Роль и перспективы развития коммерческого транспорта в современной экономике России. Пути повышения безопасности его эксплуатации

УДК 629.113+656

А.В. Сироткина, к.т.н. / ОАО «НИИАТ»


На современном этапе развития экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом транспорта и ключевым элементом транспортной системы. Он играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. При этом рост экономики сопровождается, а в известной мере и обусловливается развитием грузового автомобильного транспорта.


В странах ЕС значительная доля в объеме перевозок грузов выполняется коммерческими автотранспортными предприятиями, относящимися к так называемому транспорту общего пользования. Так, их доля в объеме перевозок основных грузов в Великобритании составляет около 50 %, во Франции — более 53 %, в Германии — около 68 % грузов.

На этапе становления рыночных отношений в России грузовой автомобильный транспорт стал ключевым звеном транспортного комплекса. На долю автомобильного транспорта приходится около 57 % общего объема перевозок грузов транспортного комплекса страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, «главным перевозчиком» для растущих секторов экономики России. По объемам перевозок грузов автотранспорт превосходит железнодорожный магистральный транспорт почти в 6 раз.

Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения грузового автотранспорта как подотрасли, место и роль которой в стратегии экономического роста и развитии социальной сферы характеризуются следующими особенностями и преимуществами относительно других видов транспорта:

• наибольшей адаптированностью автотранспорта относительно других видов транспорта к рыночным преобразованиям (разгосударствлению, формированию конкурентной среды, интеграционным процессам);

• эксплуатационной и коммерческой маневренностью автомобильного транспорта в части обеспечения им бесперевалочной доставки грузов в пределах значительного интервала партионности (доставка «от двери до двери»);

• высокой технологической приспособляемостью автотранспортных средств к взаимодействию с другими видами транспорта (при организации смешанных перевозок грузов);

• около 80 % производственных и транспортнораспределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных дорог;

• высокой маневренностью и гибкостью транспортного обслуживания;

• более низким уровнем стартового капитала для организации перевозочного процесса относительно других видов транспорта;

• возможностью доставки срочных и скоропортящихся грузов за счет относительно высокой скорости движения (влияние на сокращение потребности в оборотных средствах для хозяйствующих субъектов — грузовладельцев);

• обеспечением реализации логистического подхода при формировании цепей поставок продукции;

• возможностью организации мелкопартионного завоза товаров как основы функционирования предприятий малого бизнеса;

• доступностью автотранспортных средств как объекта собственности юридических лиц и граждан России;

• высоким мобилизационным и коммуникационным потенциалом в целях обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны.

Автотранспорт является, по существу, безальтернативным видом транспорта для: развития мелкого и среднего предпринимательства; развития высокотехнологичных отраслей производства и сектора услуг; создания фермерского сектора в сельском хозяйстве; обеспечения международной экономической интеграции; выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Для 95 % хозяйствующих субъектов российского бизнеса выход на транспортную систему возможен только посредством использования автомобильного транспорта.

Анализ развития экономики России для целей реализации «Стратегии развития автомобильного транспорта РФ до 2030 года» обозначил наметившиеся тенденции при перевозках грузов, подтверждающие практику развитых зарубежных стран: средние темпы роста объемов автомобильных грузовых перевозок соответствуют средним темпам экономического роста, превышая при этом темпы роста объемов перевозок другими видами транспорта.

В процессе работы был выявлен ряд факторов, которые оказывают определяющее влияние как на развитие экономики в целом, так и на развитие грузового автотранспорта, а именно:

• развитие малого и среднего предпринимательства, прежде всего в сфере обращения, привело к значительному росту объема перевозок мелких партий грузов. По этой причине возрос спрос на малотоннажные грузовые автомобили, а также на автомобили для перевозок грузов, изготовленные на базе легковых моделей, и пригодные к эксплуатации в стесненных городских условиях;

• развитие междугородных перевозок грузов, где автотранспорт успешно конкурирует с железной дорогой. Это означает, что и для рынка внутренних перевозок нужны магистральные автопоезда, отвечающие современным требованиям по грузоподъемности, грузовместимости, скоростным свойствам, экологии, обеспечению комфортных условий труда водителей и т.д.;

