ОТ РЕДАКТОРА

На входе в новый календарный год часто говорят о ближайших и перспективных планах, ожиданиях, надеждах. Что касается отечественной автомобильной промышленности, в последние годы мы в большей степени ждали и надеялись, чем планировали действия на основе достижений. Достижений было немного. Кажется (по крайней мере, так хотелось бы думать) положение меняется к лучшему. Ситуация в автомобильной промышленности попала под постоянный контроль Председателя Правительства и, естественно, членов Правительства и чиновников рангом поменьше. Вопросы, рассматриваемые ими, не ограничиваются только экономикой и финансами, но и затрагивают другие сферы, в частности, межотраслевого взаимодействия (металлургия, шинная промышленность, навигационные системы), технического регулирования (технические регламенты, аккредитация, уполномочивание), межгосударственных отношений (техническая политика в Едином экономическом пространстве).

В немалой степени спасибо за это последнему кризису — он заставил власти более чётко определиться в их отношении к отечественной автомобильной промышленности. Отдельных добрых слов заслуживает и учреждение в составе Минпромторга России Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения. За довольно короткое время (два года со времени образования) Департамент во главе с А.Л. Рахмановым сумел стать не только важным связующим звеном между Правительством и промышленностью, но и разработчиком и реализатором мер по развитию последней. Да и сама промышленность учится координировать свои действия, используя инструмент Объединения автопроизводителей России, становящийся всё более авторитетным.

Однако, от всего этого проблем, стоящих перед отечественным автопромом, меньше не становится, включая тех, где важна роль инженерного корпуса промышленности, автомобильной науки и общественности.

Каким из них уделит наибольшее внимание в этом году Ассоциация автомобильных инженеров России?

В области технического регулирования — это освоение технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств». Наконец-то появились формальные основания для его реализации, но трудностей при этом будет немало и их придётся преодолевать на ходу. Но больше беспокоит разработка пакета технических регламентов Единого экономического пространства, включающего регламенты по общей безопасности, вредным выбросам, автомобильным топливам. Надо постараться реализовать в них идеи и предложения, сформированные на конференциях ААИ, но по тем или иным причинам не вошедшие в российские регламенты.

Довольно болезненным вопросом для промышленности и импортёров стало внедрение системы экстренного оповещения о ДТП (ЭРА-Глонасс). Разработчики идеи настаивают на её внедрении с января 2013 года на всех автомобилях, поступающих в эксплуатацию или находящихся в ней на территории Российской Федерации. Однако пока автомобильная промышленность не имеет ни одного образца (хотя бы прототипа) системы, который можно было бы установить на транспортное средство и провести немалый комплекс работ по обеспечению их взаимной увязки, испытаниям и сертификации. Не решены многие правовые и технические вопросы, важные для работы системы и оказания помощи попавшим в ДТП, не развита сеть служб и т.д. Потенциально благая идея может быть дискредитирована таким необдуманным и необеспеченным «продавливанием» системы.

Вообще вопросы внедрения транспортных интеллектуальных систем в России становятся очень актуальными и болезненными. В то время как мы только умно обсуждали их в научных кругах, в развитых странах эти системы бурно внедрялись как на борту автомобиля, так и в транспортной инфраструктуре. Теперь приходится бежать за прогрессом вприпрыжку, иногда не очень понимая, куда бежим.

Экология и энергосбережение уже многие годы находятся в повестке дня обсуждений российской автомобильной общественности. Но реально мало что сделано. Даже концепции ограничения потребления топлива автомобилями или, что эквивалентно, ограничения выброса СО2 не смогли разработать. Соответственно, медленно разворачивается работа по внедрению новых технологий и источников энергии, таких как гибридные силовые установки, электромобили, сжиженный природный газ и других. Видимо, назрела необходимость включения в государственные законодательные акты России положений, касающихся экологической и энергетической политики в области автомобильного транспорта, как это имеет место в большинстве развитых стран.

Все эти вопросы нашли отражение в тематике конференций Ассоциации автомобильных инженеров, план проведения которых читатель найдёт на страницах этого номера.

До встречи!

А.Гусаров
Главный редактор, исполнительный директор ААИ