72-я международная научно-техническая конференция ААИ

1-2 декабря 2010 года состоялась очередная 72-я международная научно-техническая конференция Ассоциации автомобильных инженеров на тему «Техническое регулирование автотранспортных средств». Традиционно, эта ежегодная конференция привлекает внимание многих специалистов промышленности и экспортёров, отвечающих на своих предприятиях за вопросы сертификации продукции, поставляемой на российских рынок. Надо сказать, что и представители структур федеральной власти обычно внимательно относились к дискуссиям на конференции, поскольку они способствуют более эффективной реализации действующего технического законодательства и создают задел на его развитие в будущем.

Конец же 2010 года был особенным — на момент проведения конференции вступивший более двух месяцев назад в силу технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» так и не заработал. Тем большее разочарование у участников конференции вызвало отсутствие на ней представителей Минпромторга и Росстандарта, от которых надеялись услышать комментарии к ситуации. Хотя, ну что могли сказать высокопоставленные гости? Что кто-то где-то просто оказался нерасторопным? Неубедительно, поскольку промышленность и импортёры относятся к официальным процедурам, как к священному писанию, ведь от них зависит возможность продажи их продукции. Короче, отдуваться за «власти» пришлось Б.В. Кисуленко, сделавшему это искусно и дипломатично. Обсудив предстоящие проблемы внедрения технического регламента, участники уделили особое внимание вопросам применения системы ЭРА-ГЛОНАСС, бортовых интеллектуальных систем, структуры исполнительных органов подтверждения соответствия и другим.

Решение конференции прилагается. Ниже читатель найдёт также текст обращения ААИ к первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову, подготовленного по поручению конференции. На момент выхода этого номера журнала оно передано адресату.

Смотрите также расписание конференций ААИ на 2011 год, утверждённое Правлением ААИ.

РЕШЕНИЕ 72-й международной научно-технической конференции ААИ «Техническое регулирование в области автотранспортных средств»

Глобализация мировой автомобильной промышленности ставит перед отечественными автопроизводителями новые задачи по достижению современного технического уровня выпускаемой продукции и её легализации на внутреннем и внешнем рынках. Техническое регулирование – один из инструментов для решения этих задач. В этом плане вступление в силу технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств является актуальным, поскольку предшествует серии международных событий, ожидаемых в области мирового технического регулирования в ближайшие 5-10 лет.

Так, ведётся работа над одноимённым техническим регламентом Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Важное политическое решение принято в развитие Женевского Соглашения 1958 года — к 2014 году разработать принципы, форму и содержание международного (взаимопризнаваемого странами-участницами соглашения) одобрения типа транспортного средства (IWVTA — International Whole Vehicle Type Approval), которое станет шагом к созданию мировой системы выпуска в обращение транспортных средств.

Следует ожидать ускорения позитивных процессов в области экологии транспортных средств, поскольку в конкурентную борьбу за освоение российского рынка вступают производители автомобильного топлива, ранее притормаживавшие введение и реализацию требований уровня Евро-4, 5.

Широкое распространение интеллектуальных транспортных систем, как бортовых, делающих более безопасным управление автомобилем, так и инфраструктурных и комбинированных, интегрирующих все направления повышения безопасности дорожного движения, требует консолидации усилий специалистов не только автомобильной промышленности и транспорта, но и других отраслей — электронной, аэрокосмической и т.д. При этом в ряде случаев надо, для начала, найти общий разговорный язык - технический, экономический и юридический. Ярким тому примером является работа по системе ЭРА-ГЛОНАСС, позволяющей использовать современные возможности связи и навигации в целях снижения числа погибших и раненных в ДТП посредством более оперативного оказания помощи пострадавшим. При принципиальном понимании заинтересованными сторонами вновь открывающихся возможностей в сфере безопасности дорожного движения их реализация затруднена вследствие разного подхода к проблеме, а иногда и нежелания одной из сторон слушать аргументы другой.

Внедрение технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств сопровождается трудностями организационного и технического характера. Решение первых является делом времени. Вторые во многом связаны с несовершенством Федерального закона «О техническом регулировании», предопределившего применение технических требований в виде прямых норм, а также процедур подтверждения соответствия продукции и аккредитации Технических служб, Органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертов, оторванных от международной практики. Также вызывает обеспокоенность слабость испытательной базы, задействованной для реализации технического регламента.