• международные интеграционные процессы, рост конкуренции на рынке транспортных услуг и, как следствие, новые современные требования к надежности, безопасности подвижного состава, эффективности обеспечения транспортной работы. При этом если раньше качество национальной автотранспортной системы определялось в основном провозной и пропускной способностью, то в настоящее время эта система должна быть интеллектуальной и высокоэкономичной, безопасной для человека и окружающей среды;

• увеличение спроса на дополнительные услуги, предоставляемые перевозчиком и, в первую очередь, на погрузку и разгрузку. В связи с этим возникает потребность в подвижном составе, оснащенном различными средствами для механизации погрузочно-разгрузочных работ;

• падение спроса на «усредненный базовый» автомобиль и рост потребности в специализированном подвижном составе;

• существенные изменения в структуре перевозчиков: вместо крупных автотранспортных организаций (АТО) появились тысячи владельцев одного или нескольких автомобилей. Преобладающую часть субъектов автотранспортной деятельности составляют малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Они получают конкурентные преимущества перед средними и крупными предприятиями, прежде всего, за счет уменьшения налоговой нагрузки.

Множество факторов и обстоятельств, влияющих на способность автомобильного транспорта выполнять свою функцию — осуществлять транспортный процесс, — осложняет выбор параметров, характеризующих его надежность и безопасность в целом как функционирующего объекта. Это связано, прежде всего, с тем, что автомобильный транспорт выполняет требуемые функции в режимах и условиях, диапазон изменения которых несравнимо более широкий, чем у других видов транспорта. Параметры этих условий и режимов работы не только многочисленны, но и подвержены непрерывной изменчивости, часто случайной и непрогнозируемой.

В первую очередь способность автомобильного транспорта выполнять заданные функции зависит от: имеющегося подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов), обеспечения его эксплуатационными материалами и запасными частями, качества технического обслуживания и ремонта, состояния и оборудования дорог и маршрутов движения, условий применения и эксплуатации, подготовки и квалификации водителей, технического персонала обслуживания, управления и других факторов. Возникает типично рыночная ситуация, когда потребности автомобильного транспорта зависят от наполнения рынка продукцией автомобилестроения с соответствующими свойствами и характеристиками. При этом в сфере обращения потребности задаются объемом общественного потребления товаров, услуг в данный момент времени и в данном месте.

Вследствие множества и разнообразия потребностей автомобильного транспорта возникает необходимость их группирования в системы (рис. 1), где обнаруживаются способы их удовлетворения и оценивания соответствия продукции потребностям:


Рисунок 1. Структурная схема формирования и оценивания потребительских свойств автомобильной техники в автотранспортном комплексе

• система «Типаж» — отражает возможности удовлетворения потребностей автомобильного транспорта разнообразием типов и категорий автомобильной техники, выпускаемой промышленностью;

• система «ВАДС» отражает возможности удовлетворения потребностей автомобильного транспорта в транспортном процессе, осуществляемом отдельно взятым автотранспортным средством во взаимодействии с водителем, дорогой и средой;

• система «АТП» отражает возможности удовлетворения потребностей автомобильного транспорта в транспортном процессе, осуществляемом группой автомобилей, объединенной в автотранспортное предприятие.

Так, в системе «Типаж» потребности, определенные условиями осуществления транспортного процесса, удовлетворяются выбором типа или категории транспортного средства. В системе «ВАДС» удовлетворение потребностей автомобильного транспорта обеспечивается свойствами и характеристиками выбранного транспортного средства, когда транспортные и дорожные условия, а также способности водителя отвечают потребностям, выраженным в виде условий осуществления транспортного процесса.

В системе АТП проявляются разные — технические и экономические — аспекты надежности автомобильной техники по интегральному показателю качества.

В технических аспектах качества и надежности системы АТП выделяется роль организации и оснащенности эксплуатации, управления технологическими процессами обеспечения работоспособности имеющегося парка АТС, систем сервисного обслуживания.

Экономические аспекты надежности системы АТП развиты значительно слабее, но имеются разработки количественных оценок затрат и доходов в сравнительной форме для конкретных АТП.

На этой схеме видно, что потребности потребителя первичны по отношению к производству продукции. Видно также, что по причинам ограничения потребностей потребителя возможностями изготовителя при учете достижимого технического уровня для оптимального качества продукции необходимо тесное взаимодействие между автомобильной промышленностью и автомобильным транспортом.

