Российский автопром в посткризисном 2010 году. Новые тенденции.

Е.С. Добринский, Академия проблем качества РФ, член SAE / В.А. Сеин, ОАО «АСМ-холдинг»

Каковы итоги работы Российского и мирового автопрома в 2010 году?
Каковы перспективы развития ведущих отечественных бизнес-структур?
Как характеризуется рынок отечественной автокомпонентной отрасли?
Что предлагается для роста продаж, повышения конкурентоспособности выпускаемой в России автомобильной техники и компонентов?

На эти и другие вопросы, определяющие текущее состояние и перспективы сохранения производства, стабилизации и подъема отечественного автомобилестроения в условиях посткризисного периода, должны были получить ответы участники XIX Международной автомобильной конференции, проходившей в конце 2010 года в Москве.

Организацию конференции традиционно взяло на себя ОАО «АСМ-холдинг» при поддержке Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ и Объединения автопроизводителей России (НП «ОАР»).

Все выступления, прозвучавшие на конференции, можно сгруппировать по четырем направлениям, в зависимости от обсуждаемой проблематики.

Российский и мировой автомобильный рынок. Новые тенденции

В пленарном заседании приняли участие Директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ, депутат Госдумы РФ, представитель Минобороны РФ, а также руководители зарубежных и отечественных независимых консалтинговых структур — Priсewaterhouse Coopers (PWC), Эрнст энд Янг (СНГ), Автостат.

В докладе, представленном Pricewaterhouse Coopers, дан развернутый обзор мирового автомобильного рынка в различных сегментах, а также прогнозы его развития в России. В частности, рост мирового производства автомобилей ожидается в 2010 году на уровне 19% (по сравнению с 2009 г.). Во многом это связано с продолжающимся ростом спроса в Китае и Индии, одновременно с восстановлением продаж в США, после рекордно низких показателей 2009 г. Восстановление спроса на автомобили в ЕС происходит медленными темпами из-за завершения действия многочисленных схем утилизации (рис. 1).


Рисунок 1. Прогноз производства легковых автомобилей по мировым регионам в период 2009-2011 гг. (млн. штук).
Источник: Autofacts, PwC.
Обозначения:
АТ — Азиатско-Тихоокеанский регион;
СА — Северная Америка;
ВЕ — Восточная Европа;
ЕС — Европейский Союз;
ЮА — Южная Америка;
БВА — Ближний Восток и Африка

Касаясь оценки российского автомобильного рынка, в докладе делаются следующие оптимистические выводы:

• В 2010 году рынок, скорее всего, покажет рост около 30% в количественном выражении по сравнению с 2009 годом, главным образом благодаря различным стимулирующим мерам Правительства, началу роста потребительского спроса во второй половине года, а также более доступному автокредитованию по привлекательным ставкам.

• Возросший спрос и эффект импортозамещения привели к существенному увеличению объемов сборки иностранных брендов в России.

• Инвестиционные планы иностранных производителей и новые инициативы Правительства в отношении соглашений о промышленной сборке будут продолжать стимулировать рост производства иностранных брендов в России.

• В среднесрочной перспективе Россия будет одним из локомотивов роста мирового производства автомобилей.

• Этот рост может обеспечить критическую массу производства, необходимую для развития современной отрасли производства компонентов в России.

• Эти тенденции являются ключом к долгосрочному устойчивому развитию автомобильной промышленности в России и, как следствие, созданию миллионов квалифицированных рабочих мест.

Другие аспекты состояния российского и мирового автомобильного рынков и появившиеся новые тенденции развития были представлены в докладах:

– «Итоги работы автопрома России в 2010 г. Новые тенденции развития» (Минпромторг РФ);

– «Анализ и прогноз авторынка России до 2020 года» (Аналитическое агентство «Автостат»);

– «Проблемы российского автопрома» (Комитет по промышленности Госдумы РФ).

Программа развития отечественных автомобильных бизнес-структур

Справочно:
АвтоВАЗ производит модели сегментов В (в том числе MPV–B), C, SUV B/C, уверенно занимая почти весь ультра-бюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс. руб.). Продуктовый портфель АвтоВАЗа включает 9 моделей на 4-х платформах. Текущий «параметр» АвтоВАЗа — это монозавод, включающий весь производственный цикл — от литья и штамповки до сборки готового автомобиля, а также вспомогательные производства, сервисы и непрофильные активы. Затраты на НИОКР (% выручки) сегодня не превышают 1,5% (против 5% у ведущих зарубежных компаний — «Ford», «Renault», «Hyundai»).

Ряд презентационных выступлений был посвящен перспективам развития ведущих отечественных автомобильных компаний — ОАО «АвтоВАЗ» (легковое автомобилестроение) и ОАО «КАМАЗ» (грузовое и специальное автомобилестроение).

В частности, в Программе развития ОАО «АвтоВАЗ» до 2020 года прогнозируется восстановление объема годового рынка легковых автомобилей до 3,6 млн. шт. (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика роста производства и продаж легковых автомобилей отечественных автопроизводителей до 2020 г. (млн. штук)
Источник: ОАО «АвтоВАЗ»

Программа развития детализирована по всем элементам стратегии: продукция, техническое развитие, производство, закупки и продажи, персонал, качество, инвестиции и прибыль.

В качестве примера приводится структура основных элементов стратегии — «Продукция». Среди них:

• Модернизация продуктового портфеля АвтоВАЗа осуществляется в 3 фазы:

– фаза 1: «Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций» — 2010 – 2013 гг.;

– фаза 2: «Экспансия в новые сегменты» — 2014 – 2017 гг.;

– фаза 3: «Поддержание лидирующих позиций» – 2018 – 2020 гг.