В конференции приняли участие более 250-ти человек из 87-ми организаций. В ходе конференции проведен «круглый стол» по вопросам технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» и ежегодный семинар по тематике групп экспертов Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) КВТ ЕЭК ООН.

По итогам обсуждения конференция решила:

• Подготовить обращение на имя Первого заместителя Председателя Правительства российской Федерации Шувалова И.И. с изложением позиции Ассоциации автомобильных инженеров в отношении использования в проекте технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности колёсных транспортных средств» принципа ссылочных норм, рекомендаций Всемирного форума WP.29 по структуре Технических служб, уполномочиваемых для работы в области автотранспортных средств, а также приведение процедур аккредитации и уполномочивания Технических служб и экспертов в соответствии с практикой ведущих стран мира.

• Продолжить работу по разъяснению положений технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», используя для этого проведение тематических семинаров в рамках ААИ, ОАР, НАПАК, НАПТО, публикаций в СМИ.

• Принять к сведению информацию разработчиков технического регламента о подготовке методических рекомендаций по применению технического регламента и просить довести их до сведения заинтересованных предприятии и организаций до 25 декабря 2010 г.

• Создать Рабочую группу из специалистов ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», МАДИ (ГТУ) и других заинтересованных организаций по вопросам реализации решения правительства российской Федерации по системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Рабочей группе подготовить и направить в Минпромторг России предложения по принципам оснащения этой системой выпускаемых в России транспортных средств. Рассмотреть предложения во время 73-й конференции ААИ в марте 2011 г.

• В связи с разработкой технического регламента Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации о безопасности колесных транспортных средств предложить участникам конференции, предприятиям отрасли, импортерам, транспортным организациям, отраслевым научно-исследовательским и учебным организациям принять активное участие в обсуждении проекта технического регламента и передать разработчику – ФГУП «НАМИ» свои предложения до конца 2010 года.

• Комитету по эксплуатационной безопасности подготовить встречу с ДОБДД МВД России, Минтранса России, Росстандарта по вопросам процедур допуска к эксплуатации единичных ТС и методик проведения технических осмотров.

• Исполкому ААИ опубликовать материалы 72-й конференции в «Журнале автомобильных инженеров» и на сайте Ассоциации.

Председатель Оргкомитета конференции,
Президент ААИ
В.Л. Четвериков


АССОЦИАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРОВ (ААИ)

ASSOCIATION OF AUTOMOTIVE ENGINEERS (AAE)

01/10-072 15.12.2010 г.

Первому заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации
Шувалову И.И.

Уважаемый Игорь Иванович!

Ассоциация автомобильных инженеров — межрегиональная общественная организация, целью которой является привлечение интеллектуального потенциала инженерной общественности к решению технических и организационных проблем автомобильной промышленности и транспорта страны. Её коллективными членами являются более 60 групп специалистов и учёных предприятий автомобильной промышленности, транспорта, науки, высших учебных заведений России, а также специалисты Беларуси, Украины, некоторых западноевропейских стран. В течение 15 лет своей деятельности является членом Международной Федерации обществ автомобильных инженеров FISITA наряду с известными SAE International (США), VDI (Германия), JSAE (Япония) и аналогичными организациями других 33 стран мира.

Актуальной темой, находящейся в сфере интересов ААИ и ежегодно активно обсуждаемой ею, является техническое регулирование. Эксперты Ассоциации внесли большой вклад в разработку специального технических регламентов «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», «О безопасности колёсных транспортных средств». В настоящее время эксперты ААИ внимательно следят и принимают возможное участие в разработке одноимённых Межгосударственных технических регламентов стран Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

1-2 декабря 2010 года Ассоциация провела свою ежегодную научно-техническую конференцию на тему «Техническое регулирование в области автотранспортных средств», участники которой поручили обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой учесть проблемы, возникшие при введении вышеуказанных российских регламентов, при разработке и принятии межгосударственных.

Не задерживаясь на некоторых важных, но в большей степени технических вопросах, хотели бы обратить Ваше внимание на двух принципиальных моментах, от которых будет зависеть эффективность применения технических регламентов, как на территории Российской Федерации, так и в Едином экономическом пространстве.