Изготовитель должен поставлять на рынок продукцию, в которой отражены ее ценности, прежде всего по базовым группам свойств и характеристик. Согласно РД 50-64-84 эти группы свойств и характеристикпредусматривают: назначение, надежность, безопасность, экологичность, техническую эстетику, патентно-правовую чистоту, транспортабельность продукции.

С другой стороны потребитель прибывает на рынок, как носитель потребностей автомобильного транспорта. На первый взгляд кажется, что это соответствие можно оценить размерами спроса на продукцию автомобилестроения того или иного вида, типа, сочетания уровней базовых свойств и характеристик.

Поскольку отношения потребителя и изготовителя продукции складываются окончательно на рынке, потребности ограничиваются возможностями потребителя возместить затраты на достижение технического уровня продукции, отвечающей определенным потребностям.

Ограниченные таким образом потребности представляются изготовителю — автомобильной промышленности — для создания продукции, обеспечивающей удовлетворение потребителя — автомобильного транспорта.

В ограничении потребностей потребителя участвует также и третья сторона — органы государственного управления. Устанавливая регламенты обеспечения безопасности осуществления транспортного процесса, государство сдерживает потребительский рынок, ставя его в рамки рационального представления о риске нанесения ущерба жизни, здоровью, имуществу населения.

Отражение взаимодействия отраслей (рис. 2) автомобильного транспорта, как потребителя, и автомобильной промышленности, как изготовителя продукции, через их основные цели — обеспеченность потребности осуществления транспортного процесса во всем его многообразии и удовлетворение насыщенности рынка соответствующей продукцией достигается в рыночных отношениях удовлетворением потребностей потребителя. Отсюда понятно, что только соотношение процессов совершенствования автомобильной техники и удовлетворенность потребителя свойствами и параметрами получаемой продукции определяет достижение указанных целей.


Рисунок 2. Характер взаимоотношений потребителя и производителя автомобильной техники на рынке транспортных услуг

В качестве одной из мер государственной поддержки, направленной на повышение эффективности производства и конкурентоспособности автомобильной техники, «Сводным планом мероприятий по реализации Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года» и планом научно-исследовательских и опытноконструкторских работ на 2007-2012 годы федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» предусмотрены разработка и организация межведомственной системы мониторинга технического уровня, безопасности, ресурса и других потребительских свойств выпускаемой автомобильной техники в процессе эксплуатации.

Располагаемая методическая база прежней совместной работы автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в области достоверной оценки безопасности и надежности продукции, позволила определить участников и структуру основных потоков информации в межведомственной системе мониторинга технического уровня, безопасности и других потребительских свойств (рис. 3).


Рисунок 3. Структура основных потоков информации в межведомственной системе мониторинга технического уровня, безопасности и других потребительских свойств АТС

Система мониторинга создается на основе соглашения между федеральными органами исполнительной власти в сфере транспорта, технического регулирования и промышленности, предприятиями–изготовителями автотранспортных средств, уполномоченными организациями и другими заинтересованными сторонами.

В качестве головной организации системы может выступать федеральный орган исполнительной власти в сфере транспорта.

Головная организация координирует подготовку комплекса межведомственных документов, регламентирующих единый порядок организации, информационного обеспечения, испытательного оборудования и финансирования мониторинга автотранспортных средств с участием всех заинтересованных сторон, а также регламентирует в условиях рыночных отношений взаимодействие участников системы мониторинга.

В таком новом подходе к мониторингу реализации Концепции возникает необходимость теоретической (концептуальной) разработки интегрального оценивания качества продукции автомобильной промышленности в совокупности с потребностями автомобильного транспорта.

Учитывая прямую заинтересованность Минтранса России в отношении обеспеченности автотранспортного комплекса современной высокотехнологичной техникой, надежной, экологичной и безопасной в эксплуатации, представляется возможным организация мониторинга под эгидой Минтранса России с привлечением для разработки основополагающей документации специалистов заинтересованных организаций и ведомств (НИИАТ, НАМИ, МВД, Ростехрегулирование, автопроизводители, и др.).

В целом правовое обоснование формирования и функционирования системы мониторинга свойств автомобильной техники целесообразно реализовать в виде постановления правительства Российской Федерации «Положение о мониторинге качества и безопасности продукции автомобильной промышленности». Прецеденты таких нормативных правовых актов уже есть в других отраслях, в частности «Положение о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. № 88.