheel drive vehicle was augmented with an electric drive and batteries to derive a hybrid electric vehicle (HEV) of parallel type. Initially, rulebased control strategy was developed to carry out simulations and bench tests of the HEV. Although the HEV has shown significant fuel savings against its conventional counterpart (both in simulations and tests), the rule-based control could leave some room to further improve fuel efficiency. To reveal all possible ways of increasing a powertrain’s efficiency it is necessary to use a method of optimal control theory. It is generally accepted that dynamic programming (DP) is well suited for such a task. A DP routine based on the HEV’s model was developed and a number of runs were executed to compare the rule-based strategy against an optimal strategy in different driving cycles. The results have shown that the HEV’s powertrain still possessed a significant unused reserve of efficiency. Based on these results, some conclusions were drawn about an enhancement of the present rule-based control strategy.

Keywords: vehicle, hybrid electric vehicle, hybrid power train, the development of automatic control systems, research, management strategy, dynamic programming, mathematical model, optimal control, improvement of management of the hybrid power train

УДК 629.11.012

МЕТОД РАСЧЕТА ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИБРИДНОЙ ТРАНСМИССИЕЙ, ПОСТРОЕННОЙ ПО СХЕМЕ TOYOTA

Г.О. Котиев, д.т.н., проф.; С.А. Харитонов, к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана М.В. Нагайцев, к.т.н., доцент ОАО «АВТОВАЗ».

Электронная почта: kotievgo@yandex.ru, has@katem.ru

В статье предложен метод расчета тягово-динамических характеристик транспортного средства с гибридной трансмиссией THS. Детально рассмотрено распределение потоков мощности и моментов, нагружающих элементы трансмиссии, для различных режимов работы электромашин и движения транспортного средства. Предложена методика расчета КПД такой трансмиссии. Проведен анализ изменения характеристик транспортного средства в процессе разгона.

Ключевые слова: транспортное средство, электромашина, двигатель внутреннего сгорания, кинематическая схема, крутящий момент, мощность, планетарный механизм, передаточное отношение, динамический фактор.

The method of calculating the dynamic characteristics of the vehicle with the hybrid transmission THS

G.O. Kotiev, prof. Dr. Tech. Sc., S.A. Kharitonov, PhD, BMSTU M.V. Nagaytsev, PhD, Public corporation “AvtoVAZ”

E-mail: kotievgo@yandex.ru, has@katem.ru

Propose the method for calculating the traction and dynamic characteristics of the vehicle with the hybrid transmission THS. Considered in detail the distribution of power flows loading the elements of transmission for different modes of electrical machinery and movement vehicle. Held analysis of changes in the characteristics of the vehicle during acceleration

Keywords: a vehicle, the electrocar, internal combustion engine, the kinematic scheme, twisting moment, power, the planetary mechanism, gear-ratio, the plan of angular velocities, dynamic factor (specific tractive force).

УДК 629.067

БАМПЕР ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ НОСИТЕЛЬ ФУНКЦИИ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАВМИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ

И.В. Балабин, д.т.н., В.В. Богданов, к.т.н., С. Джиованнис, асп., МГТУ «МАМИ»

Электронная почта: bogdanov@mami.ru

В статье приведен анализ развития конструкции бампера как элемента автомобиля, обеспечивающего в том числе и травмобезопасность пешехода при наезде легкового автомобиля. Условно выделены шесть этапов развития конструкции бампера, начиная от простой балки и заканчивая современными «интеллектуальными» системами с применением радаров, видеокамер, подушек безопасности и бортовых компьютеров. Показаны перспективные направления совершенствования этого узла.

Ключевые слова: автомобиль, пешеход, конструкция бампера, этапы развития, травмобезопасность, подушка безопасности, радар, видеокамера, компьютер, перспективные направления.

CAR BUMPER AS AN EFFECTIVE CARRIER OF THE PROTECTION FUNCTION FROM INJURY THE PEDESTRIAN

I.V. balabin, Prof., Dr. Tech. Sc, V.V. bagdanov, PhD, S. Jiovannis, Msc student, MSTU “MAMI”

E-mail: bogdanov@mami.ru

Article contains the review of development of bumper construction as the vehicle part that provides safety of pedestrians. Authors have defined six stages of bumper development from simple beam up to modern hi-tech systems using radars, cameras, air-bags, computers. The perspective development ways of this device is cleared.