Серьёзнейшей проблемой обоих технических регламентов является избирательный подход к принципу ссылок на стандарты, на которые в любом случае опираются регламенты. В техническом регламенте «О требованиях к выбросам …» на четыре исходных международных стандарта (Правил ЕЭК ООН, технических приложений в Женевскому соглашению 1958 года, участницей которого является Российская Федерация) приходится один Государственный стандарт России (ГОСТ Р) в отношении бензиновых двигателей больших коммерческих автомобилей —грузовиков и автобусов. Если к правилам ЕЭК ООН применен принцип ссылок, т.е. сами стандарты не раскрываются, содержатся лишь ссылки на официальные документы, в которых они опубликованы, то ГОСТ Р «распакован»: требования приведены в техническом регламенте, методика испытаний оторвана от них и приведена в качестве рекомендуемой ?!) в стандарте на испытания. С точки зрения технического специалиста это абсурд, поскольку значение требований жёстко привязано к методу испытаний, использующемуся для подтверждения соответствия требованиям. Однако малая актуальность продукции (тяжёлые бензиновые грузовики и автобусы) и единичность «распакованного стандарта» не создаёт серьёзных проблем при применении регламента «О требованиях к выбросам…».

Другое дело с регламентом «О безопасности колёсных транспортных средств», опирающимся на 95 Правил ЕЭК ООН, касающихся основных показателей автомобилей, автобусов, мотоциклов и другой дорожной техники для перевозки пассажиров и грузов и более сотни российских стандартов, из которых лишь семь касаются свойств базовых автомобилей, остальные — свойств автомобилей для выполнения специальных функций (например, автомобили для МВД, МЧС и т.д.) или несущих специальное технологическое оборудование, предназначенное для специализированных работ (например, автокран, автобетоновоз и т.д. ). Если добавить сотни страниц требований для оценки безопасности единичных транспортных средств (выпускаемых в обращение индивидуально, не в составе «типа») и автомобилей, находящихся в эксплуатации, также оторванных от методов оценки, получается около 500 страниц нечитаемого текста, практически нереализуемого, особенно в части контроля в эксплуатации, процедуры которого в странах Таможенного союза различаются. Учитывая, что данный регламент является межгосударственным, представляется целесообразным и обоснованным применение в нём принципа ссылок не только на Правила ЕЭК ООН, но и на Межгосударственные стандарты стран Таможенного союза, часть из которых технически готова и требует лишь процедуры принятия, а другие (большинство на основе стандартов СССР) могут быть подготовлены в разумные сроки. Следует подчеркнуть, что все эти стандарты использованы в проекте технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» представленном российской стороной. Именно на принципе ссылок построена «рамочная» Директива 2007/46 и дополнивший её регламент ЕС № 661/2009, которые будут положены в основу процедуры Международного одобрения типа транспортных средств, предполагаемой к внедрению после 2014 года в рамках Женевского соглашения 1958 года. Позицию ААИ в этом вопросе разделяют и представители Республики Беларусь в Рабочей группе по разработке регламента.

Другой проблемой является оторванность структуры органов для реализации технических регламентов (испытательные лаборатории, Органы по сертификации, Технические службы и т.д.) от международной практики. Многочисленные Органы по сертификации, порой частные, превратившие процесс подтверждения соответствия в бизнес, испытательных лабораторий, неспособных проводить испытания, неразвитость Технических служб, способных работать с международными требованиями, отстранённость Государства от ответственности за безопасность выпускаемых в обращение транспортных средств делают российскую систему подтверждения соответствия неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке услуг в в этой области, поскольку отечественные производители, ставящие задачу выйти на внешние рынки, вынуждены обращаться в Административные органы и Технические службы других стран-участниц соглашения 1958 года. Основная же цель процедуры допуска на рынок транспортных средств — обеспечение безопасности дорожного движения, при этом не достигается. Целесообразно построить структуру исполнительных органов автомобильных регламентов на европейских принципах, изложенных, в частности, в документах Европейской экономической комиссии ООН. Просим рассмотреть.

С уважением,
Президент ААИ В.Л.Четвериков

Межрегиональная общественная организация, Член FISITA
141800, п. Автополигон, Дмитровский р-н, Московская область, Россия
Телефон: (495) 994-9915, (495) 994-9935. Факс: (495) 994-9943
e-mail: aae@autorc.ru, www.autoengineer.ru