На фазе «Выживание» приоритетными для АвтоВАЗа являются 2 проекта:

– бюджетный автомобиль («LADA 2190») – проект в сегменте В, приходящем на смену моделей «Классика», «Самара» и «Калина»;

– RF90 – первый автомобиль на платформе ВО в сегментах MPV-B и CDV, производимый на АвтоВАЗе.

На фазе «Экспансия» АвтоВАЗ запускает 6 моделей:

– запуск автомобиля «BMHatch » и его внедорожной версии «B-Cross»;

– выход в верхнюю часть бюджетного ценового диапазона сегмента С;

– замена модели «Приора»;

– усиление позиций в сегменте внедорожников (SUV B/C) с запуском производства моделей 4х4 и кроссовера класса С.

На фазе «Поддержание» основной фокус смещается в сторону разработки новых моделей, выпускаемых на рынок после 2020 г., и фейслифтинг моделей, запущенных в фазах «Выживание» и «Экспансия».

• АвтоВАЗ и Renault-Nissan будут применять ряд мер для дифференциации брендов, например, дифференциация по цене, дизайну, позиционированию бренда.

• Партнерство с Renault-Nissan не накладывает ограничений на ценовую и продуктовую политику партнеров, при этом партнеры обеспечивают равные условия конкуренции брендов на всей территории РФ по автомобилям, производимым в РФ, однако координируют свои планы в связи с использованием единых платформ и производственных мощностей.

Среди актуальных выступлений, касающихся перспективных и динамично развивающихся отечественных бизнес-структур по указанной проблематике, следует отметить:

– «Автомобильный завод «SILANT»: развитие автосборочного предприятия в кризис» (ООО «Автоспецоборудование», г. В. Новгород);

– «Развитие автомобилестроительного кластера Калужской области: итоги и перспективы» (Минэкономразвития Калужской области).

Рынок автокомпонентной отрасли

Весьма актуальными были доклады, посвященные проблемам развития производства в России силовых агрегатов и автокомпонентов мирового уровня.

Среди них:

– «Потенциал рынка автокомпонентов: возможные варианты развития» (Эрнст энд Янг-СНГ);

– «Перспективы гибридных двигателей» (компания «Frost & Sullivan»);

– «Развитие производства автокомпонентов в России на примере НПО «Турботехника».

В частности, опыт инжиниринговой и маркетинговой компании НПО «Турботехника», а также производственной фирмы ЗАО «Турбокомплект» (г. Протвино, Московской обл.) по организации производства эффективных и надежных турбокомпрессоров (агрегатов наддува), теплообменников, систем рециркуляции отработавших газов, насосных агрегатов подтверждает преимущества отработанных схем стратегического партнера по локализации автокомпонентов как для иностранных, так и российских компаний.

По мнению руководства НПО «Турботехника», привлечение отечественных производителей для осуществления локализации автокомпонентов имеет неоспоримые преимущества. Основные из них:

– налоговые льготы и конкурентоспособные цены;

– получение большей прибыли и более низкая цена техники;

– дополнительные рабочие места и рост экономики.

Организационно-экономические аспекты развития автопрома

Среди выступлений, посвященных росту продаж, повышению конкурентоспособности и эффективности выпускаемой автомобильной техники и комплектующих, следует отметить:

– «Предложения по мерам, направленным на создание экономических условий для привлечения инвестиций в российскую отрасль по производству автокомпонентов» (НП «ЦСУ АТ «РЕСПЕКТ»);

– «Государственный лизинг как инструмент стимулирования производства» (ООО «ГТЛК»);

– «Международный опыт проведения программ утилизации» (СП «Автофрамос», г. Москва);

– «Газ в качестве моторного топлива на транспорте РФ» (НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГМА), ОАО «Газпром»).

В частности, НГМА и ОАО «Газпром» представили прогноз потребления газовых видов моторного топлива в РФ в общем балансе на период до 2030 года (в зависимости от роста автомобильного парка РФ).

По мнению докладчиков, к 2030 году годовой объем потребления сжиженного углеводородного газа (СУГ) может достигнуть 4,3 млн.т, а природного газа (КПГ) — на уровне 3,3 млн.т (4,5 млрд. м3) — примерно по 3% в общем балансе автомобильного моторного топлива (рис. 3).


Рисунок 3. Доля потребления газовых видов моторного топлива в общем балансе в России к 2030 г.
Источник: НП «Национальная газомоторная ассоциация»

При этом выпуск «газовых» автомобилей на автозаводах России должен выйти на годовой уровень 10–20 тыс. в 2012 г., до 50 тыс. шт. в 2017–2019 гг. и до 100 тыс. шт. в 2022–2023 гг.

В докладе приведены комплексные меры по стимулированию роста потребления газа в качестве моторного топлива на транспорте в РФ (принятые во исполнение поручений Председателя Правительства В.В. Путина по итогам совещания в Н. Уренгое 11 ноября 2010 года).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отечественные производители автомобильной техники в посткризисном 2010 году обеспечили рост производства в размере 30% по сравнению с предкризисным 2009 годом.

Следует активно использовать оправдавшие себя комплексные меры роста продаж транспортной техники (участие в государственных и региональных программах утилизации и обновления АТС, развитие кластеров и новых производств, лизинг на льготных условиях, автокредиты и другие меры).

Необходимо принять новые эффективные комплексные решения на всех уровнях управления, учитывающие интересы государства и бизнеса.

Более подробную информацию по докладам и сообщениям, представленным на конференциях, можно получить в ОАО «АСМ-холдинг» (www.asm-holding.ru)