Keywords: A vehicle, pedestrian, bumper design, development stages, traumatic safety, airbag, radar, cameras, computers, promising directions

УДК 666.162:629.113

Изготовление автомобильных стекол в условиях автопредприятий

М.Э. Бутовский, проф., к.х.н., Рубцовский индустриальный институт

Электронная почта: butovm@mail.ru

В статье приводится описание технологии производства автомобильных стекол в условиях автопредприятия. Испытания полученных автомобильных стекол показали их соответствие ГОСТ 5727-88.

Ключевые слова: Автомобильное стекло, полированное стекло, закаленное стекло, электрическая печь, поливинилбутираль.

Automobile glass manufacturing in motor enterprises

M.E. Butovsky, Prof., PhD, Rubtsovski industrial institute

E-mail: butovm@mail.ru

The article describes the technology of automobile glass in a motor enterprise. Tests received automobile glass showed their consistency indices GOST 5727-88.

Keywords: Automotive glass, polished glass, tempered glass, electric oven, polyvinylbutyral.

УДК 629 (01+113)

Классификация рисков причинения вреда автотранспортными средствами для целей регламентации свойств, определяющих конструктивную безопасность на стадии проектирования

Б.В. Кисуленко, к.т.н., ФГУП «НАМИ»

Электронная почта: admin@nami.ru

В статье предложена классификация рисков причинения вреда автотранспортными средствами участникам дорожного движения и окружающей среде для регламентации свойств, определяющих безопасность автотранспортных средств.

Ключевые слова: автомобиль, безопасность, окружающая среда, риски.

Classification of risk of injury by motor vehicles for the purpose of regulating the properties that define a constructive security at the design stage

B.V. Kisylenko, PhD, FSUE NAMI

E-mail: admin@nami.ru

In the article proposed the classification of risk of injury by motor vehicle the pedestrians and the ecology for regulation of the properties that determine the safety of vehicles.

Keywords: motor vehicle, safety, ecology, risk.

УДК 629.34.02

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

С.Н. Иванов, проф. д.т.н., В.А. Савельев, к.т.н., Н.П. Кочешков / ФГУП НАМИ

Электронная почта: admin@nami.ru

Показана необходимость учета при проектировании карданной передачи действия на нее неуравновешенных сил инерции второго порядка четырехцилиндрового рядного двигателя

Ключевые слова: Критическая частота вращения карданного вала, изгибные колебания, резонанс, неуравновешенные силы инерции второго порядка двигателя.

DESIGN PECULIARITY OF PROPELLER SHAFT TO PROVIDE ITS SAFE WORK

S.N. Ivanov, Prof., Dr. Tech. Sc., V.A. Savelyev., PhD., N.P. Kocheshkov / FSUE NAMI

E-mail: admin@nami.ru

We demonstrate the necessity to take into account nonbalanced second order inertial forces that exist in a 4-cylinder row engine and influence the drive shaft when designing a cardan drive

Keywords: Critical drive shaft rotation speed, flexural vibration, resonance, non-balanced second order inertial forces in the engine.

УДК 629.113

Оценка технического уровня семейств автомобилей многоцелевого назначения на основе метода анализа иерархий

И.А. Плиев, к.т.н., ФГУП «НАМИ»

Электронная почта: pliev@mail.ru

Статья посвящена вопросам оценки технического уровня семейств автомобилей многоцелевого назначения на основе метода анализа иерархий. Представлена иерархическая структура критериев, свойств и единичных показателей, определяющих технический уровень автомобилей многоцелевого назначения. Дана оценка трёх семейств автомобилей многоцелевого назначения: «Мустанг», «Мотовоз» и «Гараж».

Ключевые слова: автомобили многоцелевого назначения, семейства автомобилей, оценка технического уровня семейств, метод анализа иерархий, критерии, свойства, единичные показатели, ранжирование свойств, оценка.

Evaluation of the technical level family Multi -purpose car based on the analytic hierarchy

Pliev I.A., PhD, FSUE “NAMI”

E-mail: pliev@mail.ru

The article is devoted to assessing the technical level of families of multi-purpose vehicles based on the method of analysis of hierarchies. We present the hierarchical structure of criteria, characteristics and individual performance, determining the technical level of multi-purpose vehicles. The estimation of the three families of multi-purpose vehicles: «Mustang», «Motovoz» and «Garage».

Keywords: multi-purpose vehicles, families of cars, evaluation of technical level of families, the method of analysis of hierarchies, criteria, properties, unit performance, ranking the properties evaluated.