Исполнилось 70 лет со дня рождения доктора технических наук, профессора Ольгерта Ивановича Гируцкого


Ольгерт Иванович родился 1.01.1941 г. в деревне Шавелки, Верхнедвинского района, Витебской области Белорусской ССР.

После окончания в 1962 году Московского автомеханического института (сегодня — МГТУ «МАМИ») его трудовая деятельность связана с институтом НАМИ, в котором он прошел путь от инженера до первого заместителя генерального директора по научной работе (с 1986 года и по настоящее время) Государственного научного центра Российской Федерации, федерального государственного унитарного предприятия Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно–исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ».

В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Исследование гидромеханической передачи грузового полноприводного автомобиля».

Производство разработанных под его руководством и непосредственном участии семейств гидромеханических передач для грузовых и полноприводных автомобилей, городских автобусов, автопогрузчиков и большегрузных самосвалов было организовано в 1965-1990 гг. на производственных объединениях СССР ЛАЗ (Украина), ЕрАЗ (Армения), БелавтоМАЗ (Белоруссия) и Венгерской республики (завод «Авточепель»). Всего серийно было выпущено более полумиллиона автоматических гидромеханических передач различных типов.

В проведенных институтом НАМИ многих знаковых НИОКР для отечественной автомобильной промышленности имеется достойный вклад О.И. Гируцкого, ведущего специалиста и организатора работ в области создания, испытаний и доводки перспективной и серийной автомобильной техники. Вот некоторые вехи этого творческого пути:

• Создание в 1980-1984 гг. конструкции автомобиля-тягача сельскохозяйственного назначения КАЗ4540 и организация его серийного производства на Кутаисском автозаводе в Грузии.

• Определение в 1983-1987 гг. концепции и разработка конструкции агрегатов трансмиссии и шасси семейства городских развозных полуторатонных автомобилей для их производства на Брянском автомобильном заводе. К сожалению, завод не был готов к их серийному производству, несмотря на то, что заложенные параметры являлись перспективными.

• Создание в 1985-1995 гг. в рамках реализации научно-технической программы «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» были созданы концептуальные образцы экологически чистых автомобилей — магистральных тягачей «Тайфун» и «Русь», легковых автомобилей «Дебют» и «Компакт», причем ряд опережающих конструкторских решений был внедрен в реальную практику автомобильной промышленности на заводах отрасли Российской Федерации и стран СНГ.

• Проведение фундаментальных исследований в области теории автоматического регулирования и систем автоматизации управления агрегатами автотранспортных средств, явившихся базой для разработки комплекса специализированных устройств управления автомобилей для водителей-инвалидов. Высокий технический уровень и оригинальность технических решений комплекса подтверждены присуждением комплексу Золотой медали Всемирного салона изобретателей «Эурика» (Брюссель) и Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники в составе авторского коллектива в 1998 г.

• Разработка «Основных направлений развития автомобильной промышленности России на период до 2005 г.» (одобрены постановлением Правительства РФ от 15 марта 1999 г, № 286) и «Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 г.» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2002 г., № 978-р), определявших цели, задачи и приоритеты автомобильной промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, увеличения экспорта и обеспечения национальной безопасности.

• Разработанная «Программа стандартизации автотранспортных средств отрасли до 2005 г.» позволила обеспечить повышение технического уровня отечественных АТС, реализовать современную методологию их оценки, явилась основой регулирования и поддержания стабильности и качества в производстве. Разработка и внедрение Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» и стандартов для обеспечения его функционирования продвинула процесс интеграции отечественной автомобильной промышленности в систему мирового технического регулирования. Здесь сказалась роль О.И. Гируцкого как руководителя Технического комитета по стандартизации ТК-56 «Дорожный транспорт».

В 2000 г. им защищена докторская диссертация по теме: «Проблема развития автобусостроения и пути её решения». На основании выполненных исследований и проведенного анализа, участвовал в разработке научных основ прогнозирования конструктивных параметров назначения малых, средних, больших и особо больших автобусов, которые были реализованы при создании типоразмерного ряда автобусов нового поколения. Положения диссертационной работы нашли практическое осуществление в массовом производстве типоразмерного ряда традиционных и низкопольных автобусов нового поколения для общественных перевозок на заводах ЛИАЗ, ПАЗ, КАВЗ и ГолАЗ. За выполненные исследования О.И. Гируцкому в составе авторского коллектива присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники в 2009 г.

Научно-организационная деятельность Гируцкого О.И. получила также и международное признание. Он проводит политику, направленную на совершенствование отечественной автомобильной техники, через активное участие в работе международной организации — КВТ ЕЭК ООН, являясь экспертом и руководителем российской делегации в рабочей группе по общим предписаниям безопасности автотранспортных средств, сотрудничество с государствами стран СНГ через МТК-56 «Дорожный транспорт» и с международной организацией по стандартизации ISO через её Технический комитет ТК-22.

Результаты творческой деятельности Гируцкого О.И. опубликованы более чем в 190 научных публикациях, 30 авторских свидетельствах и патентах, внедрены промышленностью. За личный вклад в развитие науки и внедрение разработок в производство он награжден Орденом «Знак Почёта», имеет почетные Звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации», «Изобретатель СССР», медаль «В память 850-летия Москвы», имеет также ряд Почётных Грамот и нагрудных знаков Минпромторга, Минтранса, Росстандарта.

Гируцкий О.И. ведет большую научно-педагогическую деятельность, являясь профессором кафедры «Автомобили им. академика Е.А. Чудакова» МГТУ «МАМИ», членом Ученых Советов НАМИ и МГТУ «МАМИ», членом редакционных коллегий журнала «Автомобильная промышленность» и «Журнала автомобильных инженеров».

КОЛЛЕГИ ПО РАБОТЕ ПОЗДРАВЛЯЮТ ОЛЬГЕРТА ИВАНОВИЧА С ЮБИЛЕЕМ И ЖЕЛАЮТ ЕМУ ЗДОРОВЬЯ И ДАЛЬНЕЙШИХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!